Автор: Разумова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: педагогический проект "Волшебница-вода"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Волшебница – вода»
Пермь, 2019
Волшебница вода
Описание проекта
Актуальность проекта
Значение воды в нашей жизни очень велико. Вода покрывает две трети
поверхности Земли. Вода - это моря, океаны, озёра, реки, ручьи и родники.
Она вокруг нас.
Вода—первый
и
любимый
всеми
детьми
объект
для
исследо-
вания.
С
водой
дети
соприкасаются
с
первых
дней
жизни.
Поэтому детям ин-
тересно узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется
вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки;
есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и
расти, кто живет в воде.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свой-
ствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас
независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь,
лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (че-
ловека, животных, птиц, рыб, растений). Узнают, что вода – это бесценный
дар природы, который нужно бережно сохранять.
Ведь именно в старшем до-
школьном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная актив-
ность.
Объект проекта: процесс воспитания бережного отношения к воде
Предмет проекта: эффективные методы и приемы воспитания береж-
ного отношения к воде.
Гипотеза: Если в группе создать благоприятные условия для проведе-
ния проекта (проведение бесед, заучивание стихов, эксперименты), то у детей
будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию ре-
бенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-пра-
вильного отношения к природе); родители будут проявлять интерес к органи-
зации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Цель проекта: Ознакомление детей со значение воды в жизни живых
существ, для здоровья человека, и с её свойствами.
2
Задачи проекта:
1.
Формировать у детей бережное отношение к окружающему
миру (водным ресурсам)
2.
Формировать у детей элементарные экологические пред-
ставления о воде.
3.
Развивать познавательные способности у детей в процессе
совместной исследовательской деятельности, практических опытов с
водой.
4.
Обогащать предметно-пространственную среду в группе с
учетом ФГОС к предметно-развивающей среде ДОО.
5.
Активизировать участие родителей в реализации педагоги-
ческого процесса через совместную деятельность с детьми.
Масштаб проекта: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитате-
ли, родители.
Ресурсы:
1.
Материально-технические ресурсы: Плакаты, иллюстрации,
картинки, карточки, картотеки, мультимедийное оборудование.
2.
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон РФ «Об образовании в РФ» 2012
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организаци-
ях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.2660», утверждённые Постановлением Главного государственно-
го санитарного врача РФ от 22 июля 2010г. №91
Устав ДОУ
Основная образовательная программа ДОО
Предполагаемый результат: дети знают свойства воды, её значение в жиз-
ни живых существ и человека.
Предполагаемый продукт проекта:
3
Мероприятия
Ответственные Ожидаемый результат
Детская конференция
Воспитатель
Презентация результатов
проекта
Фотовыставка “Вода вокруг нас”
Воспитатель
Оформлена выставка
«Вода вокруг нас»
Развлечение «Бесценная и всем
необходимая вода»
Воспитатель
У детей создано хорошее
настроение и закреплены
полученные в течение
проекта знания.
Проектная часть (этапы проекта, механизм реализации)
1.
Подготовительный этап
Мероприятие
Сроки
Участники
Предполагаемый продукт
и результат
1. Изучение нор-
мативно-право-
вой
документа-
ции,
литературы
по
проблеме
проекта
01.04.2019г.
Методист
Воспитатель
Определение
норматив-
ной базы исследования
2.Анализ
осна-
щенности
пред-
метно-игровой
среды группы
01.04.2019г.
Воспитатель
Аналитическая справка
3.Подбор диагно-
стических
мето-
дик для детей и
родителей
02.04.2019г.
Воспитатель
Подобрана диагностика
4. Изучение со-
держания
про-
граммы по данно-
02.04.2019г.
Воспитатель
Владение педагогами со-
держанием программы по
4
му
направлению
и
смежных
об-
разовательных
областей
данному направлению
2.
Проектировочный этап
Мероприятия
с
детьми
Сроки
Участники
Результат
Диагностика уровня
знаний детей о бе-
режном отношении
к воде
(приложение 1)
03.04.2019г.
Воспитатель,
дети
Набор диагностик: анкета
для родителей, опросник
для детей.
Определен уровень пред-
ставлений детей о береж-
ном отношении к воде.
Анализ
РППС
в
группе
по
теме
проекта
03.04.2019г.
Воспитатель
Аналитическая справка
Анкетирование
ро-
дителей
(приложение 2)
05.04.2019г.
Воспитатель,
родители
Определена степень заин-
тересованности
роди-
телей
в
необходимости
взаимодействия
Разработка
плана-
графика
мероприя-
тий
06.04.2019г.
Воспитатель
План-график
мероприя-
тий проекта
3.
Этап реализации проекта
План-график
Мероприятия
с
детьми
Сроки
Ответственные
Результат
Игра-беседа
«Капля,
08.04.2019г.
Воспитатель
Дошкольники име-
5
лед и пар – вода, это
будем знать всегда! »
Цель:
«погружение»
детей в проект, мотива-
ция на включение в
детскую
исследова-
тельскую
проектную
деятельность.
(приложение 3)
Просмотр
мульт-
фильмов
«Капитош-
ка» (приложение 20),
«Капитошка возвраща-
ется»
ют представление о
свойствах воды.
НОД «Путешествие к
Капельке»
Цель: развивать позна-
вательный интерес ре-
бенка в процессе экс-
периментирования
с
водой.
(приложение 4)
09.04.2019г.
Воспитатель
У дошкольников за-
креплены знания о
свойствах воды.
Детская конференция
«Мир проектов»
Цель:
презентация
старшими дошкольни-
ками своих исследова-
тельских проектов.
Чтение стихов и ска-
зок о воде
И.Ф. Тютчев «Весен-
10.04.2019г.
Воспитатель
Представление
старшими дошколь-
никами
своих
ис-
следовательских
проектов, опыта ра-
боты над ними, вы-
водов.
6
ние воды»,
Н.
Рыжова
«Говорят
она везде!»
Экологическая
сказка
«Путешествие капель-
ки»
(приложение 5)
Просмотр
мульт-
фильмов «Азбука бе-
режливости.
Берегите
воду»
(приложение
19); «Чебурашка и кро-
кодил Гена» (отрывок)
НОД «Бережем воду»
(приложение 6)
11.04.2019г.
Воспитатель
Дошкольники
по-
гружены в детский
нормативный
проект,
выработка
ими правил береж-
ного отношения к
воде.
Презентация проекта
«Берегите воду»
Цель:
представление
нормативных
проек-
тов, осознание правил
бережного отношения
к воде.
Выставка
плакатов
«Сохраним
воду чистой»
Цель:
Закрепить зна-
ния о значении
воды в нашей жизни.
12.04.2019г.
Воспитатель
Представлены нор-
мативные
проекты
перед родителями и
другими
воспитан-
никами
старшей
группы.
Закреплены знания
о значении воды.
Конкурс стихотворе-
ний о явлениях приро-
15.04.2019г.
Воспитатель
У
дошкольников
воспитано
чувство
7
ды (Воде)
Цель: воспитание у до-
школьников эстетиче-
ских чувств, любви и
бережного отношения
к воде.
(приложение 7)
НОД по речевому раз-
витию
составление
рассказа по картине
«У речки»
(приложение 8)
любви и бережного
отношения к воде.
Д/и
«Кому
нужна
вода?»
Цель: познакомить де-
тей с живыми суще-
ствами, которым жиз-
ненно-необходима
вода.
(приложение 9)
Аппликация «Капель-
ки дождя»
Цель: Вызвать у детей
эмоциональный
от-
клик;
желание передавать об-
раз в аппликации.
(приложение 10)
16.04.2019г.
Воспитатель
Дети знают живот-
ных, нуждающихся
в воде для сохране-
ния жизни.
Составление коллек-
тивного
рассказа
«Что мы знаем о воде»
19.04.2019г.
Воспитатель
Дети погружены в
детский творческий
проект.
8
Цель: погружение до-
школьников в детский
творческий проект.
Презентация проекта
«Что мы знаем о воде»
Цель:
представление
детских
творческих
проектов.
Загадывание загадок
о воде.
(приложение 11)
22.04.2019г.
Воспитатель
Представлены
дет-
ские
творческие
проекты.
Викторина «Про вол-
шебницу – воду все
знай и на вопросы от-
вечай.
Цель: закрепление зна-
ний детей о свойствах
воды и бережном отно-
шении к ней.
(приложение 12)
24.04.2019г.
Воспитатель
У детей закреплены
знания о свойствах
воды
и
бережном
отношении к ней.
Развлечение
«Бесцен-
ная и всем необходи-
мая вода»
Цель: создание хоро-
шего настроения у до-
школьников.
(приложение 13)
26.04.2019г.
Воспитатель
У детей создано хо-
рошее настроение и
закреплены
полу-
ченные
в
течение
проекта знания.
Мероприятия с роди-
телями
Консультация
«Как
помочь
ребенку
со-
здать проект»
08.04.2019г.
Воспитатель
У родителей форми-
руется
представле-
ние
о
детской
9
Цель:
формирование
представлений о дет-
ской
проектной
дея-
тельности.
(приложение 14)
проектной деятель-
ности.
Заочная консульта-
ция «Природа в жизни
вашей семьи»
(приложение 15)
09.04.2019г.
Воспитатель
Родители
ознаком-
лены с представлен-
ной темой, у роди-
телей
повышается
уровень их знаний в
вопросах бережного
отношения к при-
родным ресурсам.
Семинар – практикум
на тему «Развитие по-
знавательно-исследова-
тельской деятельности
дошкольников
через
организацию детского
экспериментирования»
Цель:
повышение
компетентности роди-
телей в вопросах раз-
вития опытно-экспери-
ментальной деятельно-
сти детей.
(приложение 16)
11.04.2019г.
Воспитатель
Родители
ознаком-
лены с темой семи-
нара-практикума
и
готовы эксперимен-
тировать с детьми.
Презентация проекта
«Береги воду»
12.04.2019г.
Воспитатель
Просмотрены
дет-
ские проекты.
Конкурс стихотворе-
ний о явлениях приро-
ды (Воде)
(приложение 7)
Фотовыставка “Вода
вокруг нас”
15.04.2019г.
Воспитатель
Проведен конкурс.
Оформлена выстав-
ка
«Вода
вокруг
нас»
4.
Оценка эффективности проекта (описание методов оценки ре-
зультатов проекта):
1. Режим развития: проект будет успешным, если его задачи будут реа-
лизованы совместной деятельностью педагоги-дети-родители. Они
стремятся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового.
10
2. Согласованность действий педагогов и родителей: для эффективно-
сти реализации этапов проекта важно постоянное получение обратной
информации от родителей с последующей коррекцией плана работы
ДОО с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта:
все формы и методы взаимодействия семьи и ДОО, которые будут ис-
пользованы во время реализации этапов проекта, должны способство-
вать установлению доверительных отношений между педагогами и ро-
дителями.
4. Заинтересованность родителей: устранение трудностей привлечения
родителей к взаимодействию возможно, если родители будут видеть
активность своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию
успехов в развитии, следовательно, нужно транслировать родителям
положительный образ ребенка.
5. Основные принципы реализации проекта при организации работы с
детьми и родителями: личностно-ориентированный и деятельностный
подходы; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые под-
ходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Дальнейшее развитие проекта, трансляция проекта: трансляция
проекта на сайте детского сада (фотовыставка); презентация на городском
уровне.
Список литературы
11
1.
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошколь-
ников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
ФГОС. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64с.
2.
Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей /Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. —
М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
3.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020гг
4.
Дергунская В.А., Проектная деятельность дошкольников:
Учебно-методическое пособие на основе ФГОС «Издательство
Центр педагогического образования», 2016.- 208с
5.
Михайлова-Свирская, Л.В. Метод проектов в образовательной
работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Ми-
хайлова-Свирская. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2017. – 95с.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт до-
школьного образования
7.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты
для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
8.
Исакова Н. В. «Развитие познавательных процессов у старших
дошкольников через экспериментальную деятельность» - СПб:
ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
12