Автор: Ариносова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№4
Населённый пункт: МДОУ№4
Наименование материала: Открытое занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Где то на белом свете»
Тема: «Животные Севера»
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие в подготовительной к школе
логопедической группе «Где то на белом свете»
(по теме «Животные Севера»)
Воспитатель: Ариносова Н.А
Открытое занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Где то на
белом свете» (по теме «Животные Севера»)
Цель: воспитывать
речевую
культуру
детей,
уточнить
и
обобщить
представления детей о животных Севера.
Задачи:
1.
продолжать учить составлять сравнительный рассказ с опорой на
графическую схему;
2.
развивать слуховое внимание, зрительный гнозис;
3.
продолжать формировать слухо-моторную координацию;
4.
уточнить и обобщить представления детей о животных (белом и
буром медведях);
5.
закреплять правильное произношение звуков в речи;
6.
продолжать
развивать
навыки
звукового
анализа,
синтеза,
слогового анализа;
7.
воспитывать желание общаться, работать сообща.
8.
воспитывать интерес к окружающему миру;
9.
воспитывать активность, внимательность, самостоятельность,
инициативность;
10.
развивать
общую
и
мелкую
моторику,
ориентировку
в
пространстве
Оборудование: предметные картинки («утка», «мышь», «кот», «апельсин»),
разрезные картинки с изображением бурого и белого медведей на магнитной основе,
графическая схема для составления связного рассказа, тренажёр «Умные кубики» (по
количеству детей), доска, письмо, листочки в клетку(по количеству детей и
родителей), простые карандаши (по количеству детей).
Предварительная работа: знакомство с внешним видом, образом жизни
животных Севера; чтение и пересказ рассказов о животных; инсценировка сказки
«Встреча бурого и белого медведей»; заучивание стихотворений и загадок о птицах и
животных Севера; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильма «Умка».
Дети проходят в группу и садятся за столы.
1.
Организационный момент
игра «Хорошо - плохо» Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время
года? Назовите приметы зимы. А где всегда бывает много снега, холодно,
морозно? Как вы думаете, что хорошего, а что плохого на Севере?
Дети. Хорошо: красиво, все белое блестящее, можно увидеть животных и
птиц, которых не увидишь у нас, …. Плохо: очень холодно, не погуляешь долго,
короткий день, много снега …..
II. Основная часть. Введение в тему.
1. Воспитатель(в руках конверт). Сегодня нам пришло письмо. От кого
оно, догадайтесь? (достает из конверта письмо и предметные картинки:
«удочка», «мак», «кот», «апельсин»).
Чтение письма логопедом:
«Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все
кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с
вами. До свидания. PS: моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого слова по
первому звуку».
Воспитатель. Кто же написал это письмо?
Дети определяют первые звуки в словах, названиях предметных
картинок: утка, мышь, кот, апельсин. Получается – «УМКА».
Воспитатель. Давайте составим схему слова УМКА. (Звуковой анализ
слова.)
- Сколько слогов? Сколько звуков в слове? Какой первый! Дайте
характеристику. Какой второй звук в слове? Дайте характеристику. Какой третий
звук? Расскажите о нем. Назовите четвёртый звук. Охарактеризуйте его. Сколько
гласных? Сколько согласных? (работа со звуковыми пеналами)
Воспитатель. Теперь давайте это слово сложим из букв. (Работа с
тренажёром «Умные кубики»)
2. Физминутка
Воспитатель. На чем мы попасть к Умке? (На вертолете, на ледоколе).
(Дети встают в круг и выполняют упражнение «Ледокол»- упражнение
на развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве).
Речь с движением «Ледокол»
Мы плывем на ледоколе ладони сложить лодочкой
Ледокол идет по льду выполнять покачивание руками,
Ледяное поле колет сложить руки ладонями вниз
И ледовую гряду руки сжать в кулаки
Слева льдины проплывают левая рука в сторону
Справа айсберги встают правая рука в сторону
А друзья не унывают ладони сложить лодочкой
И по-прежнему плывут. выполнять покачивание руками.
3. Игра «Радисты» (Повторение детьми ритма за воспитателем по
цепочке, с использованием карандаша):
Воспитатель. Давайте отправим сообщение о том, что мы получили
письмо.
Внимание! Внимание!
Сообщение получайте,
Слушайте внимательно,
Другим передавайте.
4. Игра «Собери из частей целое». Развитие целостности восприятия,
концентрации внимания, мелкой моторики
Воспитатель. Умка прислал вам 2 фотографии, но от дальней дороги
они развалились на части. Давайте соберем фотографии.
Деление на команды с помощью разрезного материала (2 разрезные
картинки, с изображением белого медведя и бурого медведя, дети берут части –
делятся на 2 команды и собирают)
5.
Составление
сравнительного
рассказа
с
помощью
схемы. Развитие
связной
речи. Коммуникативных
навыков. Наглядное
моделирование.
Дети: У белого медведя белая шуба, а у бурого - коричневая.
Белый медведь не ложиться в спячку, бурый медведь спит всю зиму в
берлоге
Белый медведь питается рыбой, тюленями, а бурый ягодами, рыбой.
Шерсть белого медведя покрыта слоем жира, а у бурого нет.
6. Подвижная игра «Рыбалка» Дети, изображающие медведей, берутся
за руки и делают ворота. Дети-«рыбки» перебегают круг через ворота. Как
только
стихотворение
заканчивается
«ворота»
закрываются.
«Медведи»
считают, сколько «рыб» они поймали.
Много рыбы в океане.
Рыба плещется в воде.
А медведи эту рыбу
Караулят в полынье.
7. Графический диктант «Рыбка»
Воспитатель. Давайте сделаем подарки Умке. Проходите за столы,
возьмите листы бумаги и найдите в верхнем левом углу листа точку. Я буду
диктовать, как двигается карандаш по клеточкам. Вы слушаете внимательно и
выполняете действия карандашом. Что у вас получилось?
Дети. Рыбка.
Воспитатель. Отправим
ваши
работы
Умке.
(Дети
складывают
получившиеся рисунки в конверт).
III. Подведение итогов.
* Рефлексия.
Воспитатель. Какое задание для вас было трудным? С чем справились
хорошо? Спасибо. Вы были молодцы.