Автор: Божаева Секирхан Менлажиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка"
Населённый пункт: пгт Федоровский Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Божаева С.М., воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего
вида«Белочка»
пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДОУ
В
настоящее
время
активно
обсуждается
проблема
применения
гендерного
подхода
для
решения
теоретических
и
практических
задач
воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания
девочек и мальчиков. Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении
мальчиков и девочек, развития их гендерного самосознания и ценностных
ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности
посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и
культуры [2, с.12].
Воспитание подрастающего поколения мы рассматриваем как
целенаправленную
педагогическую
деятельность
по
развитию
личности
мальчика/девочки,
различных
сфер
индивидуальности
(интеллектуальной,
мотивационной,
деятельностной,
эмоциональной,
саморегуляции)
и
гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками
гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной
культурой взаимоотношений [1, с.23].
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом
является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного
возраста. Цель
гендерного
воспитания:
возвращении
традиционных
гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена
на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности,
решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных
женских качеств (доброты, сострадательности). Под влиянием воспитателей
и
родителей
дошкольник
должен
усвоить
половую
роль,
или
гендерную
модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли
как
женщину
или
мужчин.
Гендерное
воспитание
в
семье
налажено
с
рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка,
они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика,
или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу, но гендерное
воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные
коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые [2, с.34].
Разнополое
воспитание
в
детском
саду
во
многом
опирается
на
индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров
поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно
сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный
момент
и
считают,
что
больше
ничего
делать
не
нужно.
Дети
и
так
скопируют
каждый
свою
гендерную
роль.
Проблема
состоит
в
том,
что
зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например,
папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами или же
образец с папой вообще недоступен и существует масса других негативных
нюансов.
Настоящим
выходом
из
сложившейся
ситуации
является
целенаправленное
гендерное
воспитание.
Целенаправленное
воспитание,
оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно
повлияет
на
развитие
личности
и позволит
проявлению
у
девочек
и
мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в
современном
обществе.
Механизмом
гендерного
воспитания
детей
дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
средства – игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни; методы –
схемы-действия. проблемные ситуации, познавательно-развивающие беседы;
формы - экспериментальная деятельность, проблемно – поисковая, игровая .
Организация педагогических ситуаций способствует накоплению
ребенком позитивного гендерного
опыта, усвоения культуры поведения:
«Этикет
для
девочек
и
мальчиков»,
«Поведение
мальчиков»,
«Поведение
девочек»,
«Добрый
день,
здравствуйте»
и
другие.
Все
педагогические
ситуации объединяются в темы, структурируются.
Взаимодействия детского сада с семьей - необходимое условие успешного
решения задач, которые я поставила. Родители - это база, фундамент, без
которого
невозможно
строить
процесс
воспитания
ребенка.
Модель
родительского
поведения,
их
отношения
и
взаимоотношения
-
основа
психосексуального развития ребенка, становление его психологического пола
формирование гендерной идентичности.
Процесс воспитания в детском саду нужно выстраивать с учетом
гендерных
особенностей
воспитанников,
современной
педагогической
реальностью. Это становиться важным фактором воспитания дошкольников
и их соцализации в обществе.
Список использованной литературы.
4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник СПб.: Детство-пресс, 2004. -144 с.
1. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного
возраста. Челябинск, 2008. -148 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве. - М.: Педагогика, 2009.-154 с.
3. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников
-М.: Педагогическое общество России, 2009.- 165 с.
4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник СПб.: Детство-пресс, 2004. -168 с.