Напоминание

"Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ"


Автор: Божаева Секирхан Менлажиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка"
Населённый пункт: пгт Федоровский Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Божаева С.М., воспитатель

МБДОУ детский сад общеразвивающего

вида«Белочка»

пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

В

настоящее

время

активно

обсуждается

проблема

применения

гендерного

подхода

для

решения

теоретических

и

практических

задач

воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания

девочек и мальчиков. Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении

мальчиков и девочек, развития их гендерного самосознания и ценностных

ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности

посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и

культуры [2, с.12].

Воспитание подрастающего поколения мы рассматриваем как

целенаправленную

педагогическую

деятельность

по

развитию

личности

мальчика/девочки,

различных

сфер

индивидуальности

(интеллектуальной,

мотивационной,

деятельностной,

эмоциональной,

саморегуляции)

и

гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками

гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной

культурой взаимоотношений [1, с.23].

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом

является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного

возраста. Цель

гендерного

воспитания:

возвращении

традиционных

гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена

на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности,

решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных

женских качеств (доброты, сострадательности). Под влиянием воспитателей

и

родителей

дошкольник

должен

усвоить

половую

роль,

или

гендерную

модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли

как

женщину

или

мужчин.

Гендерное

воспитание

в

семье

налажено

с

рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка,

они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика,

или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу, но гендерное

воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные

коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые [2, с.34].

Разнополое

воспитание

в

детском

саду

во

многом

опирается

на

индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров

поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно

сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный

момент

и

считают,

что

больше

ничего

делать

не

нужно.

Дети

и

так

скопируют

каждый

свою

гендерную

роль.

Проблема

состоит

в

том,

что

зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например,

папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами или же

образец с папой вообще недоступен и существует масса других негативных

нюансов.

Настоящим

выходом

из

сложившейся

ситуации

является

целенаправленное

гендерное

воспитание.

Целенаправленное

воспитание,

оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно

повлияет

на

развитие

личности

и позволит

проявлению

у

девочек

и

мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в

современном

обществе.

Механизмом

гендерного

воспитания

детей

дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

средства – игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни; методы –

схемы-действия. проблемные ситуации, познавательно-развивающие беседы;

формы - экспериментальная деятельность, проблемно – поисковая, игровая .

Организация педагогических ситуаций способствует накоплению

ребенком позитивного гендерного

опыта, усвоения культуры поведения:

«Этикет

для

девочек

и

мальчиков»,

«Поведение

мальчиков»,

«Поведение

девочек»,

«Добрый

день,

здравствуйте»

и

другие.

Все

педагогические

ситуации объединяются в темы, структурируются.

Взаимодействия детского сада с семьей - необходимое условие успешного

решения задач, которые я поставила. Родители - это база, фундамент, без

которого

невозможно

строить

процесс

воспитания

ребенка.

Модель

родительского

поведения,

их

отношения

и

взаимоотношения

-

основа

психосексуального развития ребенка, становление его психологического пола

формирование гендерной идентичности.

Процесс воспитания в детском саду нужно выстраивать с учетом

гендерных

особенностей

воспитанников,

современной

педагогической

реальностью. Это становиться важным фактором воспитания дошкольников

и их соцализации в обществе.

Список использованной литературы.

4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник СПб.: Детство-пресс, 2004. -144 с.

1. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного

возраста. Челябинск, 2008. -148 с.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в

детстве. - М.: Педагогика, 2009.-154 с.

3. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

-М.: Педагогическое общество России, 2009.- 165 с.

4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник СПб.: Детство-пресс, 2004. -168 с.



В раздел образования