Автор: Буровцева Екатерина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: авторская разработка
Тема: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для дифференциации свистящих и шипящих звуков в уcтной речи детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
УЧИМСЯ
РАЗЛИЧАТЬ
ЗВУКИ
С – Ш, З - Ж
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для дифференциации свистящих и
шипящих звуков в уcтной речи детей
старшего дошкольного возраста.
Учитель-логопед Буровцева Е.А.
Предисловие
Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и
грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок
должен отличать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Таким
образом, помимо постановки и автоматизации звуков часто необходимы
упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые
наиболее часто смешиваются детьми.
Смешение звуков может быть обусловлено:
- трудностями поиска и удержания необходимой для произнесения звука
артикуляционной позиции;
- неверным восприятием на слух близких по звучанию звуков (при
отсутствии физического снижения слуха).
Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и
взаимообусловленных
процесса.
Очевидно,
что
для
правильного
произнесения фонем необходимо уметь различать их на слух. В то же
время произношение влияет на слуховое восприятие звуков. Таким
образом,
необходимо
одновременно
добиваться
и
правильного
произношения звуков и умения различать их на слух.
Часто смешиваются уже поставленные и отработанные звуки, поэтому
дифференциация звуков является необходимым этапом логопедических
занятий.
Систематические
упражнения
по
различению
звуков
активизируют
фонематическое
восприятие,
способствуют
осознанию
звукобуквенного состава слов, формируют мыслительные операции
противопоставления и помогают контролировать свою речь.
Данное пособие представляет собой сборник заданий для
дифференциации звуков, смешиваемых детьми, выполнение которых
может проводиться как на коррекционном занятии с логопедом так и дома
с родителями. Комплект состоит из четырех сборников:
«УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Р-Л-Рь-Ль». Рабочая тетрадь для
дифференциации сонорных звуков в уcтной речи детей старшего
дошкольного возраста.
«УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ С-Ш-З-Ж». Рабочая тетрадь для
дифференциации свистящих и шипящих звуков в уcтной речи детей
старшего дошкольного возраста.
«УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Б-П, Д-Т». Рабочая тетрадь для
дифференциации звонких и глухих согласных звуков в уcтной речи детей
старшего дошкольного возраста.
Преимущество данных тетрадей заключается в том, что они
представляют собой готовый комплект игр и упражнений для закрепления
правильного произношения смешиваемых в речи звуков. Родителям и
логопеду не нужно переписывать задания, подбирать и наклеивать
картинки. Таким образом, цель данного пособия – помочь логопеду
спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению
несложных
домашних
заданий
с
детьми,
позволяющих
закрепить
полученные на логопедических занятиях навыки. Представленный речевой
и картинный материал ориентирован на детей 6-8 лет.
Материал пособий подобран с соблюдением дидактических принципов
доступности, небольшого объема и наглядности и учетом традиционного
порядка автоматизации и дифференциации звуков: последовательно, «от
простого к сложному».
Каждое задание – набор упражнений и игр для закрепления правильного
произношения звуков в речи:
- Речевой материал для отраженного проговаривания ребенком вслед за
взрослым.
- Речевые игры, способствующая развитию фонематического восприятия
и/или совершенствованию лексико-грамматических компетенций.
- Скороговорки, чистоговорки, рифмовки, четверостишия, доступные для
ребенка на данном этапе коррекционной работы.
В каждом задании предлагается картинный материал, который не только
несет функцию наглядности и повышает интерес ребенка к занятиям, но и
способствует развитию графомоторных навыков.
Задания пронумерованы. Однако учитель-логопед, исходя из
возможностей ребенка и этапа логопедической работы, может выбирать
задание, не придерживаясь порядка нумерации.
Комплект рабочих логопедических тетрадей предназначен для
логопедов и родителей, чьи дети занимаются с логопедом.
Дифференциация С-Ш
Задание 1
1.
Игра «Качели» (повтори звуки парами):
С (язык вниз, рука вниз) – Ш (язык вверх, рука вверх)
Ш (язык вверх, рука вверх) - С (язык вниз, рука вниз)
чередуем
2.
Игра «Путаница» (повтори цепочки слогов):
са-ша
со-шо
су-шу
сы-ши
сэ-ше
ша-са
шо-со
шу-су
ши-сы
ше-сэ
шу-са
ши-со
со-ша
ше-су
сэ-шо
су-ши-са
ши-са-шу
ши-су-шо
сэ-шо-са
шо-сы-шу
ше-су-шо
са-су-ши
3.
Повтори слова парами:
сутки-шутки
стык-штык
сок-шок
суд-шут
свет-швед
стиль-штиль
сайка-шайка
суметь-шуметь
сытый-шитый
шутки-сутки
штык-стык
шок-сок
шут-суд
швед-свет
штиль-стиль
шайка-сайка
шуметь-суметь
шитый-сытый
шут-суд
сутки-шутки
штык-стык
сок-шок
шитый-сытый
суметь-шуметь
шайка-сайка
стиль-штиль
швед-свет
4.
Игра «Что есть у Сони?» - «Что есть у Шуры?»
У Сони есть - шуба
шило
шайба
шахматы
шиповник
шапка
шутка
У Шуры (Маши) есть - санки
— собака
— сумка
— сова
— сапоги
— самолет
— самокат
Обведи, дорисуй и раскрась шахматы и санки.
Задание 2
1.
Повторяем слова парами
усы-уши
пески-пешки
пасли-пошли
посол-пошел
усат-ушат
каска-кашка
пасу-пашу
миска-мышка
уши-усы
пешки-пески
пошли-пасли
пошел-посол
ушат-усат
кашка-каска
пашу-пасу
мышка-миска
пески-пешки
уши-усы
посол-пошел
пошли-пасли
усат-ушат
мышка-миска
пасу-пашу
кашка-каска
2.
Повторяем слова со звуками С и Ш в одном слове:
Саша
суша
сушка
самшит
сушить
спешить
смешить
слушать
скушать
солнышко
смешинка
пастушок
спешка
сушеный
слишком
стишок
3.
Игра «Назови ласково» (измени слово по образцу):
стих — стишок
пастух— пастушок
солнце — солнышко
сын — сынишка
Саша — Сашенька
соловей — соловушка
стекло — стеклышко
старуха-старушка
Раскрась пастушка
Задание 3
1.
Повторяем слова парами:
наш — нас
ваш - вас
мышь — мыс
плюш — плюс
марш – Марс
кыш-кис
нас-наш
вас-ваш
мыс-мыш
плюс-плюш
Марс-марш
кис-кыш
2.
Повторяем слова со звуками С и Ш в одном слове:
шоссе
шесть
шахматист
штангист
фисташки
насмешка
сошка
скошу
шоссе
смешать
шелест
шалость
путешествие
шасси
шесток
веснушки
пушистый
сынишка
машинист
Стеша
3.
Игра «Посчитай-ка» (Посчитай предметы от 1 до 6. Например:
один пастушок, два пастушка, ….. шесть пастушков. И т.д.)
пастушок штангист сушки
Раскрась картинки
1
2
5
4
3
6
Задание 4
1.
Повторяем словосочетания:
пушистая кошка
скошенный овес
ясное солнышко
смешной шалунишка
неспешный шаг
вкусная сушка
сплошные веснушки
2.
Игра «Я, ты, он, она»:
Я съем сушку.
Ты съешь сушку.
Он…
Она…
Они…
Вы…
Мы…
Я насмешу Сашу.
Ты…
Он…
Она…
Они…
Вы…
Мы…
Я спишу стишок
Ты…
Он…
Она…
Они…
Вы…
Мы…
3.
Повторяем чистоговорки:
Су — су — шу, я носки свои сушу.
Шу — шу — су, сушки Саше я несу.
Ше — ше — сэ, Саша вышел на шоссе.
Сы — сы — ши, я спешу, и ты спеши.
4.
Дорисуй и раскрась Стешу и Сашу.
Задание 5
1.
Повторяем скороговорки:
Сушат сушки для мышки.
Надо суметь тут не шуметь.
Стал солить – не надо шалить.
Наш посол не туда пошел.
Мышка Сашка скушала кашку.
2.
Игра «Он и Я» (продолжи по образцу):
Он спешит в сад, и я спешу в сад.
Он сушит шубу, и я ...
Он слышит голос, и я ...
Он спишет стишок, и я ...
Он смешит детей, и я ...
Он скосит сено, и я ...
Он смешает соки, и я ...
Раскрась пушистую шубу.
3.
Проговариваем, заучиваем:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и ушки.
Обведи по точкам и раскрась кошку
Задание 6
1.
Повторяем рифмовки:
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Машинист сошел с подножки, солнышко в его окошке.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Шесть мышат спать спешат.
Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.
2.
Продолжи предложение по образцу.
У Паши смешной стишок, а у Сани ещё смешнее.
Ландыши душистые, а сирень ещё ...
Лариса успешно учится, а Настя ещё ...
Серёжа поспешно собирается, а Денис ещё ...
Ваня очень шустрый, а Саша ещё ...
Вова старший в классе, а Максим его ещё ...
В дремучем лесу очень страшно, а ночью ещё …
3.
Проговариваем, заучиваем:
Саша сухо сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть. Раскрась сушки
4.
Дорисуй, раскрась и посчитай вслух каждое солнышко.
1
Дифференциация З-Ж
Задание 1
1.
Игра «Качели» (повтори звуки парами):
З (язык вниз, рука вниз) – Ж (язык вверх, рука вверх)
Ж (язык вверх, рука вверх) - З (язык вниз, рука вниз)
чередуем
2.
Игра «Путаница» (повтори цепочки слогов):
за-жа
зо-жо
зу-жу
зы-жи
зэ-же
жа-за
жо-зо
жу-зу
жи-зы
же-зэ
жу-за
жи-зо
зо-жа
же-зу
зэ-жо
зу-жи-за
жи-за-жу
жи-зу-жо
зэ-жо-за
жо-зы-жу
же-зу-жо
за-зу-жи
3.
Повтори слова парами:
залей-жалей
зовет-живет
зал-жал
зыбкий-жидкий
жалей-залей
живет-живет
жал-зал
жидкий-зыбкий
4.
Повтори слова со звуками З и Ж в одном слове:
железо
желтизна
залежи
заслужить
закружить
забежать
задрожать
задержать
извержение
зажигалка
зажать
заряжать
возможно
измажу
безмятежно
замораживать
завизжать
зажарить
жезл
зажим
2
Назови и раскрась картинки
Задание 2
1.
Повтори слова парами:
козы-кожи
лозы-ложи
разок-рожок
пазы-пажи
лизать-лежать
называть-наживать
вызывать-выживать
дерзать-держать
кожи-козы
ложи-лозы
рожок-разок
пажи-пазы
лежать-лизать
наживать-называть
выживать-вызывать
держать-дерзать
2.
Игра «Он и я»:
Он заходит – и я захожу
Он задрожит – и я задрожу
Он затормозит – и я заторможу
Он задержится - и я задержусь
Он завяжет бант – и я завяжу бант
Он заслужит награду – и я заслужу награду
Он заводит грузовик – и я завожу грузовик
Он зарядит ружье – и я заряжу ружье
3.
Проговариваем, заучиваем:
Зайка забавный у Жени живет.
Женя не знает с зайкой забот.
Зайке не нужен ни обед, ни ужин.
3
Задание 3
1.
Повтори словосочетания:
книжный заголовок
кожаная закладка
долгожданный звонок
заветное желание
железный жезл
заводной медвежонок
вязаный жакет
званый ужин
змеиное жало
важное задание
желтая звезда
протяжный звук
желтые зерна
звонкий жаворонок
нежный узор
золотое ожерелье
ржавое железо
заряженное ружье
влажный зонт
ужасное извержение
2.
Игра «Я, ты. он, она…»(измени предложение):
Я покажу язык.
Ты… покажешь язык.
Он…покажет язык.
Она… покажет язык.
Они…покажут язык.
Мы… покажем язык.
Вы… покажете язык.
Я разложу одежду.
Ты…
Он…
Она…
Они…
Мы…
Вы…
3.
Проговариваем, заучиваем:
Пес на завалинке лежал
И лапу заднюю лизал.
4
Я Жучку к будке привязала,
Чтобы она не убежала.
Дифференциация С-Ш-З-Ж
Задание 1
1.
Повтори предложения:
Ёжик залез в опавшие листья.
Полезно дышать свежим воздухом.
В Сашином доме большие лоджии.
Маша запомнила таблицу умножения.
Женя поставила в вазу душистые ландыши.
На сеновале пахнет свежим душистым сеном.
В саду дорожки засыпаны жёлтым песком.
Дежурные забыли положить столовые ножи.
2.
Игра «Посчитай-ка»
Один подснежник, два подснежника, три подснежника, четыре подснежника,
пять подснежников, шесть подснежников. И т.д.
подснежник снежинка сороконожка
3.
Проговариваем, заучиваем:
Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара...
Если на лбу появляется шишка,
Пуговки нет, изорвётся пальтишко,
Или другая какая беда, —
5
Бабушка нам помогает всегда.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами!
Что позабудет — подскажем ей сами.
Раскрась картинки
Список литературы.
1.
Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Ш-Сь. Домашние
логопедические тетради для детей 5-7 лет.
2.
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.
3.
Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками.
4.
Кастюкевич М.В. Ярмарка звуков: Дидактический материал для коррекции
произношения звуков.
5.
Норкина-Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей.
6.
Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты
произношения. Дислексия. Дисграфия.
7.
Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно. Логопедический альбом.
Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми.
8.
Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у
детей 5-7 лет.
9.
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.
10. Интернет-ресурсы.
6