Напоминание

Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование у детей раннего возраста культурно- гигиенических навыков».


Автор: Горбунова Оксана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование у детей раннего возраста культурно- гигиенических навыков».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №124»

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализации программы 2019-2020 учебный год.

«Формирование у детей раннего

возраста культурно- гигиенических

навыков».

Подготовила: воспитатель

группы раннего возраста

Горбунова Оксана Александровна

Дзержинск

2019г

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм

ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней

среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия -

благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей

актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно

воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы

дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки,

научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей

привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и

самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми я заметила, что у большинства детей, пришедших в

детский сад , отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной

гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться,

объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней

поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось,

что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию

самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все

сделать за них сами.

Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии

ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он

может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а

вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы

родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд

консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила

родителям, что семья — первое общество, где формируется характер

ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые

навыки.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.

Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование

культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не

менее важные задачи по формированию начальных представлений о

здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей,

физического, так и психического.

Цель:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной

деятельности взрослых и детей.

Задачи

1. Работа с детьми:

Побуждать детей мыть руки и лицо по мере загрязнения и перед едой,

вытирать их полотенцем.

Развивать у детей умение правильно вести себя за столом во время

еды, кушать аккуратно, не проливая пищи на стол, благодарить, выходя

из-за стола.

Способствовать умению пользоваться индивидуальными предметами

(носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).

Обучать детей навыкам самообслуживания.

Формировать навыки опрятности.

Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы

умывания, одевания, приёма пищи).

2. Работа с родителями:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-

гигиенических навыков;

Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение

рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических

навыков.

Укрепление связи с родителями.

3.Работа для педагогов:

Подбор игр и материалов для оснащения предметно-пространственной

среды.

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой

литературы по данному направлению.

Систематизировать работу по формированию культурно-

гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, публицистическая,

художественная), интернет-ресурсы, медиа-информация на различных

ресурсах/

Ожидаемые результаты самообразования:

повышение профессионального уровня;

повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

формирование КГН у детей раннего возраста.

разработка и проведение родительских собраний, игровых сеансов,

обобщение опыта на исследуемой теме.

совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе

работы.

Планируемые результаты самореализации:

Разработка конспектов ООД в непосредственном обучение детей

через интеграцию всех образовательных областей.

Разработка материалов в электронном виде, в том числе:

- Картотека потешек; альбом с потешками по КГН;

- памяток для родителей по теме самообразования;

- консультаций для родителей, папки передвижки.

Оформление информационно-наглядного материала в родительском

уголке.

Выступление на семинарах, в «Клубе молодых родителей»,

выступление на педсовете на тему «Формирование у детей раннего

возраста культурно-гигиенических навыков».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 учебный год.

Предполагаемая дата окончания: май 2020 учебный год.

ПЛАН РАБОТЫ.

Месяц

Цель

Деятельность

воспитателя с

детьми

Взаимодействие

с родителями

Обогащение

РППС

Сентябрь

Подбор

материала

необходимого

для работы с

детьми и

родителями по

теме:

«Формирование у

Использовать

потешки

«Водичка»

«Зайка начал

умываться»

(режимные

Родительское

собрание

«Особенности

формирования

культурно –

гигиенических

навыков у детей

раннего возраста»

Создание

картотеки с

потешками по

КГН.

Изготовление

алгоритма

детей раннего

возраста

культурно-

гигиенических

навыков.

Познакомить

детей с новыми

потешками .

моменты)

И/С «Катя моет

руки»

Консультация для

родителей: «Как

научить малыша

мыть руки

(одеваться)»

умывания,

изготовление

игрового

персонажа в

умывальную

комнату.

Октябрь

Воспитывать

культуру

поведения во

время еды,

умение

правильно

держать

ложку ,кушать

аккуратно, не

проливая пищу

на стол и одежду.

Побуждать детей

самостоятельно

использовать

полученные

знания и умения

в игровой

деятельности.

Чтение

стихотворения

«Маша

обедает»

Использование

потешек во

время еды:

«Я обед

съедаю сам»

«Каша вкусная

дымиться»

И/С «Мы

готовимся к

обеду»

Д/И

«Накрываем на

стол»

И/с «У куклы

Кати день

рождения!»

.

Памятка для

родителей

«Формирование

навыков

поведения за

столом и приема

пищи у детей

раннего возраста.»

Анкетирование по

теме:«Здоровый

образ жизни»

Пополнение

среды

альбомом с

потешками и

красочными

картинками на

тему питания.

Д/И «Это

нужно нам

зачем?

(предметы для

еды).

Ноябрь

Формировать

навык

последовательны

х действий

Д. /И «Оденем

куклу Машу на

прогулку»,

«Разденем

Беседы с

родителями:

«Одежда детей в

Изготовление

алгоритма

одевания на

одевания на

прогулку . Знать

свой шкафчик,

узнавать свои

вещи, не путать с

одеждой других

детей.

куклу после

прогулки»

Чтение

потешеки

«Наша Маша

маленькая»,

«Маша

варежку

надела»

И/с «Что

забыла одеть

Маша».

Тематическая

неделя «Мы

опрятны,

аккуратны».

группе и на

улице». «Живем

по режиму»

Рекомендации;

«Как прививать

малышам

полезные

привычки и

навыки

самообслуживани

я»

Фотовыставка

«Домашний

чистюля».

прогулку.

Пополнение

среды игр-

шнуровок:

«Завяжи

ботинок»,

«Застегни

Пуговицы».

Декабрь

Продолжать

развивать навыки

поведения за

столом в игровой

ситуации,

воспитывать

доброжелательно

е отношение друг

к другу.

Закреплять

представления об

использовании

предметов

посуды.

Привлекать

родителей к

соблюдению и

развитию

Д/И.

«Накормим

куклу Машу»,

Чтение

потешки «У

бабушки

калачи»,

«Пошел котик

на торжок»

Игровая

ситуация «В

гостях у

Мишки»,

«Мы

обедаем».

Игры детей в

кукольном

уголке с

предметами

столовой

посуды.

Чтение потеше

в режимных

Беседа:

«Приучаем детей

правильному

поведению за

столом».

Пополнение

кукольного

уголка новой

чайной

посудой.

(Чашки,

блюдца,

чайник,

сахарница,

чайные ложки).

навыков личной

гигиены дома.

моментах.

Январь

Продолжать

развивать умение

детей

намыливать руки

до образования

пены, тщательно

смывать;

умываться,

насухо вытирать

лицо и руки

своим

полотенцем,

вешать его на

место

«Мыльные

перчатки»

И/С

«Расскажем

зайке, как

пользоваться

носовым

платком».

Рассматривани

е сюжетных

картинок:

«Дети

купаются».

Чтение

потешек при

умывании

.

Просьба к

родителям:

просмотр с детьми

м/ф «Мойдодыр».

Фотовыставка:

«Любим , любим

умываться по

утрам и вечерам!»

Изготовление

атрибута

умывальника

«Мойдодыр»

Февраль

Повышение

знаний родителей

о формировании

КГН у детей

раннего возраста.

Продолжать

формировать

умение детей

раздеваться с

небольшой

помощью

взрослого,

Д/И.

«Подберем

куклам

одежду»

«Приведи

куклу в

порядок»

«Хитрые

башмачки»

Игры в

кукольном

уголке.

«Уложим

Выступление

в«Клубе молодых

родителей» на

тему:

«Формирование

культурно-

гигиенических

навыков в группе

раннего возраста».

Показ

видеофрагмента

«Дети умываются

Пошив зимней

одежды на

куклу Катю.

Д/И«Это

нужно нам

зачем?

(предметы

туалета)»

самостоятельно

снимать и

надевать обувь.

куклу Таню

спать».

Чтение потеше

в режимных

моментах

после прогулки».

Март

Продолжать

развивать

умение детей

самостоятельно и

аккуратно есть.

Закрепить

полученные

навыки

поведения за

столом.

Продолжать

привлекать

родителей к

соблюдению и

развитию

навыков личной

гигиены дома.

Чтение

рассказа

«Маша

обедает»

Чтение

потешки: «Я

состряпаю

калач».

Д/У «Покажем

Хрюше, как

надо правильно

кушать»

Хороводная

игра «каравай»

Чтение

потешек в

режимных

моментах.

Папка-

передвижка:

«Значение

культурно -

гигиенических

навыков жизни

вашего ребенка».

Фотовыставка:

«Как я помогаю

маме»

Пошив

весенней

одежды на

куклу Катю.

Апрель

Продолжать

развивать умение

детей умываться

с мылом, насухо

вытирать лицо и

руки своим

полотенцем,

вешать его на

место; перенести

полученные

навыки и умения

в игровые

Д/У «Покажем

мишке, как

нужно

вытираться

своим

полотенцем».

Д/И «Умоем

куклу»

Чтение

потешки «Ай

лады, лады,

Беседа: «Чистота

и здоровье».

Фотовыставка:

«Одеваюсь сам

».

Папка –

передвижка

«Навыки

самообслуживани

я – что должен

Пополнение

книжного

уголка

книгами с

потешками по

КГН.

действия,

поддерживать

положительные

чувства к

процессу

умывания

лады»

Д/И «Купаем

куклу Катю».

Рассматривани

е сюжетных

картинок

«Девочка

чумазая»,

«Девочка

аккуратная».

Чтение потеше

в режимных

моментах

уметь ребенок?»

МАЙ

Продолжать

формировать

культурно-

гигиенические

навыки у детей.

Игры детей в

кукольном

уголке:

«Накроем

столик для

кукол», «Кукла

Катя пьёт чай».

Чтение

потешек в

режимных

моментах

Родительское

собрание «Мы

стали на год

старше».

Выступление на

педсовете с

сообщением на

тему:

«Формирование у

детей раннего

возраста

культурно-

гигиенических

навыков»

.

Показ на

родительском

собрании

видеофрагмента

Пошив летней

одежды для

куклы Кати.

«Обед».

Список литературы:

- Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром» Москва

«Просвещение» 1987 год;

-А.В.Найбауэр, О.В. Куракина «Мама рядом. Игровые сеансы с детьми

раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка. 1-3 лет» -М:

Мозаика-Синтез, 2017

-Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» - М.:ТЦ Сфера , 2014

- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома : 1-3 года».

МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2016 г.

- Е. С. Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». М.: ТЦ

Сфера.



В раздел образования