Автор: Шошина Наталья Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2019-2020 учебный год.
«Развитие активной речи у детей раннего возраста
посредством малых жанров фольклора».
Подготовила: воспитатель
группы раннего возраста
Шошина Наталья Вячеславовна
г. Дзержинск
2019 г.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой
материал, который можно использовать, как в организованной образовательной
деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи,
звуковую культуру речи, обогащать словарь. Потешки, сказки, загадки и пословицы
являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Они являются
незаменимым средством пробуждения познавательной активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности. Колыбельная, как форма народного
поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании
фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация
(напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие
повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни
позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую
сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе
неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей,
формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном
и речевом развитии.
Многие ли взрослые могут сегодня спеть своему ребенку настоящую колыбельную
или рассказать забавную потешку, да и поиграть в подвижную игру? Многие ли дети,
открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, слышат
светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше.
Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и
культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей нами, взрослыми, а
значит и детьми. В наши дни произведения устного народного творчества
(колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со
взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает
чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам
других. Страдает речевое развитие детей. К сожалению, родители в наше время из-за
сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс
развития речи своего ребенка пускают на самотек. Взрослые мало и редко используют
в воспитании и развитии ребенка малые фольклорные жанры.
Я считаю необходимым создание педагогических условий для формирования
речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством малых
фольклорных жанров. Так как использование малых фольклорных жанров в работе с
детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна. Ведь
богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на
любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Организовать режимные
моменты, провести игру, образовательную деятельность, встретить воспитанника,
успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. помогают потешки, прибаутки,
колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя
всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности.
Задачи:
Работа с детьми
Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи:
Способствовать формированию интонационной выразительности речи через
использование песенок, пестушек, потешек, прибауток, закличек.
Развитие пассивной и активной речи детей. Обогащение словарного запаса
.
Работа педагога (воспитателя):
Подбор игр и материалов для оснащения предметно-пространственной среды.
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой
литературы по данному направлению.
Систематизировать работу по использованию малых форм фольклора.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей.
Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.
Обогащение знаний родителей о значимости малых форм фольклора.
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми (использование
малых форм фольклора дома).
Источники самообразования.
Специализированная литература (методическая, художественная), интернет-
ресурсы, медиа-информация на различных ресурсах, мероприятия по обмену опыта.
Ожидаемые результаты:
-повышение профессионального уровня;
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
-развитие пассивной и активной речи детей;
- участие детей в пальчиковых, подвижных играх;
-разработка и проведение родительских собраний, игровых сеансов, мастер-классов,
обобщение опыта на исследуемой теме.
-
совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе
работы.
Планируемые результаты:
Разработка конспектов ООД в непосредственном обучение детей через
интеграцию всех образовательных областей.
Разработка материалов в электронном виде, в том числе:
- Картотека по малым фольклорным жанрам;
- памяток, буклетов для родителей по теме самообразования;
- консультаций для родителей, папки передвижки;
Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.
Выступление на родительских собраниях, в «Клубе молодых родителей»,
игровых сеансах.
Выступление на педсовете с сообщением на тему: «Развитие активной речи у
детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора».
Размещение своих разработок на интернет-ресурсах.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 учебный год.
Предполагаемая дата окончания: май 2020 учебный год.
Месяц
Цель
Деятельность
воспитателя с
детьми
Взаимодействи
е с родителями
Обогащение
РППС
Сентяб
рь
Изучен
ие
литературы
по проблеме
и
имеющегося
опыта.
Подбор
материалов
для
оснащения
предметно-
пространстве
нной среды.
Подбор
ка
произведени
й малых
фольклорных
жанров.
Приоб
щать детей к
устному
народному
творчеству.
- Разработка
перспективного
плана на
учебный год по
группе раннего
возраста
«Развитие
активной речи у
детей раннего
возраста
посредством
малых жанров
фольклора».
- Чтение
потешек
«Кто у нас
хороший?»,
«Киска, киска,
киска брысь».
-Рассматривание
картинки
«Кошка» с
проговаривание
потешки
«Киска, киска,
киска брысь».
- Чтение
пестушки
во время
завтрака, обеда
и полдника
«Ой, ладушки,
ладушки…».
Анкетирование
родителей: «Что
вы знаете о
русском
народном
фольклоре?»
Родительское
собрание
«Этот
удивительный
ранний возраст».
Выступление на
родительском
собрании
«Воздействие
малых форм
фольклора на
речевое развитие
ребенка».
Буклеты-
памятки
«Детский
фольклор дома».
Пополнение
детской
библиотеки
книгами и
иллюстрациями к
русским
народным
песенкам,
потешкам,
прибауткам.
Внести в группу
игровой персонаж
к потешкам:
Кошка.
Картинка
«Кошка».
Октябр
ь
Оформ
ление
информацио
нно-
наглядного
-Прослушивание
колыбельной
«Баю-баю, баю-
бай…».
Изготовление
папки-
передвижки.
«Потешки в
период
Картотека
произведений
малых
фольклорных
жанров.
материала в
родительско
м уголке.
Способ
ствование
эмоциональн
ому и
речевому
развитию
детей.
Побуждение
детей
активно
включаться в
игровые
действия.
- Использование
во время
пробуждения
детей пестушки
«Вот
проснулись».
-Использование
во время
умывания и как
пальчиковую
гимнастику
пестушку
«Водичка,
водичка, умой
мое личико…»
Рассматривание
картинки «Дети
умываются».
адаптации к
условиям д/с».
Картинка «Дети
умываются».
Ноябрь
Приуча
ть детей
слушать и
понимать
короткие,
доступные
по
содержанию
потешки.
Вызыва
ть у детей
эмоциональн
ый отклик на
художествен
ное
произведени
е.
Изгото
вление
пособий,
дидактическ
их игр по
ознакомлени
ю с малыми
фольклорны
ми жанрами
- Использование
пестушки «Ай,
лады,лады,
лады» в
режимном
моменте
(умывание) и
как
пальчиковую
игру.
- Чтение и
инсценировка
потешки «
Выйдет котя в
огород».
- Чтение и
использование в
подвижной игре
потешки
«Большие ноги».
Папка-
передвижка
«Развивая
движения -
развиваем речь
(Как с помощью
потешек
организовать
игру).
Игры «Разрезные
картинки», «
Узнай героя»,
«Подбери
картинку»,
«Разложи по
порядку».
Внести в группу
игровой
персонаж: Кот.
Игрушки: петух,
курица.
Изготовление
масок к потешке
« Выйдет котя в
огород» (кот,
петушок,
курочка).
Декабр
ь
Продол
жать
знакомить
детей с
малыми
фольклорны
ми формами.
Привле
чение
родителей к
использован
ию дома
произведени
й малых
фольклорных
жанров.
- Чтение и
повторение за
воспитателем
потешки «Наши
уточки с
утра…»
Инсценировка
потешки «Наши
уточки с
утра…»
- Использование
на прогулке, в
процессе
наблюдения
природных
явлений
заклички
«Солнышко-
ведрышко!»
-Использование
во время
завтрака
потешки
«Разложили
кашку».
Наглядная
информация для
родителей «Баю
- баюшки-
баю...» (Как
укладывать
ребенка спать.)
Игрушки к
потешкам: утка,
петух, курочка,
индюк, голубь,
гусь.
Картинка к
потешке «Наши
уточки с утра…»
Маски: утка,
петух, курочка,
индюк, голубь,
гусь.
Январь
Продол
жать
совместную
работу с
родителями
по развитию
речи детей
через
использован
ие малого
фольклора.
Продол
жать с
помощью
потешки
- Использование
потешки «Зайка
серый
умывается» во
время умывания
и как
пальчиковую
гимнастику.
-Прослушивание
колыбельной
«Баю-баюшки-
баю» во время
укладывания ко
сну.
Беседа с
родителями
«Справиться с
детским
непослушанием
помогут
потешки.»
Выступление в
«Клубе молодых
родителей» на
тему:
«Развитие
активной речи у
Внести в группу
игровой
персонаж: Зайка.
прививать
детям
культурно –
гигиенически
е навыки.
Побуж
дать детей
самостоятель
но исполнять
потешки,
колыбельные
.
-Использование
в подвижной
игре потешки
«Скачет зайка
по дорожке».
детей раннего
возраста
посредством
малых жанров
фольклора».
Показ видео-
фрагмента
«Использование
потешек в
режимных
моментах
(умывание,
обед)».
Феврал
ь
Привле
чение
родителей к
использован
ию потешек
дома.
Разучи
вание новых
потешек и
прибауток.
-Использование
во время
завтрака, обеда
и полдника
потешки
«Гу-гу-гу».
- Чтение и
использование в
пальчиковой
игре потешек
«Петушок»,
«Ладушки-
ладушки».
Рассматривание
картинки
«Петушок» и
проговаривание
с детьми
потешки
«Петушок».
Конструировани
е «Домик для
петушка».
Игровой сеанс с
родителями и
детьми «Роль
малых
фольклорных
форм в жизни
детей».
Памятки-
буклеты «Для
чего нужны
потешки?»
Внести в группу
игровой
персонаж:
Петушок.
Картинка к
потешке
«Петушок».
Март
Формировать
понимание
назначения и
основного
-Прослушивание
колыбельной
«Вот и люди
спят» во время
Папка-
передвижка
«Потешка в
помощь маме».
Внести в группу
игровой персонаж
к потешкам: Кот.
содержания
колыбельной
песни.
Развивать
эмоциональный
отклик на
фольклорные
произведения
Воспитывать
умение
использовать
потешки в
повседневной
жизни в
соответствующих
ситуациях.
Оформ
ление
информацио
нно-
наглядного
материала в
родительском
уголке.
укладывания ко
сну.
-Чтение и
инсценировка
потешки
«Пошел котик
на торжок…».
-Прослушивание
и использование
в пальчиковой
игре потешки
«Этот пальчик
хочет спать».
Использование
колыбельной
песни в и/с
«Уложим куклу
спать».
Мастер-класс:
«Изготовление
книжек-
малышек для
деток на основе
произведений
малых жанров
фольклора».
Апрель
Привле
чение
родителей к
использован
ию
произведени
й малого
русского
фольклора
дома.
Стимул
ировать
участие
детей в
исполнении
потешек,
прибауток с
педагогом
- Чтение и
использование
для игры-
драматизации
потешки «Идет
коза- рогатая».
- Чтение и
использование
во время
пробуждения
детей потешки
«Когда
солнышко
взойдет».
-Использование
на прогулке, в
Круглый стол по
обмену опытом
среди
родителей:
«Развиваем речь
дома».
Буклеты для
родителей
«Ладушки-
ладушки»(пальч
иковые игры по
произведениям
малого русского
фольклора).
Фоторепортаж
«Использование
потешек дома».
Внести в группу
игровой персонаж
к потешкам: Коза.
(договариван
ие слов,
выполнение
движений,
подражание
игровым
действиям).
процессе
наблюдения
природных
явлений
заклички
«Дождик-
дождик».
- Подвижная
игра «Дождик и
солнце».
Май
Продол
жать
знакомить
детей с
потешками и
закличками.
Подвед
ение итогов.
Оформ
ление
результатов
работы.
Распро
странение
опыта своей
работы.
-Использование
на прогулке, в
процессе
наблюдения
природных
явлений
закличек
«Солнышко-
ведрышко»,
«Дождик,
дождик…».
- Использование
в пальчиковой
игре потешки
«Сорока-
белобока».
-
Рассматривание
картинки
«Сорока-
белобока».
- Использование
во время
завтрака, обеда
и полдника
потешки «Люли-
люли-люли».
Анкетирование
родителей «Как
мы развиваем
речь ребенка
дома».
Итоговое
родительское
собрание «Мы
стали на год
старше».
Показ видео-
фрагмента игры-
занятия с
использованием
потешек«Весна»
в рамках «Клуба
молодых
родителей.
Внести в группу
игровой персонаж
к потешкам:
Сорока.
Картинка
«Сорока-
белобока».
Список литературы:
- Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром» Москва «Просвещение»
1987 год;
-А.В.Найбауэр, О.В. Куракина «Мама рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста
в центре игровой поддержки развития ребенка. 1-3 лет» -М: Мозаика-Синтез, 2017
-Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» - М.:ТЦ Сфера , 2014
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома : 1-3 года». МОЗАЙКА-
СИНТЕЗ 2016 г.
- Е. С. Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». М.: ТЦ Сфера,
2006.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. М. МОЗАЙКА-
СИНТЕЗ, 2016