Напоминание

Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора».


Автор: Шошина Наталья Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №124»

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализации программы 2019-2020 учебный год.

«Развитие активной речи у детей раннего возраста

посредством малых жанров фольклора».

Подготовила: воспитатель

группы раннего возраста

Шошина Наталья Вячеславовна

г. Дзержинск

2019 г.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой

материал, который можно использовать, как в организованной образовательной

деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи,

звуковую культуру речи, обогащать словарь. Потешки, сказки, загадки и пословицы

являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Они являются

незаменимым средством пробуждения познавательной активности,

самостоятельности, яркой индивидуальности. Колыбельная, как форма народного

поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании

фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация

(напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие

повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни

позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую

сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе

неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей,

формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном

и речевом развитии.

Многие ли взрослые могут сегодня спеть своему ребенку настоящую колыбельную

или рассказать забавную потешку, да и поиграть в подвижную игру? Многие ли дети,

открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, слышат

светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше.

Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и

культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей нами, взрослыми, а

значит и детьми. В наши дни произведения устного народного творчества

(колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со

взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает

чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам

других. Страдает речевое развитие детей. К сожалению, родители в наше время из-за

сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс

развития речи своего ребенка пускают на самотек. Взрослые мало и редко используют

в воспитании и развитии ребенка малые фольклорные жанры.

Я считаю необходимым создание педагогических условий для формирования

речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством малых

фольклорных жанров. Так как использование малых фольклорных жанров в работе с

детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна. Ведь

богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на

любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Организовать режимные

моменты, провести игру, образовательную деятельность, встретить воспитанника,

успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. помогают потешки, прибаутки,

колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя

всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности.

Задачи:

Работа с детьми

Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи:

Способствовать формированию интонационной выразительности речи через

использование песенок, пестушек, потешек, прибауток, закличек.

Развитие пассивной и активной речи детей. Обогащение словарного запаса

.

Работа педагога (воспитателя):

Подбор игр и материалов для оснащения предметно-пространственной среды.

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой

литературы по данному направлению.

Систематизировать работу по использованию малых форм фольклора.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей.

Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.

Обогащение знаний родителей о значимости малых форм фольклора.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми (использование

малых форм фольклора дома).

Источники самообразования.

Специализированная литература (методическая, художественная), интернет-

ресурсы, медиа-информация на различных ресурсах, мероприятия по обмену опыта.

Ожидаемые результаты:

-повышение профессионального уровня;

-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

-развитие пассивной и активной речи детей;

- участие детей в пальчиковых, подвижных играх;

-разработка и проведение родительских собраний, игровых сеансов, мастер-классов,

обобщение опыта на исследуемой теме.

-

совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе

работы.

Планируемые результаты:

Разработка конспектов ООД в непосредственном обучение детей через

интеграцию всех образовательных областей.

Разработка материалов в электронном виде, в том числе:

- Картотека по малым фольклорным жанрам;

- памяток, буклетов для родителей по теме самообразования;

- консультаций для родителей, папки передвижки;

Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.

Выступление на родительских собраниях, в «Клубе молодых родителей»,

игровых сеансах.

Выступление на педсовете с сообщением на тему: «Развитие активной речи у

детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора».

Размещение своих разработок на интернет-ресурсах.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 учебный год.

Предполагаемая дата окончания: май 2020 учебный год.

Месяц

Цель

Деятельность

воспитателя с

детьми

Взаимодействи

е с родителями

Обогащение

РППС

Сентяб

рь

Изучен

ие

литературы

по проблеме

и

имеющегося

опыта.

Подбор

материалов

для

оснащения

предметно-

пространстве

нной среды.

Подбор

ка

произведени

й малых

фольклорных

жанров.

Приоб

щать детей к

устному

народному

творчеству.

- Разработка

перспективного

плана на

учебный год по

группе раннего

возраста

«Развитие

активной речи у

детей раннего

возраста

посредством

малых жанров

фольклора».

- Чтение

потешек

«Кто у нас

хороший?»,

«Киска, киска,

киска брысь».

-Рассматривание

картинки

«Кошка» с

проговаривание

потешки

«Киска, киска,

киска брысь».

- Чтение

пестушки

во время

завтрака, обеда

и полдника

«Ой, ладушки,

ладушки…».

Анкетирование

родителей: «Что

вы знаете о

русском

народном

фольклоре?»

Родительское

собрание

«Этот

удивительный

ранний возраст».

Выступление на

родительском

собрании

«Воздействие

малых форм

фольклора на

речевое развитие

ребенка».

Буклеты-

памятки

«Детский

фольклор дома».

Пополнение

детской

библиотеки

книгами и

иллюстрациями к

русским

народным

песенкам,

потешкам,

прибауткам.

Внести в группу

игровой персонаж

к потешкам:

Кошка.

Картинка

«Кошка».

Октябр

ь

Оформ

ление

информацио

нно-

наглядного

-Прослушивание

колыбельной

«Баю-баю, баю-

бай…».

Изготовление

папки-

передвижки.

«Потешки в

период

Картотека

произведений

малых

фольклорных

жанров.

материала в

родительско

м уголке.

Способ

ствование

эмоциональн

ому и

речевому

развитию

детей.

Побуждение

детей

активно

включаться в

игровые

действия.

- Использование

во время

пробуждения

детей пестушки

«Вот

проснулись».

-Использование

во время

умывания и как

пальчиковую

гимнастику

пестушку

«Водичка,

водичка, умой

мое личико…»

Рассматривание

картинки «Дети

умываются».

адаптации к

условиям д/с».

Картинка «Дети

умываются».

Ноябрь

Приуча

ть детей

слушать и

понимать

короткие,

доступные

по

содержанию

потешки.

Вызыва

ть у детей

эмоциональн

ый отклик на

художествен

ное

произведени

е.

Изгото

вление

пособий,

дидактическ

их игр по

ознакомлени

ю с малыми

фольклорны

ми жанрами

- Использование

пестушки «Ай,

лады,лады,

лады» в

режимном

моменте

(умывание) и

как

пальчиковую

игру.

- Чтение и

инсценировка

потешки «

Выйдет котя в

огород».

- Чтение и

использование в

подвижной игре

потешки

«Большие ноги».

Папка-

передвижка

«Развивая

движения -

развиваем речь

(Как с помощью

потешек

организовать

игру).

Игры «Разрезные

картинки», «

Узнай героя»,

«Подбери

картинку»,

«Разложи по

порядку».

Внести в группу

игровой

персонаж: Кот.

Игрушки: петух,

курица.

Изготовление

масок к потешке

« Выйдет котя в

огород» (кот,

петушок,

курочка).

Декабр

ь

Продол

жать

знакомить

детей с

малыми

фольклорны

ми формами.

Привле

чение

родителей к

использован

ию дома

произведени

й малых

фольклорных

жанров.

- Чтение и

повторение за

воспитателем

потешки «Наши

уточки с

утра…»

Инсценировка

потешки «Наши

уточки с

утра…»

- Использование

на прогулке, в

процессе

наблюдения

природных

явлений

заклички

«Солнышко-

ведрышко!»

-Использование

во время

завтрака

потешки

«Разложили

кашку».

Наглядная

информация для

родителей «Баю

- баюшки-

баю...» (Как

укладывать

ребенка спать.)

Игрушки к

потешкам: утка,

петух, курочка,

индюк, голубь,

гусь.

Картинка к

потешке «Наши

уточки с утра…»

Маски: утка,

петух, курочка,

индюк, голубь,

гусь.

Январь

Продол

жать

совместную

работу с

родителями

по развитию

речи детей

через

использован

ие малого

фольклора.

Продол

жать с

помощью

потешки

- Использование

потешки «Зайка

серый

умывается» во

время умывания

и как

пальчиковую

гимнастику.

-Прослушивание

колыбельной

«Баю-баюшки-

баю» во время

укладывания ко

сну.

Беседа с

родителями

«Справиться с

детским

непослушанием

помогут

потешки.»

Выступление в

«Клубе молодых

родителей» на

тему:

«Развитие

активной речи у

Внести в группу

игровой

персонаж: Зайка.

прививать

детям

культурно –

гигиенически

е навыки.

Побуж

дать детей

самостоятель

но исполнять

потешки,

колыбельные

.

-Использование

в подвижной

игре потешки

«Скачет зайка

по дорожке».

детей раннего

возраста

посредством

малых жанров

фольклора».

Показ видео-

фрагмента

«Использование

потешек в

режимных

моментах

(умывание,

обед)».

Феврал

ь

Привле

чение

родителей к

использован

ию потешек

дома.

Разучи

вание новых

потешек и

прибауток.

-Использование

во время

завтрака, обеда

и полдника

потешки

«Гу-гу-гу».

- Чтение и

использование в

пальчиковой

игре потешек

«Петушок»,

«Ладушки-

ладушки».

Рассматривание

картинки

«Петушок» и

проговаривание

с детьми

потешки

«Петушок».

Конструировани

е «Домик для

петушка».

Игровой сеанс с

родителями и

детьми «Роль

малых

фольклорных

форм в жизни

детей».

Памятки-

буклеты «Для

чего нужны

потешки?»

Внести в группу

игровой

персонаж:

Петушок.

Картинка к

потешке

«Петушок».

Март

Формировать

понимание

назначения и

основного

-Прослушивание

колыбельной

«Вот и люди

спят» во время

Папка-

передвижка

«Потешка в

помощь маме».

Внести в группу

игровой персонаж

к потешкам: Кот.

содержания

колыбельной

песни.

Развивать

эмоциональный

отклик на

фольклорные

произведения

Воспитывать

умение

использовать

потешки в

повседневной

жизни в

соответствующих

ситуациях.

Оформ

ление

информацио

нно-

наглядного

материала в

родительском

уголке.

укладывания ко

сну.

-Чтение и

инсценировка

потешки

«Пошел котик

на торжок…».

-Прослушивание

и использование

в пальчиковой

игре потешки

«Этот пальчик

хочет спать».

Использование

колыбельной

песни в и/с

«Уложим куклу

спать».

Мастер-класс:

«Изготовление

книжек-

малышек для

деток на основе

произведений

малых жанров

фольклора».

Апрель

Привле

чение

родителей к

использован

ию

произведени

й малого

русского

фольклора

дома.

Стимул

ировать

участие

детей в

исполнении

потешек,

прибауток с

педагогом

- Чтение и

использование

для игры-

драматизации

потешки «Идет

коза- рогатая».

- Чтение и

использование

во время

пробуждения

детей потешки

«Когда

солнышко

взойдет».

-Использование

на прогулке, в

Круглый стол по

обмену опытом

среди

родителей:

«Развиваем речь

дома».

Буклеты для

родителей

«Ладушки-

ладушки»(пальч

иковые игры по

произведениям

малого русского

фольклора).

Фоторепортаж

«Использование

потешек дома».

Внести в группу

игровой персонаж

к потешкам: Коза.

(договариван

ие слов,

выполнение

движений,

подражание

игровым

действиям).

процессе

наблюдения

природных

явлений

заклички

«Дождик-

дождик».

- Подвижная

игра «Дождик и

солнце».

Май

Продол

жать

знакомить

детей с

потешками и

закличками.

Подвед

ение итогов.

Оформ

ление

результатов

работы.

Распро

странение

опыта своей

работы.

-Использование

на прогулке, в

процессе

наблюдения

природных

явлений

закличек

«Солнышко-

ведрышко»,

«Дождик,

дождик…».

- Использование

в пальчиковой

игре потешки

«Сорока-

белобока».

-

Рассматривание

картинки

«Сорока-

белобока».

- Использование

во время

завтрака, обеда

и полдника

потешки «Люли-

люли-люли».

Анкетирование

родителей «Как

мы развиваем

речь ребенка

дома».

Итоговое

родительское

собрание «Мы

стали на год

старше».

Показ видео-

фрагмента игры-

занятия с

использованием

потешек«Весна»

в рамках «Клуба

молодых

родителей.

Внести в группу

игровой персонаж

к потешкам:

Сорока.

Картинка

«Сорока-

белобока».

Список литературы:

- Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром» Москва «Просвещение»

1987 год;

-А.В.Найбауэр, О.В. Куракина «Мама рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста

в центре игровой поддержки развития ребенка. 1-3 лет» -М: Мозаика-Синтез, 2017

-Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» - М.:ТЦ Сфера , 2014

- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома : 1-3 года». МОЗАЙКА-

СИНТЕЗ 2016 г.

- Е. С. Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». М.: ТЦ Сфера,

2006.

- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. М. МОЗАЙКА-

СИНТЕЗ, 2016



В раздел образования