Авторы: Галицына Людмила Алексеевна, Попова Наталья Анатольевна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 265
Населённый пункт: город Санкт-петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Дистанционное обучение, как инновационная форма обучения на уроках математики»
Раздел: полное образование
Галицына Л.А., учитель математики высшей категории,
ГБОУ лицей № 265 Красногвардейского района
г.Санкт-Петербурга
Попова Н.А., учитель математики высшей категории,
ГБОУ лицей № 265 Красногвардейского района
г.Санкт-Петербург
Все уроки, как люди, похожи и разные,
Если к ним приглядеться с различных сторон
Ведь бывают уроки как радостный праздник
А бывают они, как мучительный сон.
В.Троицкий
Статья по теме:
«Дистанционное обучение, как инновационная форма обучения
на уроках математики»
Основные термины: Дистанционное образование, ресурсы дистанционного
образования, гугл-форма, внешний мониторинг, тест-тренинг
В
данной
работе
даны
причины
возникновения,
основные
формы
организации, необходимые средства, области применения, достоинства и
недостатки
дистанционного
образования
как
инновационной
формы
обучения.
Дистанционное
обучение
—
совокупность
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ),
обеспечивающих
доставку
обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых
и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за усвоением
материала в виде сдачи тестов, логических схем, тест-тренингов, зачётов и
экзаменов. Основными компонентами ДО являются: интерактивная обратная
связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация
учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их
передача и обработка; автоматизация процессов информационно-поисковой
деятельности и методического обеспечения, а также контроля результатов
усвоения учебного материала.
Реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование:
школа – ВУЗ (колледж) – курсы повышения квалификации и т.д., что требует
полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и
математической.
Без базовой математической подготовки невозможно
образование современного человека. В школе математика служит опорным
предметом
для
изучения
смежных
дисциплин.
Существует
большое
количество специальностей, связанных с непосредственным применением
математики: экономика, финансы, химия, информатика, техника, биология,
психология и многие другие.
Дистанционное образование – новая, современная технология, которая
позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Создание
дистанционного
обучения
математике
актуально,
имеет
широкое
практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или
по другим уважительным причинам, ученик может выйти в “Виртуальную
школу” и изучить самостоятельно материал, пропущенный на уроках,
проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для
закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может
расширить
свой
кругозор,
выполняя
различные
творческие
задания,
используя дополнительный материал к урокам. Кроме того, данные
разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике
(индивидуальные задания для устранения проблем).
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и
воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.
Технологии дистанционного обучения:
1. Кейс-технология.
Кейс-технология
основывается
на
использовании
наборов
(кейсов)
текстовых,
аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их
рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации
регулярных консультаций у преподавателей.
2. ТВ-технология.
ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для
доставки
учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных
консультаций у преподавателей.
3. Сетевые технологии.
Сетевые
технологии,
использующие
телекоммуникационные
сети
для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.
В процессе дистанционного обучения ученик и учитель взаимодействуют в
следующих режимах:
- online общение (в рамках единого времени);
- off-line (учащийся выполняет какую - либо самостоятельную работу, в
индивидуальном темпе, а учитель оценивает правильность ее выполнения и
дает рекомендации по результатам учебной деятельности .
- смешанное дистанционное обучение - это режим, который подразумевает,
что программа обучения строится как из элементов синхронного, так и
асинхронного. Использование дистанционных образовательных технологий в
традиционном
очном
обучении
открывает
новые
педагогические
возможности, позволяет повысить эффективность обучения.
Элементы дистанционного обучения могут использоваться учителями,
например:
- для организации обучения детей, временно не посещающих школу по
причине болезни;
- для индивидуализации процесса обучения за счет организации их работы с
дистанционными ресурсами;
- при организации проектной деятельности, основанной на взаимодействии
школьников различных регионов России или других стран;
- для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе
обучения за счет организации системы дистанционных консультаций и т.д.
- для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
В своей работе я активно использую ресурс Веб-портала Сдам ГИА и Решу
ОГЭ, в котором применяются многие элементы технологии дистанционного
обучения. Ресурс помогает организовать повторение учебного материала
(есть возможность составлять свои работы или работать по определенной
тематике). В результате прохождения теста ребенок попадает в «виртуальный
экзамен, есть реальные задания, которые будут ему предложены, показано
время, затраченное на решение и главное, чем мне нравится этот ресурс –
ребенок по итогу работы может сразу проверить свои результаты, может
посмотреть свои ошибки и увидеть, как нужно было думать и рассуждать.
Очень удобно в дистанционном образовании использовать гугл-формы,
которые помогают быстро создать тест, провести работу в удобное для
каждого ребенка время (задается время, отведенное для работы, есть
возможность выбрать правильный ответ в тесте или правильно записать
полученный в ходе решения ответ),
и главным по-моему мнению
достижением гугл-форм является возможность быстро получить готовый
анализ проведенной работы, проанализировать какие задания вызвали
затруднения у учащихся, а какие темы хорошо усвоены.
В
процессе
дистанционного
образования
хорошо
помогает
внешний
мониторинг (всероссийский, международный этапы весенних, осенних,
летних
олимпиад,
проводимых
Фоксфордом,
МетаШкола,
Инфоурок).
Учащиеся
на
этих
олимпиадах
получают
независимую
оценку
по
приобретенным знаниям, пробуют свои силы по знанию задач базового и
углубленного уровня, знакомятся с лекциями и вебинарами ведущих
специалистов страны по изучаемым предметам, и самое главное находят свое
место в жизни, определяют направление, которое их интересует, получают
всестороннее развитие и работаю над своим саморазвитием.
Анализируя ФГОС замечаю, что именно дистанционное обучение может
сыграть
особенную
роль в формирования у учащихся современных
представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека.
А именно в таких сферах деятельности человека как интеллектуальной,
трудовой, коммуникативной, эстетической. Такой вывод можно сделать
благодаря
тому,
что
ключевой
особенностью
среды
дистанционного
обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и
развитию образовательных потребностей ее обучающихся.