Напоминание

Гиперактивные дети


Автор: Бородина Надежда Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кашинская ДШИ"
Населённый пункт: город Кашин Тверская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Гиперактивные дети
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Тема: «Работа с гиперактивными детьми»

Работа

посвящается

творческому

развитию

способностей

гиперактивных детей на уроках по баяна и аккордеону в школе искусств. В

сообщении приводится пример пошаговой работы.

Дополнительное образование детей в настоящее время стремительно

развивается. Именно по, этому дополнительное образование, которое

отличается своей гибкостью и вариативностью становится важным этапом

подготовки детей к будущей успешной жизни.

В

рамках

4-ого

Всероссийского

совещания

работников

дополнительного образования детей, проходившего в Москве в декабре 2017

года, где были затронуты проблемы, направленные на развитие системы и

решение задачи Правительства Российской Федерации по выполнению Указа

Президента Российской Федерации от 7 мая2012 года № 599 «О мерах

охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет современными дополнительными

общеобразовательными программами»

Работать в интересах детей и

формировать эффективную систему дополнительного образования детей.

Хочется затронуть тему о необычных детях, которых мы опасаемся

брать в школу, но на этих детей нужно обращать внимание и всячески

помогать им. Хотя мы не медики ,а музыканты, но оказывается музыка и есть

то лекарство, которое необходимо подвижным детям. Наверное с такими

учениками приходилось сталкиваться не только мне, наверняка и у вас были

и есть такие детки ,которых многие называют « дети с моторчиком». Так как

в основном школа представляет собой систему норм, правил и требований, то

можно говорить о существующей системе обучения неприспособленной к

работе с

активными детьми. Они неудобны учителям в силу своей

чрезмерной активности. Именно по, этому в последние годы проблема

эффективности обучения таких детей становится все более актуальной и

обсуждаемой.

Сейчас идут изменения в системе образования и меняется отношение к

детям с расстройствами внимания , не списывая это на дурное воспитание.Ко

мне в класс записался мальчик 8лет обучаться игре на баяне. С первых минут

я поняла , что он очень подвижный. После урока подошла мама и объяснила,

что он гиперактивный, но очень хочет играть на баяне. И тогда у меня

возникла мысль, что надо научиться работать с такими детьми. Нам повезло,

что сейчас есть компьютер в котором можно найти любую информацию.

Впервые в 1902 году в английском журнале была опублико-вана статья

о молодых пациентах, которые имели эмоциональные нарушения поведения .

Доктор Still. что такие дети имеют дефи- цит морального контроля. С этого

момента и началось изучение минимальной мозговой дисфункции. Этот

термин

ММД был официально введен в 1962 году на международной

конференции в Оксфорде.

В

педагогической

литературе

дети

с

подобными

нарушениями

назывались

дети

со

специфическими

трудностями

в

обучении.

В 80 годы термин ММД (минимальная мозговая дисфункция) был заменен

на СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ - это

очень

легкая

недостаточность

мозга

одна

из

форм

проявления

минимальной мозговой дисфункции.

Подобную дисфункцию относят

к категории

функциональных

нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

СДВГ - не является медицинским диагнозом , скорее всего это только

наличие

легких

нарушений

мозга. По

данным

статистики

7%

детей

проявляют признаки гиперактивности, из них только треть – девочки.

Процент диагноза СДВГ увеличивается. Надо сказать,что это проблема не

только Российской медицины , в США например, этот диагноз ставится

каждому 10 ребенку.

Сегодня СДВГ делится на 3 вида: гиперактивный, невнимательный и

смешанный. Гиперактивный - наиболее редкий, смешанный – самый

распостраненный.

Самое интересное ,что перспективным методом реабилитации для

таких детей, является – МУКЫКОТЕРАПИЯ. Имеется ввиду – слушание

музыки и пение песен. Музыкотерапия–снимает эмоциональное напряжение

и тревогу. (Что самое интересное, что у моего ученика была 100%

посещаемость)

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ СДВГ

1.

Невнимательность, нарушенное внимание ,плохо усваивают

информацию.

Ребенок не может сосредоточиться на задании или игре.Ученик не

слушает ни кого , даже если речь обращена непосредственно к нему.

2.

Импульсивность.

Ученик перебивает преподавателя , вмешивается в разговор,

3.

Неусидчивость.

Ученик не может усидеть на месте , задает много вопросов .

4.

Нарушение мелкой моторики

Плохо слушаются пальцы, беспокойные движения руками.

5.

Нечеткая, торопливая речь.

Такие дети часто действуют необдуманно, не умеют ждать, у них часто

меняется настроение. Но не смотря на все, эти дети добрые, бесстрашные, не

способны затаить обиду, готовы прийти на помощь в любую минуту.

К подростковому возрасту двигательная активность постепенно исчезает ,а

дефицит внимания сохраняется . И только после 14 лет 40% сглаживают его

проявления . Среди взрослых эта проблема встречается только у 1%.

Некоторые медики считают ,что это особенности темперамента и

характера. Психологи заметили ,что большинство крупных бизнесменов и

выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и

гиперактивности.

Прочитав все про СДВГ я поняла , что к этому ученику нужен особый

подход, особая программа.

Что подразумевает – особый подход. Психологи советуют 10 минут

работы ,5-7 минут отдыха ит.д.

Во время урока несколько раз менять деятельность. Делить урок на работа

– отдых ( У кого есть такие ученики- знают, что по другому с ними нельзя)

Музыкальные задания чередовать с развивающими упражнениями и

играми, которые: развивают внимание,снимают эмоциональное и мышечное

напряжение(можно использовать перед выступлением), развитие внимания.

найти 5 отличий на картинке.

определи предмет на ощупь

нахождение двух одинаковых пуговиц с закрытыми глазами

надувание шарика, солдат и тряпичная кукла.

определи на слух ( скрип ,стук, шуршание бумаги)

упражнения на координацию (узелок руками , носик-ушки)

упражнения

с

пальцами

из

сборника

Баренбойма

«Путь

к

музицированию» (в нотах-читать

апликатуру) двойная польза:

запоминают апликатуру и развивается моторика.

замотай клубочек ниток (менять руки и менять направление - к себе,

от себя)

на четкость в речи (упражнения с языком) «Едем на лошадке» - цокаем

языком и слушаем какой звук издает цоканье копыт.

Жуем с закрытым ртом, проверяем зубы.

Это начальные упражнения а потом, чтобы усложнить задания я стала

покупать детские журналы. Там мы проходили лабиринты, соединяли точки

по цифрам, разгадывали ребусы.

На

уроках

очень

важно

преподавателю

соблюдать

некоторые

рекомендации:

Ставить посильные задачи

Быть терпеливым и сохранять спокойствие

Коментируйте его работу,им важно получить оценку результата.

Хвалите и он будет больше стараться. Похвала помогает ребенку на

какое-то время держать себя в руках.

Использовать физический контакт (успокаивает). Возбудится, а просто

погладить по плечу, по голове ,по спине или обнять.

Подробно записывайте домашнее задание (мне не хватало места в

дневнике, задания были расписаны подробно, по цифрам и тактам,

даже очередность).

И самое главное – нельзя ругать. Могут заплакать.

Таким ученика приходится уделять больше внимания и результат будет

виден не сразу.

Такие дети нуждаются в контроле со стороны взрослого. Важно наладить

контакт с родителями. Мне повезло, и у меня были понимающие родители.

Дома они контролировали все занятия продумали режим и расписание.

Мама часто приходила в школу и мы обсуждали и фиксировали

положительные

результаты.

Ученик

стал

более

спокойный,

начал

высиживать урок не только у меня, но и в общеобразовательной школе . Стал

лучше учиться. Заметно улучшился почерк. Научился вырезать ножницами.

Меньше стал перебивать и торопиться.

Обучаясь игре на инструменте, в школе искусств ребенок получил

формирование художественной культуры

через развитие творческих

способностей.



В раздел образования