Автор: Бородина Надежда Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кашинская ДШИ"
Населённый пункт: город Кашин Тверская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Гиперактивные дети
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Тема: «Работа с гиперактивными детьми»
Работа
посвящается
творческому
развитию
способностей
гиперактивных детей на уроках по баяна и аккордеону в школе искусств. В
сообщении приводится пример пошаговой работы.
Дополнительное образование детей в настоящее время стремительно
развивается. Именно по, этому дополнительное образование, которое
отличается своей гибкостью и вариативностью становится важным этапом
подготовки детей к будущей успешной жизни.
В
рамках
4-ого
Всероссийского
совещания
работников
дополнительного образования детей, проходившего в Москве в декабре 2017
года, где были затронуты проблемы, направленные на развитие системы и
решение задачи Правительства Российской Федерации по выполнению Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая2012 года № 599 «О мерах
охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет современными дополнительными
общеобразовательными программами»
Работать в интересах детей и
формировать эффективную систему дополнительного образования детей.
Хочется затронуть тему о необычных детях, которых мы опасаемся
брать в школу, но на этих детей нужно обращать внимание и всячески
помогать им. Хотя мы не медики ,а музыканты, но оказывается музыка и есть
то лекарство, которое необходимо подвижным детям. Наверное с такими
учениками приходилось сталкиваться не только мне, наверняка и у вас были
и есть такие детки ,которых многие называют « дети с моторчиком». Так как
в основном школа представляет собой систему норм, правил и требований, то
можно говорить о существующей системе обучения неприспособленной к
работе с
активными детьми. Они неудобны учителям в силу своей
чрезмерной активности. Именно по, этому в последние годы проблема
эффективности обучения таких детей становится все более актуальной и
обсуждаемой.
Сейчас идут изменения в системе образования и меняется отношение к
детям с расстройствами внимания , не списывая это на дурное воспитание.Ко
мне в класс записался мальчик 8лет обучаться игре на баяне. С первых минут
я поняла , что он очень подвижный. После урока подошла мама и объяснила,
что он гиперактивный, но очень хочет играть на баяне. И тогда у меня
возникла мысль, что надо научиться работать с такими детьми. Нам повезло,
что сейчас есть компьютер в котором можно найти любую информацию.
Впервые в 1902 году в английском журнале была опублико-вана статья
о молодых пациентах, которые имели эмоциональные нарушения поведения .
Доктор Still. что такие дети имеют дефи- цит морального контроля. С этого
момента и началось изучение минимальной мозговой дисфункции. Этот
термин
ММД был официально введен в 1962 году на международной
конференции в Оксфорде.
В
педагогической
литературе
дети
с
подобными
нарушениями
назывались
дети
со
специфическими
трудностями
в
обучении.
В 80 годы термин ММД (минимальная мозговая дисфункция) был заменен
на СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ - это
очень
легкая
недостаточность
мозга
–
одна
из
форм
проявления
минимальной мозговой дисфункции.
Подобную дисфункцию относят
к категории
функциональных
нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
СДВГ - не является медицинским диагнозом , скорее всего это только
наличие
легких
нарушений
мозга. По
данным
статистики
7%
детей
проявляют признаки гиперактивности, из них только треть – девочки.
Процент диагноза СДВГ увеличивается. Надо сказать,что это проблема не
только Российской медицины , в США например, этот диагноз ставится
каждому 10 ребенку.
Сегодня СДВГ делится на 3 вида: гиперактивный, невнимательный и
смешанный. Гиперактивный - наиболее редкий, смешанный – самый
распостраненный.
Самое интересное ,что перспективным методом реабилитации для
таких детей, является – МУКЫКОТЕРАПИЯ. Имеется ввиду – слушание
музыки и пение песен. Музыкотерапия–снимает эмоциональное напряжение
и тревогу. (Что самое интересное, что у моего ученика была 100%
посещаемость)
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ СДВГ
1.
Невнимательность, нарушенное внимание ,плохо усваивают
информацию.
Ребенок не может сосредоточиться на задании или игре.Ученик не
слушает ни кого , даже если речь обращена непосредственно к нему.
2.
Импульсивность.
Ученик перебивает преподавателя , вмешивается в разговор,
3.
Неусидчивость.
Ученик не может усидеть на месте , задает много вопросов .
4.
Нарушение мелкой моторики
Плохо слушаются пальцы, беспокойные движения руками.
5.
Нечеткая, торопливая речь.
Такие дети часто действуют необдуманно, не умеют ждать, у них часто
меняется настроение. Но не смотря на все, эти дети добрые, бесстрашные, не
способны затаить обиду, готовы прийти на помощь в любую минуту.
К подростковому возрасту двигательная активность постепенно исчезает ,а
дефицит внимания сохраняется . И только после 14 лет 40% сглаживают его
проявления . Среди взрослых эта проблема встречается только у 1%.
Некоторые медики считают ,что это особенности темперамента и
характера. Психологи заметили ,что большинство крупных бизнесменов и
выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и
гиперактивности.
Прочитав все про СДВГ я поняла , что к этому ученику нужен особый
подход, особая программа.
Что подразумевает – особый подход. Психологи советуют 10 минут
работы ,5-7 минут отдыха ит.д.
Во время урока несколько раз менять деятельность. Делить урок на работа
– отдых ( У кого есть такие ученики- знают, что по другому с ними нельзя)
Музыкальные задания чередовать с развивающими упражнениями и
играми, которые: развивают внимание,снимают эмоциональное и мышечное
напряжение(можно использовать перед выступлением), развитие внимания.
найти 5 отличий на картинке.
определи предмет на ощупь
нахождение двух одинаковых пуговиц с закрытыми глазами
надувание шарика, солдат и тряпичная кукла.
определи на слух ( скрип ,стук, шуршание бумаги)
упражнения на координацию (узелок руками , носик-ушки)
упражнения
с
пальцами
из
сборника
Баренбойма
«Путь
к
музицированию» (в нотах-читать
апликатуру) двойная польза:
запоминают апликатуру и развивается моторика.
замотай клубочек ниток (менять руки и менять направление - к себе,
от себя)
на четкость в речи (упражнения с языком) «Едем на лошадке» - цокаем
языком и слушаем какой звук издает цоканье копыт.
Жуем с закрытым ртом, проверяем зубы.
Это начальные упражнения а потом, чтобы усложнить задания я стала
покупать детские журналы. Там мы проходили лабиринты, соединяли точки
по цифрам, разгадывали ребусы.
На
уроках
очень
важно
преподавателю
соблюдать
некоторые
рекомендации:
Ставить посильные задачи
Быть терпеливым и сохранять спокойствие
Коментируйте его работу,им важно получить оценку результата.
Хвалите и он будет больше стараться. Похвала помогает ребенку на
какое-то время держать себя в руках.
Использовать физический контакт (успокаивает). Возбудится, а просто
погладить по плечу, по голове ,по спине или обнять.
Подробно записывайте домашнее задание (мне не хватало места в
дневнике, задания были расписаны подробно, по цифрам и тактам,
даже очередность).
И самое главное – нельзя ругать. Могут заплакать.
Таким ученика приходится уделять больше внимания и результат будет
виден не сразу.
Такие дети нуждаются в контроле со стороны взрослого. Важно наладить
контакт с родителями. Мне повезло, и у меня были понимающие родители.
Дома они контролировали все занятия продумали режим и расписание.
Мама часто приходила в школу и мы обсуждали и фиксировали
положительные
результаты.
Ученик
стал
более
спокойный,
начал
высиживать урок не только у меня, но и в общеобразовательной школе . Стал
лучше учиться. Заметно улучшился почерк. Научился вырезать ножницами.
Меньше стал перебивать и торопиться.
Обучаясь игре на инструменте, в школе искусств ребенок получил
формирование художественной культуры
через развитие творческих
способностей.