Автор: Джиквас Кирилл Станиславович
Должность: Педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОБУ "Лицей № 9"
Населённый пункт: Приморский край, город Арсеньев
Наименование материала: Методическая разработка "Правил Дорожного Движения учащихся и педагогов общеобразовательного учреждения".
Тема: Информационные материалы о правилах безопасного поведения на дороге: полезные советы для пешеходов, основные дорожные знаки, правила поведения в общественном транспорте.
Раздел: полное образование
Правила перехода дороги
1 Переходить улицу можно только по пешеходным переходам, обозначенным
специальным знаком «Пешеходный переход».
2 При отсутствии подземного перехода вы должны пользоваться переходом со
светофором.
3. На некоторых светофорах для пешеходов есть свои сигналы: «Красный
человечек» - ждите. «Зелёный человечек» - идите.
4. Самые безопасные переходы -подземный и надземный.
5 Нельзя переходить улицу на
красный свет. Даже если машин нет.
6 Незадолго до окончания
действия зелёного сигнала
светофора зелёный свет обычно
начинает мигать.
7 Если вы не успели
закончить переход на
зелёный свет, не пытайтесь
проскочить перед уже
поехавшими машинами.
Спокойно подождите на
островке безопасности,
расположенном посередине
дороги, а если его
нет - на разделительной
полосе.
8 Если для вас горит зелёный свет, но вы видите
приближающуюся машину с включенной сиреной
или мигалкой, подождите, пока она не проедет.
«Скорая помощь», пожарная, милицейская и
некоторые другие машины, оборудованные
специальными сигналами, имеют право ехать даже
на красный свет. Им обязаны уступать дорогу и
другие машины, и пешеходы.
9 Иногда, например если
светофор не работает,
дорожное движение
регулирует
автоинспектор. Указания
регулировщика важнее, чем
сигнал светофора. Все - и
водители, и пешеходы -
должны подчиняться его
указаниям.
ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
В некоторых странах ,например в Англии и Японии, дорожное движение левостороннее.
Поэтому, переходя дорогу, там нужно сначала смотреть направо, а затем - налево.
Несколько советов пешеходам
1 Даже при зелёном свете, переходя улицу, всё
равно лучше навсякий случай посмотреть
сначала налево, потом направо. 2 Безопаснее
всего переходить улицу в группе пешеходов.
3 Переходите дорогу в тех местах, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4 Не торопитесь переходить дорогу даже перед медленно едущей машиной. Вы можете не
увидеть за ней машину, едущую с большой скоростью.
5 Не выходите на дорогу из-за припаркованной
машины, сугроба или другого
препятствия, мешающего вам видеть
приближающуюся машину.
6 Даже если кажется, что машина далеко и вы успеете перейти дорогу, помните: средняя
скорость пешехода в 18 раз меньше, чем скорость автомобиля на трассе.
7 Иногда встречаются водители, которые забывают Правила дорожного движения. И
водители, у которых плохие тормоза или резина. И задумчивые водители. И водители,
думающие, что они Шумахеры. Не переходите дорогу перед движущейся машиной, даже
если вы правы и для вас горит зелёный свет. Здоровье - дороже.
ПРИМЕТЫ ПЕШЕХОДА
В старину считалось дурной приметой, если
дорогу вам перебегал заяц, переходила баба с
пустыми вёдрами или чёрная кошка. В наши дни
зайцев на дорогах стало меньше. Приметы тоже
изменились. Считается к несчастью, если вам на
дороге встретились чёрный «Мерседес» без
номерного знака, Терминатор с лазерной
пушкой и сбежавший из зоопарка тигр.
ВОПРОСЫ:
1 В каких странах существует левостороннее движение?
2 Какие машины со спецсигналами могут ехать на красный свет: милиция, пожарные,
МЧС, машина «скорой помощи», машина миллионера, машина депутата?
3 Подсчитайте, во сколько раз пешеход, средняя скорость которого 5 км/ч, идёт
медленнее нарушителя дорожного движения, едущего со скоростью 200 км/ч?
Как устроен светофор
Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем
непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится
нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали
улицу, рискуя попасть под копыта лошадей или колёса повозок. Что уж
говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов!
Как пешеходам перейти улицу?
А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечном направлении, и
им тоже необходимо освободить дорогу. На помощь участникам дорожного
движения - и пешеходам, и водителям - приходит светофор. В переводе с
греческого языка светофор - «носитель света». Он регулирует движение с
помощью световых сигналов. В большинстве светофоров используют
сигналы трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Почему были выбраны
именно эти цвета?
Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, И в дождь и в
туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный
цвет. Они предупреждают других участников движения об опасности и
требуют уступить им дорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещает
движение. Он словно говорит: «Стой! Путь закрыт!»
Зелёный цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать.
Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а
разрешает движение. Он как будто говорит: «Путь открыт! Смело вперёд!»
Между красным и зелёным «глазами» светофора поместили ещё один -
жёлтый. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно
говоря им: «Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо
запрещено».
Вот и устанавливаются в городах светофоры с тремя секциями, в которых
зажигается то красный, то жёлтый, то зелёный сигнал. Они так и называются
- трёхсекционные. Иногда на светофорах, кроме трёх основных цветовых
секций, устанавливают дополнительные зелёные стрелки. Они указывают
направление, в котором разрешено движение. Наряду с трёхсекционными
светофорами, есть ещё специальные светофоры для пешеходов. В них
используются только два световых сигнала - красный и зелёный. На них
изображены человечки-пешеходы. Красный человечек стоит, а зелёный -
идёт. Любому пешеходу сразу понятно: если светится красный пешеход идти
через дорогу нельзя, надо стоять. А вот если светится зелёный пешеход -
можно переходить улицу.
Чаще всего такие пешеходные светофоры устанавливают в тех местах, где
движется большой поток машин и пешеходам трудно перейти дорогу.
Если красный свет горит
Значит,
ПУТЬ тебе закрыт!
Если жёлтый свет горит
Приготовься!» - говорит.
А зелёный свет горит
ПУТЬ вперёд тебе открыт!
Дорога и её составные части
Когда-то в старину привычных для нас дорог не было. От одного поселения
до другого люди передвигались по лесным и полевым тропам. Но постепенно
дорог становилось всё больше и они принимали всё более ухоженный вид.
Римляне в Европе, инки в Америке мостили дороги камнем и щебнем,
укладывали твёрдое покрытие. Начали благоустраиваться и дороги в городах.
В русских городах для их строительства использовали дерево, в европейских
- булыжники и щебень. Постепенно дороги стали такими, какими мы
привыкли их видеть.
Итак, дорога - это искусственное сооружение, специально
приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов.
Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица,
проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей -
проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть
разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.
Проезжая часть - это часть дороги, предназначенная для движения
транспорта.
И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы,
троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.
Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы
не имеют права ходить по ней. Зато для пешеходов предназначается тротуар.
Слово это - французское, и в переводе оно обозначает «дорога для
пешеходов». В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.
Тротуары немного приподняты над проезжей частью дороги. Делается это
для того, чтобы любой пешеход мог чётко определить границу между
проезжей частью и тротуаром. Обозначают эту границу специальными
камнями, которые образуют поребрик. На тех улицах, где особенно много
пешеходов и машин, тротуары от проезжей части отделяются не поребриком,
а металлическими ограждениями. Пешеходы ДОЛЖНЫ ходить по улице
только по тротуарам.
Какие бывают дороги
Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зави симости от того,
как организовано по ним движение машин? Если машины едут по улице
только в одном направлении, то такое движение называется
ОДНОСТОРОННИМ. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они
есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним
движением. На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую
сторону. Такое движение транспортных средств называется
ДВУСТОРОННИМ. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу,
такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия
разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в
одном направлении, а другие - в противоположном.
Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком на правлении движется
по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам -
правостороннее. Это зна чит что все машины движутся вперёд по правой
стороне проезжей части. Правостороннее движение принято и в таких
странах, как США, Франция, Китай и Германия. В некоторых странах
(например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение
транспорта по дорогам -левостороннее. Это значит, что все машины в этих
странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части. В зависимости от
того, какое движение в стране - правостороннее или левостороннее, - по-
разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где
движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллей бусах,
маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.
Дорожная разметка
Наряду с различными дорожными знаками необходимую информацию о
движении и о правилах поведения на дороге водителям и пешеходам
сообщает дорожная разметка.
Горизонтальная дорожная разметка - это различные линии, стрелы, надписи
и другие обозначения, нанесённые прямо на проезжую часть. Они, как
правило, имеют белый цвет, хотя иногда бывают и жёлтого цвета.
Любому пешеходу известны белые полосы на проезжей части (зебра). Они
обозначают пешеходный переход и тоже являются частью дорожной
разметки.
Очень помогает дорожная разметка водителям. Ведь они смотрят, в
основном, на дорогу и, конечно, замечают всю информацию, нанесённую на
неё.
Водитель видит линии, разделяющие полосы движения. Он знает, что если
на дорогу нанесена двойная сплошная линия, то её ни в коем случае нельзя
пересекать! Ведь эта двойная линия разделяет полосы движения
транспортных средств в разные стороны. А вот прерывистую штриховую
линию пересекать можно. Нанесённые на дорогу стрелы указывают, в каком
направлении разрешено движение. Существует и вертикальная разметка. Это
чередующиеся белые и чёрные полосы, которые наносят на мосты,
ограждения, поребрики для того, чтобы они были хорошо заметны.
Перекрёсток
Ты, конечно, прекрасно знаешь, что такое перекрёстки, и не раз их видел.
В дорожном движении Перекрёстки играют большую роль. Было бы очень
хорошо, если бы дороги не пресекались, а проходили бы одна над другой.
Тогда машины не мешали бы друг другу, не теряли бы время, уступая дорогу;
не происходили бы аварии и столкновения. Но строить такие пересечения
дорога называются они транспортными развязками - дорого и сложно.
Поэтому их немного, а вот перекрёстки встречаются очень часто.
Какие же бывают перекрёстки и как надо себя на них вести?
Чаще всего встречаются четырёхсторонние перекрёстки и Т-образные
перекрёстки. Помимо них существуют перекрёстки У-образные и
многосторонние. Особенно сложным вариантом перекрёстка является
площадь.
Сложность движения на перекрёстках заключается в том, что здесь не
только пересекаются пути транспорта и пешеходов, но и происходит поворот
транспортных средств направо и налево.
Кроме того, на перекрёстке транспортные средства разворачиваются для
движения в обратную сторону. Для того чтобы обеспечить безопасное
движение на перекрёстках, на них устанавливают светофоры и дорожные
знаки, наносят на проезжую часть горизонтальную дорожную разметку.
Перекрёсток - это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на
одном уровне.
Нерегулируемые перекрёстки
Нередко встречаются перекрёстки, на которых нет ни светофоров, ни
регулировщика, определяющих порядок движения транспорта и пешеходов.
Такие перекрёстки называют нерегулируемыми. Переходят такие
перекрёстки по надземному или подземному нерегулируемому пешеходному
переходу.
Такой переход либо обозначают уже известным тебе дорожным знаком
«Пешеходный переход», либо используют горизонтальную дорожную
разметку (зебру).
Бывают случаи, когда пешеходный переход на перекрёстке никак не
обозначен. Тогда дорогу в этом месте надо переходить по воображаемой
линии продолжения тротуаров. И конечно, надо помнить, что правила
перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке всегда одинаковы -
обозначен он или нет.
Иногда на перекрёстке устанавливаются ограждения (вдоль края тротуара).
Перелезать через них, чтобы перейти дорогу, ни в коем случае нельзя!
Пepexoдa через дорогу в этих местах нет. Нельзя переходить дорогу и там,
где находится знак «Движение пешеходов запрещено».
Как же правильно переходить дорогу на нерегулируемом перекрёстке?
Какие при этом действуют правила?
Чем они отличаются от уже известных тебе?
Когда ты подходишь к такому перекрёстку, то, прежде всего, должен
разобраться: как движутся по нему машины, в каких направлениях они едут.
Откуда тебе могут грозить опасности? Представь себе, что ты переходишь
дорогу таким образом, что перекрёсток находится справа от тебя. Что
необходимо знать? В первой части пути по переходу машины могут оказаться
на твоём пути только слева. А вот когда ты пройдёшь половину перехода,
машины могут появиться справа, причём с трёх направлений. И
непосредственно справа, и при правом повороте, и при левом повороте.
Водитель, совершающий поворот, обязан предупредить пешеходов и других
водителей с помощью световых указателей поворотов. При включении они
начинают мигать, показывая, куда будет поворачивать машина. А вот если ты
идёшь через дорогу так, что перекрёсток находится слева от тебя, ситуация
будет другой. В первой части пути машина может появиться с трёх
направлений и непосредственно слева, и при правом повороте, и при левом
повороте. А вот во второй части пути надо опасаться только тех машин,
которые едут справа. Таким образом, если при переходе дороги перекрёсток
находится справа от тебя - то первая часть пути проще, а вторая сложнее. А
если при переходе дороги перекрёсток находится слева от тебя - то первая
часть пути сложнее, а вторая проще. Но в любом случае необходимо быть
очень внимательным. Если ты видишь, что на перекрёстке машина готовится
совершить поворот - остановись! Даже если по Правилам дорожного
движения водитель при повороте обязан пропустить пешеходов - не
торопись! Сначала убедись, что водитель уступает тебе дорогу. Если такой
уверенности нет становись и пропусти машину. И, конечно, не стоит
переходить перекрёсток наискосок. Это очень опасно! Ведь пешеход в этом
случае поворачивается спиной к транспортным средствам. Переходи
нерегулируемый перекрёсток только убедившись в том, что ты находишься
на безопасном расстоянии от всех транспортных средств, в том числе и от
тех, которые совершают поворот.
Общие правила поведения пассажиров
Каждый из нас бывает не только пешеходом, но и пассажи ром. В городе ты
совершаешь поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе, маршрутном такси и
метро. За город ты ездишь на электричке. И во время каждой поездки ты
должен соблюдать правила, которые определяют обязанности пассажиров.
Найти остановки общественного транспорта просто. Перед ними
установлены знаки, которыми они обозначаются. Остановки автобуса
(троллейбуса) обозначаются бело-синим знаком с чёрным изображением
автобуса. На знаке трамвайной остановки вместо автобуса изображён
трамвай.
Правила поведения пассажировпри посадке в автобус и троллейбус
Итак, ты нашёл остановку. Но ты должен знать, что остановки автобуса
(троллейбуса) и трамвая отличаются друг от друга и по месту расположения,
и по тому, как надо вести себя пешеходам в ожидании транспортного
средства. Если ты стоишь на остановке и ожидаешь автобуса или
троллейбуса, отойди подальше от края тротуара. Не наступай на поребрик!
Стоять на краю тротуара нельзя, потому что автобус иногда заносит и он
может задеть тебя или даже сбить. Ещё одно правило: не играй на остановке,
не возись, не бегай и не толкайся. Во время беготни и возни ты можешь
случайно сам выбежать на проезжую часть или толкнуть на неё товарища. А
это очень опасно! Ещё необходимо запомнить: ни в коем случае не выходи на
ДОРОГУ, чтобы посмотреть - не идёт ли автобус или троллейбус. Помни
правило: пешеход не должен выходить на проезжую часть вне зоны
пешеходного перехода!
Но вот автобус подошёл к остановке. Если он едет не по нужному тебе
маршруту, спокойно отойди в сторону. Пусть в автобус сядут те пешеходы,
которым нужен этот автобус. Если к остановке подошёл нужный тебе автобус
- садись в него только тогда, когда он полностью остановится. Водитель
следит за посадкой и высадкой пассажиров с помощью наружных зеркал.
Садись в автобус спокойно. Не суетись и не старайся оттолкнуть других
пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Веди себя достойно! В
переднюю дверь должны садиться пожилые люди, мамы и папы с
маленькими детьми, инвалиды и беременные женщины - эта дверь лучше
видна водителю. Не старайся запрыгнуть в автобус в последнее мгновение,
когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за
движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить
тебя. Садись в автобус (троллейбус) спокойно, без спешки и суеты. Итак, ты
вошёл в автобус или троллейбус. Не задерживайся на ступеньках и у входа.
Пройди в салон, чтобы не мешать другим пассажирам войти. Правила
поведения пассажиров автобуса (троллейбуса) Если есть свободное место,
стоит сразу занять его, чтобы не мешать проходить другим людям. Только
помни: надо уступать места пожилым людям, маленьким детям, инвалидам.
Нельзя бегать по салону и толкать приятелей. Если автобус резко затормозит,
ты можешь упасть сам и «уронить» других людей. Если ты стоишь, держись
за поручни. В противном случае при резком торможении ты рискуешь
получить синяки и ушибы. Ни в коем случае не высовывайся в окна автобуса
и не выставляй в них какие-либо предметы. Многие подростки любят в
автобусе громко разговаривать, а то и кричать, включать мобильный телефон
или плеер на полную громкость. Это проявления бескультурья и не
воспитанности. Ведь шум не только раздражает других пассажиров он может
мешать водителю и отвлекать его от работы. И вообще пассажиры должны
выполнять все распоряжения водителя и кондуктора. Но вот автобус подошёл
к твоей остановке. К выходу лучше готовиться заранее: надо спросить у
других пассажиров выходят ли они на твоей остановке? Подойди ближе к
дверям, но не спускайся на ступеньки - тебя могут защемить открывающиеся
двери. Когда водитель остановит автобус и откроет двери, вы ходи спокойно,
без суеты и спешки. Помоги сойти маленьким детям, пожилым людям,
инвалидам. Если ты мальчик, подай руку девочкам и женщинам. Если после
выхода из автобуса тебе надо перейти на другую сторону улицы, обязательно
дойди до пешеходного перехода. Не забывай - дорогу можно переходить
только по нему.
И ещё одно правило необходимо помнить: Стоящий автобус или
троллейбус следует обходить только сзади.
Правила поведения при посадке в трамвай
А теперь представь, что тебе предстоит поездка на трамвае. Знак, которым
обозначается трамвайная остановка, ты уже знаешь. По дороге к остановке ты
должен соблюдать известные тебе Правила дорожного движения. А вот сама
трамвайная остановка отличается от автобусной. Ты, конечно, помнишь, что
на автобусной остановке посадка и высадка происходят с тротуара и на
тротуар. Трамвайная же остановка выглядит по другому. Дело в том, что
трамвайные рельсы обычно проходят по середине дороги. Значит, с тротуара
сесть в трамвай невозможно. Существует два типа трамвайных остановок.
Одна из них имеет посадочную площадку, которая приподнята над проезжей
частью и отделена от неё ограждением. у трамвайных остановок другого типа
нет приподнятых площадок, и находятся они на тротуаре. Сперва
познакомимся с те ми случаями, когда на трамвайной остановке есть при
поднятая посадочная площадка. Как тебе до неё до браться?
Ты, конечно, помнишь, что идти через дорогу нужно, соблюдая Правила
дорожного движения. Если пешеходный переход регулируется светофором,
необходимо дождаться разрешающего зелёного сигнала. Только тогда можно
идти к трамвайной остановке. Бывает и так, что ты стоишь на тротуаре, а к
остановке подходит трамвай. Тебе хочется быстрее побежать к нему, но не
спеши! Если на светофоре горит красный свет, идти ни в коем случае нельзя!
Ведь для едущих по дороге машин в это время горит зелёный свет и ты
можешь оказаться на их пути. Если пешеходный переход нерегулируемый,
идти по нему можно, только если ты уверен, что машины находятся далеко и
ты в безопасности. Итак, ты перешёл улицу и оказался на трамвайной
остановке. И хотя она специально приподнята над проезжей частью для
безопасности и удобства пассажиров, всё-таки это опасное место. С одной
стороны - проезжая часть, по которой едут машины. С другой - рельсы, по
которым движется трамвай. Сама площадка неширокая, и если вести себя
неосторожно, то можно оказаться в опасной ситуации. Особенно
внимательным надо быть, если площадка не огорожена. Ни в коем случае на
ней нельзя бегать, толкаться и играть. Ожидая трамвая на приподнятой
посадочной площадке, не стой близко к рельсам или к проезжй части улицы.
Если к остановке подошёл нужный тебе трамвай, подожди, пока он откроет
двери, но встань сбоку, чтобы не мешать пассажирам выходить из него.
Правила поведения пассажиров трамвая
Когда ты оказался в салоне трамвая, ты стал пассажиром. Вести себя ты
должен в соответствии с определёнными правилами. Нельзя препятствовать
открыванию и закрыванию дверей. Ими управляет водитель трамвая. Ни в
коем случае нельзя пытаться открывать двери трамвая самостоятельно. Это
очень опасно для тебя и других пассажиров и может испортить сами двери.
Не стоит и прислоняться К дверям ведь они по какой-либо причине могут
открыться на ходу, и ты можешь упасть наружу. Очень опасным местом в
трамвае является сочленение вагонов в центре салона. Здесь располагаются
специальные устройства, позволяющие трамваю поворачивать. Не
прислоняйся к ним! И никогда не просовывай в пространства за
ограждениями руки или ноги! При повороте их может зажать! Ты рискуешь
получить тяжёлую травму или даже погибнуть!
Другие правила поведения в салоне трамвая знакомы тебе по правилам
поведения в автобусе или троллейбусе. Когда ты вышел из трамвая, то опять
становишься пешеходом. Постарайся, прежде всего, отойти от дверей, что бы
не мешать выходить другим пассажирам. Но не спеши бежать через дорогу на
тротуар. Сначала определи, где ты находишься. Если ты сошёл с трамвая на
приподнятую посадочную площадку, рядом с которой находится
регулируемый пешеходный переход, то идти на тротуар можно только по
зелёному сигналу светофора! Будь осторожен - ведь перед тобой проезжая
часть дороги, а за спиной трамвайные пути. То есть ты находишься между
машинами и трамваем. Если тебе надо перейти на противоположную
сторону, тоже дождись зелёного сигнала светофора. Если же трамвайная
остановка расположена рядом с не регулируемым пешеходным переходом, то
иди на тротуар только тогда, когда убедишься, что справа от тебя нет едущих
машин. Если тебе надо перейти на противоположную сторону улицы -
обязательно пропусти трамвай, на котором ты приехал. Если же всё-таки ты
начал переходить дорогу, обязательно помни: Стоящий трамвай следует
обходить только спереди! в этом случае ты сможешь увидеть, приближаются
ли справа к месту перехода трамвай или другие транспортные средства. Ведь
если ты будешь обходить трамвай сзади, ты их не увидишь и можешь
внезапно выйти на дорогу перед машинами или встречным трамваем. В тех
случаях, когда трамвайная остановка не имеет при поднятой посадочной
площадки, вести себя надо иначе. Ожидать трамвая в этом случае можно
только на тротуаре! Нельзя стоять на поребрике и тем более на проезжей
части дороги! Идти на посадку в трамвай можно только тогда, когда трамвай
полностью остановится. Но перед тем как выйти на проезжую часть, убедись,
что машины тебя пропускают. При этом ты должен знать, что водители
обязаны пропустить пешеходов только тогда, когда они идут к трамваю со
стороны дверей. И
И ещё одно правило: до тех пор, пока трамвай не остановится, машины
имеют право ехать! Уступать дорогу пешеходам в этом случае водители не
обязаны. Так что лучше не торопись к трамваю, если машины продолжают
движение. Лучше опоздать к трамваю, чем оказаться под колёсами
автомобиля! Внимательным необходимо быть и при выходе из трамвая на
остановке, не имеющей приподнятой посадочной площадки. Ведь как только
трамвай опять начнёт движение, могут поехать и автомобили. Поэтому
нельзя задерживаться на проезжей части дороги! Но прежде чем идти к
тротуару, внимательно осмотрись и убедись, что машины готовы пропустить
тебя. Ещё надо знать, что на дороге с трамвайными путями больше
опасностей, чем на обычной дороге с двусторонним движением. Почему? Ты
знаешь, что когда переходишь дорогу, то опасно останавливаться посередине
- ведь ты оказываешься между машинами, которые едут и спереди, и сзади. А
когда ты переходишь улицу с трамвайными путями, то можешь оказаться
между вагонами, движущимися в разных направлениях. Это небезопасно,
ведь трамвайные вагоны шире, чем трамвайная колея. Опасно и стоять рядом
с трамвайными путями, особенно на перекрёстках, где рельсы поворачивают.
Дело в том, что во время поворота вагон трамвая выносит на большое
расстояние от путей, иногда на метр с лишним. И если пешеход стоит близко
к путям, трамвай может задеть или даже сбить его.
Переходить нерегулируемый перекрёсток
с трамвайными путями можно
только пропустив все машины и трамваи.
Езда на велосипеде
Весной и летом так приятно покататься по улицам и дворам на велосипеде!
Как только растает снег, на дорогах появляются первые велосипедисты.
Наверное, и тебе хочется мчаться вместе с ними наперегонки! Ведь это так
несложно - сел на велосипед, взялся за руль и крути педали ...
Но не всё так просто. Существуют требования Правил дорожного движения,
которые посвящены езде на велосипеде. Их надо знать и обязательно
выполнять. Прежде всего, необходимо запомнить:
Детям до 14 лет ездить на велосипеде по дорогам и улицам запрещено!
Почти все это знают, но, к сожалению, не все это правило выполняют. А
ещё дети и подростки нередко забывают, что на велосипеде нельзя кататься
внутри дворов - там, где разрешено движение автомобилей. Тем, кому не
исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным
велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам.
Есть ещё несколько правил, которые должен знать каждый велосипедист: 1.
Необходимо хорошо знать устройство велосипеда и со держать его в
хорошем состоянии. Особенно внимательно надо следить за креплением руля
и надёжностью тормозов.
2. Запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и
бульваров.
3. Категорически запрещается цепляться за любое проезжающее мимо
транспортное средство - это очень опасно!
И уж совсем не стоит демонстрировать другим Свою «ловкость» И ездить
на велосипеде, держась за руль одной рукой или совсем «без рук».
А ещё очень важно научиться ездить на велосипеде медленно. Не
удивляйся, именно - медленно. Ведь в городе не всегда удаётся ездить
быстро. Да и за городом, на пересечённой местности или в лесу приходится
ездить не спеша. А удерживать равновесие на велосипеде тем труднее, чем
медленнее ты едешь. Существуют и специальные правила перевозки
пассажиров на велосипеде:
1. Если водителю велосипеда не исполнилось 14 лет, ему нельзя перевозить
пассажиров, которым не исполнилось 7 лет.
2. Только если тебе исполнилось 14 лет, можно перевозить в качестве
пассажира ребёнка возрастом до 7 лет на дополнительном сиденье с
надёжными подножками.
З. Велосипедист, который перевозит пассажира, должен иметь документ,
подтверждающий знание им Правил дорожного движения.
4. У велосипеда должны быть специальное пассажирское сиденье и
подножки для пассажиров.
По улицам городов на велосипеде можно ездить только с 14 лет и без
пассажиров.
Это оправданная строгость. Ведь велосипед не слишком рассчитан на
дополнительный вес пассажира. Он становится менее устойчивым, им
труднее управлять, и это влияет на безопасность движения.
Игры на улице
Можно ли играть на улице? Кажется, ответить на этот вопрос несложно.
Ведь каждая часть дороги имеет своё назначение. По проезжей части ездят
различные машины, трамвайные пути служат для движения трамваев. А по
тротуарам ходят пешеходы. Но находятся дети и подростки, которые думают:
«Нельзя играть там, где ездят машины или ходят трамваи, - это опасно. А вот
там, где их нет - на тротуаре или разделительной полосе, - играть можно».
Думать так - совершенно неправильно! Давай разберёмся - почему нельзя
играть на разделительной полосе и тротуаре, где, по-твоему, ничто тебе не
угрожает. Почему нельзя играть на разделительной полосе? По
разделительной полосе машины не ездят. Но сама по себе она неширокая, и
её края находятся очень близко от дороги, по которой ездят машины. А это
очень опасно. Именно поэтому Правила дорожного движения не разрешают
на разделительной полосе стоянку и движение транспортных средств и
пешеходов. Так что запомни: на разделительной полосе играть нельзя!
Почему нельзя играть на тротуаре?
Этот запрет кажется многим детям и подросткам абсолютно ненужным. Они
думают, что если по тротуарам не ездит транспорт, то им ничто не угрожает.
Но это не со всем так! Ведь во время игры можно нечаянно оказаться на
проезжей части: или тебя кто-то толкнёт, или ты сам в азарте игры выбежишь
на дорогу. Да и ты можешь нечаянно толкнуть товарища, и он окажется на
дороге. А это очень опасно. Ведь по дороге ездят машины, нередко с большой
скоростью. И если ты окажешься внезапно перед автомобилем, водитель не
успеет затормозить и ты получишь тяжёлую травму. А ещё надо иметь в
виду, что во время игры ты очень мешаешь пешеходам. Ведь во время
столкновения с прохожими ты можешь толкнуть кого-нибудь так сильно, что
человек упадёт или окажется на проезжей части.
Можно ли играть во дворе?
Дети и подростки считают, что уж во дворе-то играть можно безо всякой
тревоги. Ведь от улиц двор отделяют дома. Но ведь и во дворах могут
появиться транспортные средства. При этом скрытые домами, деревьями,
кустами они могут появиться внезапно, и ты рискуешь попасть под колёса.
Значит, играть во дворе нельзя. Играть в любые игры можно только на
специальной игровой площадке или на безопасном расстоянии от
движущегося транспорта. И не забывай, что определить это расстояние очень
трудно. Одно дело, если ты просто играешь с приятелями в пятнашки. И
совсем другое, если ты катаешься на велосипеде или на склейте. Попробуй
остановиться в нужном месте это очень трудно! Так же трудно остановиться,
если катаешься с горки. Не рассчитав, легко попасть прямо на дорогу.
Поэтому лучше не рисковать и кататься на лыжах, санках, роликах, скуйте,
велосипеде только там, где нет опасности оказаться на дороге, по которой
ездят машины. Нельзя играть там, где есть движение транспортных средств.
Когда и где появились дорожные знаки.
В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного
транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди ходили пешком из
одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведёт та или иная
дорога. А ещё им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до
нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на
дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на
стволах деревьев. А в Древнем Риме, ещё во времена императора Августа,
появились знаки, которые либо требовали - «Уступи дорогу», либо
предупреждали - «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить
вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от
данного столба до главной площади в Риме - Римского Форума. Можно
сказать, что это были первые дорожные знаки. Вспомни знаменитую картину
В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сидит на своём коне у перекрёстка
дорог сказочный богатырь и думает - куда ему поехать? А на камне высечена
информация. Так что камень этот можно считать дорожным знаком. Римская
система обозначения расстояний позже распространилась и в других странах.
В России в XVI веке, при царе Фёдоре Иоанновиче, на дороге, которая вела
из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы
высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская». При
Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской
империи. Столбы стали раскрашивать в чёрные и белые полосы. Так их было
лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного
поселения до другого и название местности. Но серьёзная необходимость в
дорожных знаках возникла с появлением автомобилей. Высокая скорость,
большой тормозной путь, плохое состояние дорог потребовали создания
системы знаков, которые давали бы водителям и пешеходам нужную
информацию. И сто с лишним лет назад, на конгрессе Международного
туристского союза, было принято решение о том, что дорожные знаки
должны быть во всём мире едиными по назначению и виду. А в 1900 году
договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а
символы - понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям. В 1903
году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки. А ещё через 6 лет
на Международной конференции в Париже договорились устанавливать
дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения, за 250 метров до
начала опасного участка. Тогда же были установлены первые четыре
дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид
изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный
поворот», «Пересечение равнозначных дорог» И «Железнодорожный переезд
со шлагбаумом». В 1909 году первые дорожные знаки официально появились
и в России. Впоследствии были определены количество знаков, их форма и
цвета.
Дорожные знаки
Ilредставь себе, что с дорог исчезли все дорожные знаки. Даже страшно
подумать, что в этом случае произойдёт! Пешеходы не будут знать: где
можно переходить дорогу, а где нельзя; где находятся остановки
общественного транспорта и пешеходные переходы. Водители не смогут
определить: есть ли впереди опасный поворот или неровная дорога; где на
дороге могут по явиться дети, а где запрещено движение машин, с какой
скоростью можно ездить по дороге, и где дорога пересекается с
железнодорожными путями. На дорогах возник бы тогда полный хаос.
Авария следовала бы за аварией, а пешеходам было бы опасно переходить
дорогу. Для обеспечения безопасности движения и существуют дорожные
знаки. Их много, они имеют разные цвета и форму. Сделано это для того,
чтобы все, кто участвует в дорожном движении - и пешеходы, и водители -
могли лучше понимать язык знаков. Все дорожные знаки помогают
организовывать дорожное движение. Их принято делить на восемь групп:
1. Предупреждающие знаки.
2. Знаки приоритета.
З. Запрещающие знаки.
4. Предписывающие знаки.
5. Знаки особых предписаний.
6. Информационные знаки.
7. Знаки сервиса.
8. Знаки дополнительной информации (таблички).