Напоминание

"Химия и жизнь"


Автор: Подосинникова Нина Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №26"
Населённый пункт: города Оби Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка интеллектуальной игры
Тема: "Химия и жизнь"
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта работы учителя химии МБОУ « СОШ № 26» г. Оби

Новосибирской области Подосинниковой Нины Васильевны.

В нашей школе один раз в два года проводится декада естественных наук, в

которой участвуют учителя-предметники, учащиеся 5-11 классов. Во время

декады проводятся различные внеклассные мероприятия по предметам

естественнонаучного цикла, открытые уроки, выставки рисунков и газет,а по

окончании декады оформляется стенд « Декада естественных наук в

фотографиях».Следует отметить, что и учителя, и учащиеся с интересом,

творческим старанием относятся к проведению различных мероприятий.

В 9 классах в январе 2015 г. проводилась интеллектуальная игра « Химия и

жизнь».

Интеллектуальные игры проходят в эмоционально благоприятной

обстановке, развивают коммуникативные способности учащихся.

Цели игры:

- расширение интегрированных знаний по предметам естественно - научного

цикла, установление их связи с жизнью,

- активизация познавательной деятельности и повышение мотивации к

изучению химии,

- развитие химической компетенции (химически грамотное обращение с

веществами, материалами, безопасное для собственной жизни и окружающей

среды),

- формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Подготовка к игре:

- отбор учащихся в команду (по классам), каждая команда выбирает своё

название,

- таблицы растворимости и периодической системы (бланки),

-подготовка наборов реактивов и веществ для проведения экспериментов,

- подготовка печатных материалов для команд, ведущих, жюри,

- бланки для ответов, карандаши, ручки,

- приобретение грамот, сюрпризов для вручения командам по итогам игры,

- поиск спонсоров, чтобы приобрести призы командам,

- договоренность с фотокорреспондентом школы (чтобы сделать снимки для

последующего фоторепортажа по итогам декады естественных наук в школе).

- обеспечение музыкального сопровождения.

Время проведения игры – 45 минут

Ход игры

1. Вступительное слово учителя.

2. Представление:

а) жюри

б) ведущих

3. Первый тур

Немного истории химии.

Ведущий 1. Известные в Древнем Египте семь металлов считались

представителями семи планет на Земле.

Когда в 16 веке алхимикам стала известна металлическая сурьма, они долго

отказывались признать её металлом – ведь для сурьмы на небе не хватало

планеты.

Ведущий 2. Какое же небесное тело соответствует каждому металлу?

(команды получают бланк с заданием 1 тура – 2 минуты на выполнение

задания).

Правильные ответы: 1. Золото - Солнце

За каждый правильный ответ – 1 балл.

2. Серебро - Луна

3. Ртуть - Меркурий

4. Медь - Венера

5. Олово - Юпитер

6. Свинец - Сатурн

7. Железо – Марс

4. Второй тур.

О ком из ученых идет речь?

Ведущий 1.

( 1 балл за правильный ответ, время подготовки ответа на вопрос – 1

минута).

1. Назовите самую именитую семью физиков и химиков, получившую

четыре нобелевские премии. (Кюри).

2. По мнению А.С. Пушкина, он не только создал университет, он сам был

университетом. (Михаил Васильевич Ломоносов).

3. Кто является создателем российского каучука? (Сергей Васильевич

Лебедев).

4. Его именем назван дефект зрения, которым страдал он сам и который

подробно описал. (Джон Дальтон.)

5. Как-то в лавку, где продавали разные товары, зашёл покупатель. Он купил

необходимые товары и вышел. Один из посетителей лавки сказал продавцу,

что это был известный учёный. Продавец искренне удивился, он считал, что

это чемоданных дел мастер, ведь он был в лавке не в первый раз. (Дмитрий

Иванович Менделеев.)

5. Третий тур

В мире металлов.

Ведущий 2.

1. Так называют и химический элемент, и человека огромных творческих

возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан).

2. Содержится в свекле, хурме, гранатах, красной икре, яблоках, мясе,

зелёных листьях овощей. (Железо в степени окисления + 2).

3. Способностью концентрировать этот тяжёлый металл отличаются мхи и

лишайники, поэтому его содержание в организмах северных оленей в десятки

раз выше, чем в организмах оленей, обитающих в умеренных широтах.

(Ртуть).

4. Из 1 г этого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км. (Золото).

5. Войско Александра Македонского во время похода в Индию поразило

тяжёлое желудочно-кишечное заболевание. Причём заболели только рядовые

воины, а военачальники оставались в добром здравии, хотя все находились в

совершенно одинаковых условиях. У рядовых воинов были оловянные

бокалы, а у военачальников из другого металла. Какого? (Из серебра).

6. Четвертый тур.

В мире неметаллов.

Ведущий 1.

1. «Холодный огонь», «элемент жизни и мысли» - очень важный химический

элемент, без него невозможен углеводный обмен в клетках мозга, без него не

зреют плоды и не цветут растения. Если не хватает этого элемента,

организмы слабеют и гибнут. (Фосфор).

2. Этот неметалл издавна использовали для изготовления лекарственных

препаратов, чернения оружия и изготовления черного пороха. (Сера).

3. В книге рекордов Гиннеса это вещество названо самым твёрдым.

Используется в технике и ювелирном деле. (Алмаз).

4. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы.

(Йод).

5. Его соединения применяют в оптической и лазерной технике. При его

недостатке появляется кариес. При избытке наблюдается повышенная

хрупкость костей. (Фтор).

7. Пятый тур.

О каких веществах идёт речь?

Ведущий 2.

1. Это вещество называют «хлебом химии». Ни одно важное производство не

обходится без этого вещества. (Серная кислота)

2. Эти кислоты могут выпадать на поверхность Земли вместе с дождём,

внося в почву азот. (Азотная и азотистая).

3. Эта смесь веществ – сильный окислитель, растворяет даже «царя

металлов», - золото. Название появилось ещё во времена Петра I. Назовите

эту смесь. («Царская водка»- смесь3 объемов концентрированной соляной и 1

объема 63% азотной кислоты).

4. Какие вещества применяют при оказании первой помощи в случае ожога

кожи кислотой. (Вода и питьевая сода).

5. Это вещество можно купить в аптеке, им выводят бородавки, его называют

ляпис. Ляпис – это соль. Назовите эту соль. (Нитрат серебра).

6. Физиологический раствор вводят в организм человека при большой потере

крови. Какое вещество используют для приготовления этого раствора?

(Хлорид натрия).

8. Шестой тур.

Во всем важна классификация.

Ведущий 1.

Команды получают набор склянок с реактивами. Необходимо расставить

реактивы по классам веществ. (2 минуты).

10 баллов (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

9. Седьмой тур. Экспериментальный.

Ведущий 2.

В номерных пробирках содержатся растворы разных веществ: соли, кислоты,

щелочи. Определите, где какое вещество находится. (2 минуты, 6

баллов,за каждую ошибку вычитается 2 балла)

А теперь определите, каким галогеном образована выданная вам соль?

( 2 минуты, 2 балла за правильный ответ).

Итоги объявляются после проверки ответов каждого тура, количество

баллов заносятся на доску.

10. Подведение итогов.

11. Награждение команд и фото на память.

Первый тур (ответ для жюри)

1. Золото – (Солнце)

2. Серебро – (Луна)

3. Ртуть – (Меркурий)

4. Медь – (Венера)

5. Олово – (Юпитер)

6. Свинец – (Сатурн)

7. Железо – (Марс)

Первый тур Команда 9 класса

1. Золото –

2. Серебро –

3. Ртуть –

4. Медь –

5. Олово –

6. Свинец –

7. Железо –

Первый тур Команда 9 класса

1. Золото –

2. Серебро –

3. Ртуть –

4. Медь –

5. Олово –

6. Свинец –

7. Железо –

Первый тур Команда 9 класса

1. Золото –

2. Серебро –

3. Ртуть –

4. Медь –

5. Олово –

6. Свинец –

7. Железо –



В раздел образования