Напоминание

:"Как развить в ребенке чувство уважения к себе"


Автор: Вычужина Радмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР " Колокольчик"
Населённый пункт: п.Витим Ленского района Саха Якутия
Наименование материала: статья:"Как развить в ребенке чувство уважения к себе"
Тема: :"Как развить в ребенке чувство уважения к себе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие чувства уважения к себе является одной их основных задач педагогов и родителей при

воспитании ребенка. Уважать и любить себя очень важно, поэтому ребенок должен научиться этому с

самого раннего возраста. Именно на этапе формирования личности, который проходит в первые годы

жизни, нужно заложить в сознание малыша чувство собственного достоинства.

Специалисты-психологи считают, что некоторые дети могут обладать чувством собственного

достоинства с самого рождения, а у других оно развивается в процессе воспитания. Некоторые

подчеркивают влияние генов на самоуважение, но большинство считает эту связь не доказанной.

Основа чувства самоуважения закладывается еще в детстве, а развивать его мы способны всю свою

жизнь.

Основными факторами, влияющими на развития чувства уважения к самому себе, являются влияние

родителей (их отношение к ребенку и уважение его личности), влияние друзей и различных социальных

групп, в которых находится человек (положительный опыт поднимает самооценку, а негативный - ее

понижает).

1 этап формирования чувства собственного достоинства «Физиологические потребности» (пирамиды

Маслоу А.)

Физическое и психологическое состояние малыша зависит от того, насколько хорошо за ним ухаживают.

Общаясь с матерью, ребенок получает от нее все, что ему необходимо, - еду, сон, чистое белье, а кроме

того - любовь и заботу. Возникающие при этом приятные ощущения станут основой формирования

собственного «я». Конечно, это «я» еще очень примитивно и прежде всего означает «я - это, когда мне

хорошо». Во втором полугодии жизни ребенка можно наблюдать за развитием этого «я». Малыш не

просто плачет: он хочет, чтоб мама сделала так, как ему нравится. Он уже знает, что ему нужно, что он

любит и чего не любит, в общем, стремится к собственному благу, и это для него - задача номер один.

Если ребенку не хватает материнской заботы, тогда его «я» будет означать «мне плохо». Это может

иметь самые неприятные последствия для развития ребенка. У него пропадает аппетит, адекватная

реакция на плохое самочувствие, интерес к окружающему миру.

2 этап «Безопасность и стабильность» (пирамиды Маслоу).

Ребенок будет относиться к себе так, как вы относитесь к нему. Для того чтобы ребенок полюбил себя,

только приятных ощущений недостаточно. Совсем неплохо, если вы считаете своего малыша чем-то

«драгоценным». Дети таких родителей знают, что лучшее лекарство от боли - мамин поцелуй. Если

ребенок дошкольного возраста, поранившись или почувствовав себя плохо, ищет помощи у родителей,

значит, он уже достаточно любит себя, свое тело, чтобы заботиться о нем.

Часто родители не обращают внимания на жалобы ребенка или сначала ругают его за то, что он

поранился, а потом оказывают помощь. В таком случае дети могут не реагировать на боль и не

обращаться за помощью к родителям. Это значит, что способность заботиться о себе затормозилась в

развитии.

Однако если ребенок не бежит к вам с самой маленькой ранкой, еще не говорит о том, что он

неправильно развивается. Заботливые родители посочувствуют малышу, но научат его отличать

серьезную опасность от незначительной, переносить слабую или необходимую боль и т. д. Такие уроки

закладывают основу для самостоятельной заботы ребенка о себе. Однако такой заботы можно ожидать

от него только в достаточно взрослом возрасте: маленьким детям она не доступна.

Одна из самых трудных задач родителей - научить ребенка оберегать себя, то есть собственное тело,

показать ему, как не причинить себе боль. Малыш не может научиться этому на собственном опыте (не

позволим же мы ему касаться горячего утюга или электрической розетки). Придется обходиться словами

«нельзя - будет больно».

Не стоит запугивать ребенка кровавыми подробностями историй о девочках и мальчиках, которые не

слушали маму и папу. Результат может быть совсем не таким, какого вы ждете: ребенок испытает

ненужный страх и может долгое время бояться предметов, с которыми сталкивается ежедневно. В

других случаях малыш может подумать, что нельзя касаться утюга только потому, что мама будет

злиться. Чтобы ей угодить, он действительно не будет этого делать, а вот, рассердившись на родителей,

обязательно совершит то, что для них неприятно, например, возьмет запрещенные предметы.

Осторожность ребенка будет более сознательной и существенной, если родители направят ее на самого

ребенка, а не на его «послушание - непослушание» чьим-то приказам.

В возрасте около трех лет малыш уже сам может избегать каждодневных опасностей (электричества,

острых и раскаленных предметов и др.). В этот период его понятие собственного «я» распространяется

почти на все части тела, даже на те, которые малыш не видит.

Следующий этап - научить ребенка заботиться о своих внутренних органах. Об их существовании малыш

узнает именно тогда, когда они причиняют ему беспокойство, например, воспаляется горло или болит

живот. Эти «больные» части тела малыш должен полюбить, прежде всего, чтобы уберечь их от других

неприятностей.

Ребенку следует знать о функциях половых органов. Для того чтобы чувство любви к собственному телу

было полноценным, малыш должен оберегать свои половые органы и понимать их функции. Если

ребенок полюбит себя как мальчика или как девочку, он гораздо легче справится с проблемами пола в

подростковом возрасте.

Не стоит заострять внимание ребенка на этих органах (что, кстати, происходит очень редко), но ни в

коем случае нельзя обделять их вниманием (что бывает повсеместно). Малыш должен понимать, что

половые органы так же важны, как и все остальные - глаза, руки, сердце. В будущем это избавит

ребенка от многих сексуальных проблем.

3 этап «Социальные потребности» (гигиенические навыки стабильные - социальные группы и

социальные предпочтения) границы размыты у детей, но они существует (пирамиды Маслоу).

Родители должны правильно оценивать самостоятельность своего ребенка. Маленький ребенок хочет

быть похожим на своих родителей. Ничто так не укрепляет чувство собственного достоинства, как

осознание достижения высокой цели, выполнения трудной задачи. Родители всегда хотят, чтобы дети

обладали качествами, которым дети чаще всего не придают значения. Очень трудно приучить ребенка

следить за чистотой, ежедневно чистить зубы, быть терпеливым и вежливым со старшими. При этом

родителям необходимо помнить, что в младшем возрасте ребенок чаще всего хочет быть «таким, как

папа» или «таким, как мама». Поэтому родители сами должны соответствовать тем требованиям,

которые они предъявляют к ребенку.

Родители должны закрепить в сознании ребенка фразы «мне нравится быть чистым», «мне нравится

чистить зубы» и др., и тогда это занятие будет приносить удовольствие, а потом станет привычкой.

Родителям следует направлять и приветствовать усилия ребенка на этом пути. Так, идя от маленькой

цели к более сложной и добиваясь совместного успеха, мамы и папы будут развивать в ребенке

целеустремленность, терпение, а самое главное - укреплять свою связь с ребенком и его

индивидуальное чувство собственного достоинства.

Ребенок растет, формируется, и вместе с тем меняется роль родителей в этом процессе. Папы и мамы

хотят, чтобы их малыш самостоятельно заботился о себе. Очень важно правильно оценить способность

ребенка к такой самостоятельности и помочь ему в ее проявлениях. Чаще всего ребенок впервые

демонстрирует самостоятельность и независимость в вопросе «что надеть». В таких случаях

пререкания, слезы и уговоры по поводу, надевать ли шапку, теплый свитер, туфли или ботинки,

становятся обычным делом. Справедливости ради отметим, что родители (а особенно мамы) в этом

вопросе не всегда бывают правы. Лучший выход из такой ситуации - научить ребенка выбирать одежду

в зависимости от погоды.

Если в первые годы жизни ребенок не был обделен родительским вниманием и заботой, то у него

обязательно вырабатывается чувство осознания собственного тела. Этого чувства хватит, чтобы в

будущем он оберегал себя даже без помощи родителей, но это не означает, что он в такой помощи не

нуждается. Ребенок должен принимать себя таким, какое оно есть, и помощь родителей в этом просто

неоценима. Они должны убедить ребенка, что любят его без всяких оговорок, что он красив и любим

только потому, что он есть. Если родители будут страдать из-за физических недостатков ребенка, эти

страдания передадутся ему еще в большей мере.

4 этап «Самоутверждение» (потребность в признании)

Ребенок идет от маленькой цели, к большой. Сначала родители радуются каждому шагу своего малыша,

каждому новому слову, произнесенному им, видя, как малыш учится держать чашку, самостоятельно

есть, завязывать шнурки и др. со временем уже никого не удивляет, что ребенок умеет ходить и

говорить. Ребенок радуется этому вместе с родителями. Однако, если малыш не гордился этими

первоначальными умениями, формирование его чувства собственного достоинства может быть

поставлено под угрозу. Чаще всего это происходит, когда родители недостаточно хвалят и поощряют

своих детей. Ребенок, который ощущает, что родители гордятся им и радуются его умениям, стремится

сделать что-то еще лучше, чтобы доставить приятное себе и им. Слова «я сам» должны не пугать

родителей, а радовать их. Конечно, они сделают все быстрее и лучше, но следует дать малышу

возможность почувствовать, что он может сделать что-то так же, как и они. От чувства взаимной

гордости зависит и то, научится ли малыш играть. Дети, обделенные родительской похвалой, чаще

всего не находят удовольствия в этом занятии. Позже их труднее будет заинтересовать рисованием,

пением или развивающими играми. Новая игрушка занимает их всего несколько минут, а потом ее

забрасывают. Так происходит даже в тех случаях, когда ребенок сам придумывает себе игры, но

сильнее всего это проявляется в занятиях, требующих терпения и усидчивости.

Задача родителей - шаг за шагом развивать у детей интерес к различным умениям и желание к их

приобретению, которые основываются на чувстве собственного достоинства. Когда взрослый человек

делает что-то хорошо и может сказать себе: «Я могу сделать это, значит, я смогу сделать и что-то

другое» - это дает возможность ставить перед собой все новые цели и стремиться к их достижению.

Подростки, безусловно, более самостоятельны в заботе о себе. Однако не стоит забывать, что они так

же нуждаются в родительской похвале.

Родительское поощрение дает ребенку ощущение собственной значимости, а это основа его

самостоятельности.

5 этап «Самоуважение стремление к похвале»

Развитие ребенка - следствие правильности родительских наставлений. Очень часто дети следят за

чистотой своего тела и своей одежды, хорошо учатся только для того, чтобы не быть наказанными или

заслужить похвалу. При этом они не испытывают удовольствия от своих умений.

Зачастую это происходит потому, что родители ставили перед ребенком неверные цели. «Ты должен

быть чистым, чтобы мама не сердилась» или «Ты должен приготовить домашнее задание, чтобы

получить хорошую оценку». В этом случае ребенок, а потом и взрослый человек, просто перестает

выполнять такие задания, если его не ожидает похвала или наказание, потому что они не затрагивают

его чувство собственного достоинства.

Родители должны сделать так, чтобы достижения детей приносили обоюдное удовольствие. Чтобы

ребенок остался доволен результатами своих умений, недостаточно только похвалы родителей.

Зачастую дети ставят перед собой слишком высокие, невыполнимые цели и, если не достигают их,

глубоко разочаровываются и отчаиваются. Задача родителей - помочь ребенку установить правильные

цели, укрепить самооценку, не дать потерять надежду и веру в свои силы. Признание в глазах

родителей может поддержать чувство собственного достоинства ребенка, даже если он не слишком

доволен собой.

Формирование чувства собственного достоинства ребенка зависит от чувства собственного достоинства

его родителей.

Не бывает идеальных детей, как не бывает и идеальных родителей. Ребенок - это зеркальное отражение

папы и мамы, и то, каким чувством собственного достоинства он будет обладать, напрямую зависит от

чувства собственного достоинства его родителей.

Мужчина и женщина становятся настоящими родителями, когда считают своих детей как бы

продолжением себя. В таком случае ребенок - это фундамент их чувства собственного достоинства.

Поэтому одна из самых важных и трудных задач родителей - позволить ребенку быть самим собой и не

пытаться осуществить с его помощью свои несбывшиеся мечты, то есть не считать ребенка «своей

собственностью».

Родители, которые не любят своих детей и не заботятся о них, обладают, скорее всего, очень низким

чувством собственного достоинства. Они не любят детей так же, как не любят самих себя.

Помогая детям сформировать чувство собственного достоинства, родители закладывают фундамент их

будущей способности быть родителями.

Уже в дошкольном возрасте ровесники и друзья оказывают влияние на чувство собственного

достоинства ребенка, и это влияние со временем все возрастает. Однако основой отношений ребенка со

сверстниками всегда являются его отношения с родителями.

У ребенка, который подвергался насилию, возникают серьезные проблемы в развитии. Если ребенок в

детстве подвергался насилию, у него практически не было возможности для формирования здорового

понятия собственного «я». В таком случае «я» ассоциируется с болью и унижением и не помогает

ребенку защищать и оберегать себя. Такие дети чаще всего никогда не жалуются на боль и обиды, а

тем более на своих родителей. Они не умеют заботиться о себе и обладают очень низким чувством

собственного достоинства. С большой долей вероятности можно утверждать, что они будут так же

обращаться с собственными детьми.

Еще одна опасность подобной ситуации состоит в том, что у ребенка может появиться чувство

удовольствия от состояния «жертвы». Уже будучи взрослым, он, возможно, будет провоцировать

окружающих на агрессивность по отношению к себе. Причина этого заключается в том, что дети чаще

всего любят то, что делают с ними их родители. В подобных случаях побои становятся для них самым

сильным чувственным контактом с родителями, а боль занимает место любви и заботы.

Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных

эмоций. Положительные эмоции: радость, уверенность в своих силах, благотворно сказываются на

жизнедеятельность всего организма ребёнка. Очень многое зависит от взрослых людей, людей,

которые сопровождают малыша, начиная ещё с дошкольного возраста, чувства детей необходимо

воспитывать! Невоспитанность, неразвитость может привести к тому, что вырастет личность убогая,

ничем не интересующаяся, бездушная. Согласитесь, нельзя заниматься только обучением ребёнка

математике, чтению, письму. Немаловажное место при воспитании ребёнка должны занимать и

воспитание у него чувства ответственности, уважения к окружающим, человечности, всё это

формируется во взаимоотношениях ребёнка со сверстниками, взрослыми. Ведь именно в дошкольном

возрасте происходит интенсивное развитие ребёнка. Мы всегда хотим, чтобы дети росли добрыми,

честными, справедливыми, но очень часто дети путают такие понятия -"быть справедливым",

"честным". Например: недавно мною был проведён тест для детей "Мои качества". Я хотела узнать, как

дети умеют оценивать себя, свои положительные качества. На всех детей были приготовлены

цветные квадраты. каждый цвет обозначал то или иное качество ребёнка. Синий-вежливость, зелёный-

доброта, красный-справедливость, жёлтый-храбрость. Детям было предложено подумать-какими из

перечисленных качеств они, поих мнению, обладают. Затем подойти и положить в свой, заранее

приготовленный конверт с именем, цветной квадрат. Из 18 детей только одна девочка положила себе в

конверт один квадратик-зелёный, все остальные положили в свои конверты весь предложенный набор

цветных квадратиков. Позже я подзывала каждого из детей по отдельности и задавала вопрос, почему

он считает что обладает всеми положительными качествами, просила рассказать. какие именно

поступки указывают на наличие в нём ( ребёнке), этих качеств. Ответы детей; "Я же красивая", "Со

мной всем интересно", "Я сильный"... Получаеся что у детей завышенная самооценка? Или они ещё не

умеют адекватно оценивать себя? Очень часто я предлагаю детям обсудить какую-либо жизненную

ситуацию, прошу их поставить себя на место обиженной стороны, затем рассказать о своей реакции на

эту ситуацию.., все всегда на стороне обиженных. Но если следишь в это время за поведением и

эмоциями детей-появляется повод для тревоги..; один-хихикает в кулачок, другая -рассматривает свои

туфельки и раскладывает подол своего платья красивыми складками на стуле. Что это,равнодушие или

незаинтересованность? Все наши беседы происходят с опорой на литературные примеры, или случаи

из личного опыта. Научить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивать своё поведение с

поведением других -трудно, но необходимо. Так как же воспитать в дошкольнике чувство

самоуважения, уважение к сверстникам и взрослым? Согласитесь, немаловажную роль в этом играет

семья, близкие люди. К сожалению. не всегда идут из семьи положительные примеры. Иногда дети

рассказывают о том, что происходит дома: "Мама с папой снова ругались и кричали друг на друга",

"А мама назвала меня дебилом". О каком уважении к ребёнку идёт речь, о каком воспитании у ребёнка

чувства собственного достоинства? А бывает, невольно становюсь свидетельницей таких диалогов

между ребёнком и родителем, во время ухода детей домой. Ребёнок радостно бежит к маме и

говорит:-"Мама, посмотри какого я снеговика нарисовал!" мама идёт и смотрит, и вдруг я слышу:-"

Господи, ужас какой, таких снеговиков не бывает, вот у Насти снеговик, так снеговик.." ...Выхожу в

раздевалку и вижу растроенного человечка, и начинаю взрослому человеку, маме, которая должна

порадоваться успехам своего ребёнка, похвалить, ведь он так старался и хотел её порадовать, говорить;

-"Это самый необычный снеговик из всех нарисованных снеговиков, его когда лепили хитрый

зайчишка стащил все морковки, вот и пришлось сосульку вместо носа поставить, зато больше ни у кого

нет такого!" Если ребёнку постоянно указывать на его ошибки, а не мягко говорить;-"Ничего, завтра

мы попробуем ещё раз, и у тебя всё получится", он махнёт на себя рукой, ведь от него ничего хорошего

не ждут, вот и возникают потом комплексы, отсутствие самоуважения. Похвала-это такой стимул, да за

неё можно горы свернуть. Да, похвала должна быть заслуженной, но иногда, особенно когда речь идёт

о ребёнке застенчивом, робком, непопулярном, можно и схитрить. "У тебя сегодня гораздо лучше

получилось", "Какие необычные слова ты нашёл, чтобы описать зиму" и т. д. А если эта похвала ещё

прозвучит в присутствии других детей... Одобрение взрослых помогает ребёнку преодолевать

скованность, стеснительность. Зачастую, мы взрослые, бываем неправы, когда остаёмся

равнодушными к какой-либо конфликтной ситуации, которая возникла между детьми ;-"Мне некогда",

"Разбирайтесь сами". Да, детям нужно давать возможность научиться самостоятельно разбираться в

конфликтах, но при этом держать эту ситуацию под контролем, чтобы успокоить, вовремя вмешаться

и помочь. Усталость, раздражение, бывает всё, но мы взрослые и должны умееть контролировать свои

слова и поступки, особенно когда речь идёт о детях. Высмеивать ребёнка при других, устраивать

судилище, разбор чьих-то, пусть не совсем хороших поступков. недопустимо! Нужно ли у коллектива

детей вызывать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? Нельзя способствовать

проявлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства у других детей! Дети

чутко реагируют на проявление доброжелательности, они все разные: есть шумные, активные,

подвижные, конечно так хорошо когда все дети послушные-нет никаких проблем. Мы педагоги и

должны понимать, когда и в каких случаях следует привлекать внимание всего коллектива детей

(сознательное нарушение норм поведения, когда действительно зол, жесток, агрессивен), и в каких

случаях этого делать не надо. Нам всем необходимо видеть в ребёнке личность, уважать эту личность,

учить быть добрым, справедливым, показывая и уча его своим примером, и тогда у этой личности

появится чувство собственного достоинства, он научится уважать себя и окружающих его людей!

Как формировать чувство собственного достоинства у ребенка? Формирование чувства

собственного достоинства начинается с воспитания у ребенка уверенности в своих силах.

Осознание собственных недостатков мешает развитию личности, но может дать

эмоциональный заряд для дальнейшего роста. Отношение человека к собственным

недостаткам определяет его успешность. Надо научить ребенка компенсировать свой

недостаток в одной области достижениями в другой. Например, родители мальчика могут

помочь ребенку подобрать спортивную секцию, в которой он сможет добиться успеха. Самое

сложное — преодолеть первый этап обучения. Поощряйте малейшие успехи ребенка. Только

не стоит хвалить его на каждом шагу, если не хотите воспитать кичливость и самомнение.

Успех в спорте повлечет за собой успех в учебе, потому что ребенок найдет внутри себя

источник для новых удач, осознает свои ценности. У ребенка повысится самооценка.

Заниженная самооценка формируется, когда родители придерживаются принципов

вседозволенности в воспитании. У ребенка создается чувство незащищенности,

неуверенности и зависимости. А неуверенность в своих силах нарушает процесс умственной

деятельности ребенка. Ему сложно добиться успеха. Для этого важно установить границы

дозволенности, в пределах которых ребенок будет развиваться. Приучайте ребенка нести

ответственность за свои поступки. Делайте акцент на формирование у детей чувства любви и

уважения друг к другу, показывая образец такой любви в семье. Помните: мать воспитывает

своего ребенка даже в свое отсутствие. Родители должны настойчиво формировать у детей

доброжелательное отношение друг к другу. Злоба, проявление агрессии — результат реакции

на жизнь в современном мире конкуренции и враждебности. Иногда этому дети учатся у своих

родителей, которые не могут сдерживать свои эмоции и переходят к физическим наказаниям

своего ребенка. Такой опыт общения ребенок переносит на общение со сверстниками. Любая

проблема решается кулаками. Драка становится игрой между сверстниками, единственным

способом добиться признания. В древности люди говорили: сопротивляйся прихотям твоим в

молодости, ибо в старости труднее себя исправить. Учите своих детей противостоять своим

слабостям, воспитывайте выдержку, упорство, дисциплинированность. Пресекайте грубость в

поведении своего ребенка, но не физическим наказанием. Обсудите с ним суть ценностей:

доброты, целостности, честности, прямоты, правдолюбия и т. д. Следите за проявлением этих

ценностей в жизни Вашего ребенка. Поведение в соответствии с нравственными нормами

должно восприниматься как единственно возможное.



В раздел образования