Автор: Хвастунова Мария Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я. Вологодской
Населённый пункт: Ульяновская область г. Инза
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Адаптация первоклассников
Раздел: начальное образование
Консультация «Адаптация первоклассника в школе».
Цель: познакомить родителей с основными аспектами адаптации первоклассника.
Задачи:
1.
Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе;
2.
Показать пути их преодоления;
3.
Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и
интерес родителей к вопросам воспитания и образования;
Ход собрания:
1.
Определение понятия «адаптация».
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Поздравляю вас с важным событием –
поступлением ваших детей в первый класс! Первый год обучения определяет всю
последующую
школьную
жизнь
ребенка.
Многое
зависит
от
вас
–
родителей
первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание
к его успехам и неудачам, эмоциональная поддержка. Вера в себя – залог успеха в учёбе!
Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что
ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
Беседа-обсуждение первых дней ребенка в школе.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем:
с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи,
какие получил подарки;
с каким настроением уходит в школу;
какие занятия ребёнку нравятся в школе и др.
Основная часть.
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни
ребёнка. Начало школьной жизни сильно меняет весь образ бытия ребёнка. Теперь
ребёнок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня,
подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным
требованиям, существует у всех первоклассников.
Что же такое «адаптация»?
Адаптация
–
это
естественное
состояние
человека,
проявляющееся
в
приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым
социальным контактам, новым социальным ролям.
2.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией».
Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия
организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
Неустойчивое приспособление. В это период организм ребёнка находит оптимальные
варианты реакций на новые условия.
Относительно устойчивое приспособление.
В этот период организм находит
подходящие варианты реакции на новые условия.
В эти периоды у ребёнка можно наблюдать признак утомления (снижение
артериального давления) и признак переутомления (повышение артериального давления).
Дети
могут
капризничать,
многие
жалуются
на
головную
боль,
усталость.
Продолжительность трех этапов физиологической адаптации обычно длится 2 месяца,
наиболее сложными являются первый и второй этапы.
3.
Социально-психологические условия адаптации ребенка к школе.
Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой
моторики);
Развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми,
взрослыми);
Саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную
ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);
Умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.
Для определения уровня успешной адаптации с ребятами проводились методика Е.Р.
Горелова «Выявление школьной тревожности у детей» и проективные методика «Рисунок
школы» и теста «Домики» (тест разработан О.А.Ореховой
и позволяет провести
диагностику эмоциональной сферы ребёнка в части высших эмоций социального генеза,
личностных предпочтений, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа
эмоционального отношения ребёнка к школе.
Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребёнку. Соблюдать
чёткий режим. Помните, что ребёнку нужна ваша любовь и забота. А семейные
неурядицы - это враг успешной адаптации ребёнка к школе.
Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют
в процессе: помогают собирать вещи с вечера (не забывайте про самостоятельность: ваша
функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы,
вечером обсуждают, как прошёл день ребёнка. В тот момент, когда ребёнку нужна ваша
поддержка, не оставляйте ребёнка наедине с его состоянием. Помогайте своему
первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка
родителей в период школьной адаптации Очень Важна для детей. Ведь от этого зависит
его дальнейшая учёба.
4.
Система взаимоотношений детей в классе.
Взаимоотношения
–
сложная
система
контактов,
которые
складываются
с
конкретными людьми.
Есть два вида отношений в классе:
- обязательные;
- дружеские (необязательные).
Основа межличностных отношений – это ЧУВСТВА.
1)
Симпатия, сближение – готовность к сотрудничеству;
2)
Антипатия, отдаление – нежелание сотрудничать.
Для
того,
чтобы
Наш
класс
был
дружным,
отношения
между
ребятами
положительные, необходимо соблюдать правила-законы класса, как детям, так и
родителям.
Законы класса.
1.
Закон Добра – Будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.
2.
Закон Познания – Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и
готовься к самостоятельной жизни.
3.
Закон Заботы – Прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к
окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4.
Закон взаимоотношений – Главное относись к людям так, как хочешь, чтобы
относились к тебе.
5.
Закон милосердия – Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у
которых слёзы на глазах. Не забывай о них.
6.
Закон уважения – Хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай права и интересы
других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
7.
Закон правды – Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим
тебя людям. Будь правдив!
8.
Закон свободы – Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою
свободу, не забывай о свободе другого человека.
9.
Закон здоровья – Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
10.
Закон дружбы – Дорожи школьной дружбой, цени свой класс, школу.
Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
5.
Рекомендации.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его
соблюдением;
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в
школе;
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником;
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе
овладения учебными навыками;
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха;
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не
стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному
психологу;
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Но у первоклассника должно
оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Я желаю успехов Вам и вашим детям! Любите своих детей!
Список использованной литературы:
1.
Зайцева В. 7 лет - Не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября»
2008 год.
2.
Ильющенков В. В., Берсенёва Т. А. Здоровье и образование. – СПб., 1993.
3.
Марьяна Безруких, Светлана Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – М.:
Академия, 1997.
4.
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.