Напоминание

Адаптация первоклассников


Автор: Хвастунова Мария Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я. Вологодской
Населённый пункт: Ульяновская область г. Инза
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Адаптация первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Консультация «Адаптация первоклассника в школе».

Цель: познакомить родителей с основными аспектами адаптации первоклассника.

Задачи:

1.

Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе;

2.

Показать пути их преодоления;

3.

Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и

интерес родителей к вопросам воспитания и образования;

Ход собрания:

1.

Определение понятия «адаптация».

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Поздравляю вас с важным событием –

поступлением ваших детей в первый класс! Первый год обучения определяет всю

последующую

школьную

жизнь

ребенка.

Многое

зависит

от

вас

родителей

первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание

к его успехам и неудачам, эмоциональная поддержка. Вера в себя – залог успеха в учёбе!

Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что

ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

Беседа-обсуждение первых дней ребенка в школе.

Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем:

с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи,

какие получил подарки;

с каким настроением уходит в школу;

какие занятия ребёнку нравятся в школе и др.

Основная часть.

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни

ребёнка. Начало школьной жизни сильно меняет весь образ бытия ребёнка. Теперь

ребёнок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня,

подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным

требованиям, существует у всех первоклассников.

Что же такое «адаптация»?

Адаптация

это

естественное

состояние

человека,

проявляющееся

в

приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым

социальным контактам, новым социальным ролям.

2.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией».

Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия

организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.

Неустойчивое приспособление. В это период организм ребёнка находит оптимальные

варианты реакций на новые условия.

Относительно устойчивое приспособление.

В этот период организм находит

подходящие варианты реакции на новые условия.

В эти периоды у ребёнка можно наблюдать признак утомления (снижение

артериального давления) и признак переутомления (повышение артериального давления).

Дети

могут

капризничать,

многие

жалуются

на

головную

боль,

усталость.

Продолжительность трех этапов физиологической адаптации обычно длится 2 месяца,

наиболее сложными являются первый и второй этапы.

3.

Социально-психологические условия адаптации ребенка к школе.

Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой

моторики);

Развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми,

взрослыми);

Саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную

ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);

Умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.

Для определения уровня успешной адаптации с ребятами проводились методика Е.Р.

Горелова «Выявление школьной тревожности у детей» и проективные методика «Рисунок

школы» и теста «Домики» (тест разработан О.А.Ореховой

и позволяет провести

диагностику эмоциональной сферы ребёнка в части высших эмоций социального генеза,

личностных предпочтений, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа

эмоционального отношения ребёнка к школе.

Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребёнку. Соблюдать

чёткий режим. Помните, что ребёнку нужна ваша любовь и забота. А семейные

неурядицы - это враг успешной адаптации ребёнка к школе.

Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют

в процессе: помогают собирать вещи с вечера (не забывайте про самостоятельность: ваша

функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы,

вечером обсуждают, как прошёл день ребёнка. В тот момент, когда ребёнку нужна ваша

поддержка, не оставляйте ребёнка наедине с его состоянием. Помогайте своему

первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка

родителей в период школьной адаптации Очень Важна для детей. Ведь от этого зависит

его дальнейшая учёба.

4.

Система взаимоотношений детей в классе.

Взаимоотношения

сложная

система

контактов,

которые

складываются

с

конкретными людьми.

Есть два вида отношений в классе:

- обязательные;

- дружеские (необязательные).

Основа межличностных отношений – это ЧУВСТВА.

1)

Симпатия, сближение – готовность к сотрудничеству;

2)

Антипатия, отдаление – нежелание сотрудничать.

Для

того,

чтобы

Наш

класс

был

дружным,

отношения

между

ребятами

положительные, необходимо соблюдать правила-законы класса, как детям, так и

родителям.

Законы класса.

1.

Закон Добра – Будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.

2.

Закон Познания – Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и

готовься к самостоятельной жизни.

3.

Закон Заботы – Прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к

окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

4.

Закон взаимоотношений – Главное относись к людям так, как хочешь, чтобы

относились к тебе.

5.

Закон милосердия – Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у

которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

6.

Закон уважения – Хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай права и интересы

других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.

7.

Закон правды – Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим

тебя людям. Будь правдив!

8.

Закон свободы – Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою

свободу, не забывай о свободе другого человека.

9.

Закон здоровья – Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.

10.

Закон дружбы – Дорожи школьной дружбой, цени свой класс, школу.

Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.

5.

Рекомендации.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его

соблюдением;

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в

школе;

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником;

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе

овладения учебными навыками;

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха;

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не

стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному

психологу;

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более

авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Но у первоклассника должно

оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Я желаю успехов Вам и вашим детям! Любите своих детей!

Список использованной литературы:

1.

Зайцева В. 7 лет - Не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября»

2008 год.

2.

Ильющенков В. В., Берсенёва Т. А. Здоровье и образование. – СПб., 1993.

3.

Марьяна Безруких, Светлана Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – М.:

Академия, 1997.

4.

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.



В раздел образования