Напоминание

Работа с одаренными детьми в школе


Автор: Галынская Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"Решетовская СШ"
Населённый пункт: село Решеты,Кочковского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми в школе
Раздел: полное образование





Назад




УДК 37.013.2

Работа с одаренными детьми в школе

Галынская И.Н.

Решетовская СШ

На сегодняшний день в школе очень остро стоит вопрос о работе с

одаренными детьми. Как правило, у учителей не хватает времени, чтобы

уделить

должное

внимание

ученику,

проявляющему

неординарные

способности по предмету.

Проблема

одаренности

в

настоящее

время

становится

все

более

актуальной.

Это

связано

с

потребностью

общества

в

неординарной

творческой

личности.

Талант

-

это

врожденные

спо собно сти,

обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы – развивать

эти способности у ребёнка.

Существует

мнение,

что

дар

это

навсегда.

Однако

исследования

доказывают, что одаренность существует только в постоянном развитии. Она

либо

развивается,

либо

угасает.

Конечно,

не

все

станут

великими

математиками,

музыкантами

и

художниками,

но

каждый

имеет

право

на

возможность

развиваться.

Естественно,

первыми,

кто

может

заметить

у

ребенка неординарные способности, являются родители. А задача учителя –

вовремя рассмотреть таких ребят и помочь им реализоваться.

В

обыденной

жизни

одаренность

-

синоним

талантливости.

В

психологии же под ней понимают системное качество личности, которое

выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного

или

нескольких

видов

деятельности,

сочетающиеся

с

интересом

к

ним.

Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная

личность, зависит от многих обстоятельств.

В

мировой

психолого-педагогической

науке

существуют

различные

концептуальные

модели

одаренности.

Одной

из

наиболее

популярных

теоретических

моделей

одаренности

является

концепция,

разработанная

американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность

есть сочетание трех основных характеристик:

· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

· креативности;

· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме

того,

он

выделял

знания

(эрудицию)

и

благоприятную

окружающую

среду.

Фактически,

он

предлагает

относить

к

категории

одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной

из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность”

на “потенциал”.

Одаренного ученика заметить нетрудно:

1. Такой ученик обязательно любознателен.

2. Умеет удивляться, рассматривать вопрос с разных точек зрения,

умеет самостоятельно мыслить.

3. Одаренные ребята не останавливаются на достигнутом. Им всегда

всего мало.

4. Любят вопросы, на которые можно дать несколько верных ответов.

5. Одаренных ребят отличают оригинальные решения, проявляющиеся,

прежде всего, в самостоятельных работах.

6. У них масса идей на решение вопроса.

7.

Одаренные

ребята

умеют

прогнозировать,

имеют

интуицию,

способны глубоко мыслить.

8. Не отвлекаются на какие-либо помехи при углубленном решении

вопроса.

9. Имеют адекватную оценку как собственных мыслей и поступков, так

и чужих.

10. Упорны в достижении цели.

11. Самостоятельны, ответственны, уверены в себе.

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь

проявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у

ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким

кругом

учащихся,

которые

проявили

творческие

способности

и

заинтересованность

в

предмете.

Формами

работы

этого

этапа

является,

проектная

и

исследовательская

деятельность,

участие

в

конкурсах,

олимпиадах разного уровня.

В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого

человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является

крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников,

ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной

деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету.

Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:

- Выявление одаренных детей;

-

Развитие

интеллектуальных

способностей

и

компетентностей

обучающихся;

- Переход к новому содержанию образования;

-

Осуществление

индивидуализации,

дифференциации

обучения,

использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;

- Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и

внеурочной

деятельности,

участие

в

проектной,

исследовательской

и

экспериментальной деятельности;

- Повышение педагогического мастерства;

- Создание системы работы с одаренными детьми;

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того

как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены

от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей

деятельности, целенаправленная и систематическая работа.

Список использованной литературы

1. Бахмутский

А.Е.

Школьная

система

мониторинга

качества

образования.

Псков:

АНО

«Центр

социального

проектирования

«Возрождение» , 2004. – 96 с.

2. Иванов Б. Н. Современная физика в школе: Методическое пособие.

– М.: БИНОМ, 2002

3. Необычные

учебные

материалы

по

физике:

задачи,

тесты,

практические работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман.

М.: Школа-Пресс. 2000. 80с. (Библиотека журнала «Физика в школе». Вып.

16)

4 . Федотова

Н.

К.

Из

опыта

работы

с

одаренными

детьми

/

Н.

К.

Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. —

Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.



В раздел образования