Автор: Баскова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №124
Населённый пункт: Г.Дзержинск
Наименование материала: Проект
Тема: "В гости к русской народной сказке"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«В гости к русской
народной сказке»
Составила: воспитатель 1 кв.категории Баскова Юлия Александровна
Название проекта: «В гости к русской народной сказке»
Тип проекта: Творческий
Сроки реализации: Краткосрочный
Состав участников: дети младшей группы, их родители и воспитатель Баскова Ю.А.
Актуальность : В нашем 21 веке, когда происходит духовное обнищание, сказка, как и другие ценности
нашей культуры, теряет своё наивысшее предназначение. В большей части этому помогают современные
печатные издания и создание детских мультфильмов, которые искажают первоначальный замысел
сказки, а также превращают сказочное действие из поучительного в развлекательное. Поэтому наш
проект «В гостях у русской народной сказки» очень актуален. Русские народные сказки преподносят
нашим детям поэтический образ сказочных героев, в тоже время они оставляют простор детскому
воображению, позволяют возвратить и привнести в естественную среду жизни ребёнка и семьи
христианские нормы православия; темы веры, милосердия, добра составляют духовно-нравственное
содержание русских народных сказок.
Цель : Формировать у детей представление о русской народной сказке через различные виды
деятельности.
Задачи:
Для педагога:
Повышение педагогической компетенции по вопросам проекта;
Создание условий для ознакомления детей со сказками;
Вовлечение родителей в реализацию проекта.
Для детей:
Образовательные:
Вызывать интерес к сказкам;
Формировать умение внимательно слушать сказки, пересказывать их;
Обогащать словарь детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, грамматический строй,
развивать диалогическую речь;
Развивающие:
Развивать познавательные способности детей, творческое воображение,внимание, память;
Развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать свое отношение к героям, характеризовать их;
Воспитательные:
Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных;
Вызывать желание детей участвовать в драматизациях сказок, воспитывать уверенность;
Для родителей:
Привлечь родителей к совместной работе с детьми и воспитателями;
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный (1-5 октября) – Беседа с родителями, планирование, сбор материала.
2-й этап: организационный (6-15 октября) – создание развивающей предметно пространственной
среды, разработка содержания организованной образовательной деятельности, сценария праздника.
3-й этап: формирующий (15 – 25 октября) – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану.
4-й этап: итоговый (26 октября) – итоговое мероприятие.
Предполагаемые итоги реализации проекта
Для детей:
-Дети познакомятся со многими русскими народными сказками такими как «Курочка ряба», «Колобок»,
«Теремок» , «Репка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», будут знать их содержание.
-Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
-Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.
-Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок,
пополнение развивающей среды и т. д.)
Для педагога:
- Повысится педагогическая компетенция по вопросам данного проекта
-Пополнена РППС
Итог проекта: Утренник -постановка сказки "Репка"
Литература:
«От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования»»/
Под. редакцией Н.Е.Вераксы, , Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2017г.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
2016
«
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:3-4 лет » -М: Мозаика- Синтез, 2016г
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «В гости к русской народной сказке»
Образовательная
область.
Формы работы.
Срок.
Физическое
развитие
Подвижные игры:
«Волк и семеро козлят»
«У медведя во бору»
«Гуси - лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка - хохлатка»
«Зайка серый умывается»
«Зайцы и лиса»
«Теремок»
15-25 ноября
Социально-
коммуникативное
развитие
Показ настольного театра «Колобок»
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Сложи картинку и узнай сказку»
15-25 ноября
Художественно-
эстетическое
развитие
Раскраски для малышей по мотивам русских народных сказок.
Лепка:
«Колобок»
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности
Занятие №15
15-25 ноября
8 октября
Речевое развитие
ООД Чтение русской народной сказки Колобок
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» занятие №2 стр 38.
ООД Рассматривание иллюстраций к сказке колобок
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» занятие №3 стр 39.
Беседы:
«Какие сказки я знаю»
Игра - драматизация:
по сказкам «Теремок»
«Колобок»
Рассматривание иллюстраций в книгах «Теремок», «Маша и
медведь», «Репка», «Курочка ряба», сюжетных картин
«Колобок», «Гуси лебеди»
9 октября
16 октября
15-25 ноября
Худ.-эст раз
Слушание: «Гуси лебеди », «Маша и медведь », (аудиосказка)
В свободной самостоятельной художественной деятельности рисование:
колобка, репку, золотое яичко
Пение песенки колобка
Речевое развитие
Чтение художественной литературы в режимные моменты:
«Гуси-лебеди»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Маша и медведь»
«Теремок»
Чтение сказки «Рукавичка» с показом на фланелеграфе.
Показ настольного театра по сказке «Лиса и журавль»
10-29 ноября
Работа с родителями:
Познакомить родителей с темой проекта, анкета для родителей " Сказка в жизни вашего ребенка"
Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного
возраста через устное народное творчество.
Рекомендации родителям в информационный уголок:
«Какие сказки читать детям», «Сказка в жизни ребенка», «Роль сказки
в нравственном воспитании детей»
Приложение:
Рекомендации родителям:
«Какие сказки читать детям»
Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно читать, пока у ребенка есть
интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки
(сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое
желание узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.
Если ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо этого пойти на
прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать.
Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и
иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить
внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине –
которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине.
Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к.
сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не
отличаются художественностью. Такие тексты очень вредно читать детям.
Очень часто малыши просят несколько раз читать одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или
предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить.
Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те
же ситуации с таким же удовольствием, как будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают
исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё
равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.
У каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до
дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности,
имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не
знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир
и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим, поэтому к каждой
книге для детей предъявляются очень высокие требования.
Дети любят инсценировать сказки. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы
продемонстрируем свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр – инсценировок:
А) сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,
Б) сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать,
В) в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень
удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.
Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это
нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было».
Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка и игра-
инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный заранее наизусть текст. И творческие
театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни
ребенка, необходимая для его полноценного развития.
Если малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается, развивается – это
не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до
момента усталости малыша.
Детям младшего дошкольного возраста народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если
есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом
повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.
Когда Вы рассказываете сказку, глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент
сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не
интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.
Какие сказки читать детям 3 лет?
Народные русские сказки:
«Колобок» (в обработке К. Ушинского)
«Волк и козлята» (в обработке Л. Толстого)
«Кот, петух и лиса» (в обработке М. Боголюбской)
«Гуси – лебеди»
«Снегурочка и лиса»
«Бычок – черный бочок, белые копытца» (в обработке М. Булатова)
«Лиса и заяц» (в обработке В. Даля)
«У страха глаза велики» (в обработке М. Серовой)
«Теремок» (обратите внимание – в обработке Е. Чарушина!)
«Рукавичка»
«Маша и медведь»
«Три медведя»
«Лиса – лапотница» (в обработке В. Даля)
«Привередница» (в обработке В. Даля)
«Лиса и тетерев» («Тетерев сидел на дереве», в обработке Л. Толстого)
СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Сказка – это короткие истории фантастического характера. Сказка – выдумка. Народное выражение
«сказка-складка» подчеркивает эту ее особенность.
Народная мудрость гласит: ребенок – это открытая книга Вселенной, которую надо научиться читать.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают
неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных
прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний возрастает, так как ребенок
все больше вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их
взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь ребенок и в звучание самой речи, запоминает
отдельные понравившиеся ему выражения.
Используйте нестихотворные присказки вроде: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево –
золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки
сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди». Присказка может иметь и такую
концовку: «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».
Роль сказки
в нравственном воспитании детей
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ
красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в
образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность
в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество,
стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие
пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей
привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие
сказки приучают к образному восприятию богатства и
многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к
нему.
Анкета для родителей
«Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Есть ли у вас дома детская библиотека? (ДА, НЕТ)
2. Часто ли Вы покупаете ребенку книги? (Часто, редко)
3. Чем Вы руководствуетесь при покупке книг ребенку?
(отметьте один из пунктов)
- Просматриваю содержание;
- Учитываю возраст ребенка;
- Выбираю книгу по иллюстрациям;
- Покупаю случайно.
4. Как часто Вы читаете ребенку книгу?
- Ежедневно;
- Два, три раза в неделю;
- Один раз в месяц.
5. По чьей инициативе Вы читаете книги?
- По просьбе ребенка;
- По своей инициативе.
6. Как Вы узнаете, внимательно ли слушал ребенок сказку?
- Спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги;
- Обсуждаю поступки героев;
-Предлагаю пересказать содержание.
7. Если ли у ребенка любимая сказка?
(Да, нет, затрудняюсь ответить)
8.Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал? (ДА,НЕТ)
9. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный, детского
театра -нет)
10. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации? (ДА, НЕТ, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ )
11. Рассказывает ли Вам ребенок о сказках, с которыми он познакомился в детском саду?