Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №54"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (Зимний период )
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад №54№" общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию дошкольников
методическая разработка
Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по
экологическому воспитанию.
(Зимний период )
Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна
г.Новокузнецк 2020
В данном пособии предоставлена работа по экологическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста. Перспективный план работы предоставлен в виде таблицы. В ней
представлено примерное содержание работы, проводимой в процессе экскурсий,
наблюдений, бесед, трудовой, опытно-исследовательской и продуктивной деятельности, а
также при чтении художественной литературы, использовании аудиовизуальных средств,
в процессе общения детей , в играх, праздниках и развлечениях.
Последовательность работы по данному плану определяется воспитателем в
соответствии с педагогической целесообразностью, условиями работы в группе и
индивидуальными особенностями детей.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление
детей с окружающей средой.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующее:
формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней
взаимосвязях;
развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе,
бережное отношение к ней;
бережное отношение к своему здоровью.
Цели и задачи экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
Основными задачами экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте
являются следующее:
развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке
своего поведения в природе;
продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях
природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя
представления детей об окружающем мире;
воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
закреплять умение правильно вести себя в природе;
научить называть 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6лесных и садовых
ягод, грибов, 5-6 комнатных растений, наиболее распространенные виды
животных дикой природы, по8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;
дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и
животный мир;
познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного
размножения (черенкованием, усами, листьями).
Советы и рекомендации.
Целесообразно упражнять детей в самостоятельности в
процессе ухода за растениями и животными. Необходимо выработать у детей интерес и
потребность познавать явления природы. Для этого нужно познакомить детей с
физической картой, опасностях для природы, необходимость ее защиты.
Примерный тематический план обучения детей старшего дошкольного возраста по
экологическому воспитанию на осенний период времени.
Месяц
Тематика мероприятия
Задачи
Декабрь
Экскурсия в зимний парк
Развивать наблюдательность у детей, чувства
сопереживания и причастности к судьбам
птиц зимой, любви и интереса к родной
природе; развитие речи у детей, первичных
умений анализировать и сравнивать.
НОД «Встреча зимы»
Продолжать знакомить детей с сезонными
изменениями в природе; учить сравнивать
ветреную погоду с тихой, замечать красоту
природы и отражать ее в рассказах.
Наблюдение за сезонными
изменениями
Формировать представления об изменениях в
природе в начале зимы (ночь становится
длиннее, а день убывает); учить различать
характерные приметы начала зимы, узнавать
их в стихотворениях.
Дидактическая игра «Кто
больше вспомнит»
Конкретизировать
и
углублять
представления детей
о зимних явлениях;
продолжать
формировать
эстетическое
отношение к окружающему миру; обогащать
словарь
глаголами,
обобщающими
действиями.
Подвижная игра «Голодный
медведь»
Развивает быстроту, ловкость, двигательную
реакцию, внимание, сосредоточенность на
выполнении
задания,
воспитывает
организованность,
дисциплинированность;
закрепляет знания о пищевых связях между
животными
и
растениями
на
примере
медведя;
расширят
кругозор
о
видовом
разнообразии растений и животных.
Исследовательская
деятельность
«Взаимосвязь температуры и
замерзания воды»
Обобщать представления о типичных зимних
явлениях
в
неживой
природе;
совершенствовать поисковую деятельность.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Зимний пейзаж»
Учить
передавать
в
рисунке
образы
знакомых песен, стихотворений; выбирать
изобразительное содержание и отображать
наиболее
характерные
особенности.
Закреплять
приемы
работы
с
красками,
умение красиво располагать изображение на
листе.
Ознакомление с
художественной литературой
Стихотворение И.Сурикова
«Зима»
Закреплять
умения
детей
выразительно
читать
наизусть
стихотворение.
Помочь
почувствовать
красоту
природы
в
стихотворении,
выучить
его
наизусть;
закрепить знание о различии стихотворного и
прозаического жанров; учить внимательно
слушать;
учить
внимательно
слушать,
высказывать свое отношение к содержанию.
Опытно-экспериментальная
деятельность
«Морозко»
Формирование представлений об агрегатных
превращениях воды и сезонных изменениях в
природе.
Формирование
действий
превращения.
Труд в природе
Засыпка корней деревьев
снегом
Воспитывать
желание
оказывать
помощь
живым объектам.
Культурно- досуговая
Спортивное развлечение
«Зимние забавы»
Показать детям привлекательность зимнего
времени года, развивать интерес к зимним
видам
спорта
посредством
эстафет
и
конкурсов,
укрепление
здоровья
детей,
совершенствование физических качеств.
З
акрепить представления детей о признаках
зимы;
совершенствовать
двигательные
умения и навыки при выполнении детьми
различных упражнений и заданий.
Р
азвивать ловкость, координацию движений,
внимание;
способствовать
оздоровлению
организма детей посредством выполнения
различных видов физических упражнений на
свежем воздухе; развитие коммуникации.
В
оспитывать командный дух; продолжать
прививать
детям
интерес
к
физической
культуре,
играм,
забавам;
воспитывать
доброжелательное отношение детей друг к
другу.
Январь
НОД «Жизнь птиц зимой»
Обобщать знания детей о зимующих и
перелетных птицах; выявить экологические
знания детей; правила поведения в лесу;
учить
воспринимать
предложенную
воспитателем ситуацию, принимать в ней
участие,
выполняя
определенную
роль;
создавать эмоциональный настрой детей;
воспитывать бережное отношение к живой
природе.
Наблюдение за снегирем
Расширять
представления
о
перелетных
птицах; развивать умение анализировать,
сравнивать, делать выводы
Дидактическая игра
«Назови трех птиц»
Расширять знания детей о зимующих птицах
(вороне, галке, воробье); продолжать учить
видеть особенности поведения птиц зимой.
Подвижная игра
«Перелет птиц»
Развивать
выносливость,
ловкость,
способность
сохранять
равновесие,
стремление
к
достижению
цели,
ответственность за результаты личных и
командных
действий;
воспитывать
выдержку,
настойчивость,
коллективизм,
дружелюбие;
способствует
проявлению
взаимопомощи; прививать чувство радость за
успех товарищей; информирует о влияние
времен года на жизнь птиц.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Иней покрыл
деревья»
Учить детей изображать картину природы,
передавая строение разнообразных деревьев.
Развивать
эстетическое
восприятие,
вызывать
желание
любоваться
красотой
зимнего пейзажа. Учить рисовать угольным
карандашом, гуашью белилами (изображая
иней, снег на ветках). Развивать эстетическое
восприятие.
Ознакомление с
художественной литературой
Формировать умение целостно воспринимать
сказку
в
единстве
ее
содержания
и
Русская народная сказка
«Снегурочка»
художественной формы; закреплять знания
об
особенностях
(композиционных,
языковых) жанра сказки.
Труд в природе.
Развешивание кормушек на
территории детского сада.
Формирование
навыков
осуществления
биотехнических
мероприятий
(подкормка
птиц),
экологических
представлений
о
зимующих птицах. Уточнить и расширять
представления детей о жизни птиц осенью.
Воспитывать
заботливое
отношение
к
птицам.
Опытно- экспериментальная
деятельность
Лед -вода - пар
Формирование представлений об агрегатных
состояниях воды. Развитие представлений о
сериационном изменении воды.
Культурно- досуговая
деятельность Развлечение
«Зимующие птицы»
Расширить у детей знания и представления
об особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях,
повадках
птиц
и
приспособлении
их
к
средам
обитания.
Воспитывать у детей любовь к птицам и
желание им помочь.
Февраль
НОД «Зимушка -зима»
Обобщать знания детей о зиме, зимних
месяцах;
эстетическое
и
нравственное
развитие детей.
Наблюдение за метелью
Дать представление о движении снега в
ветреную погоду
Дидактическая игра
«Что кому нравится?»
Воспитывать
познавательный
интерес
к
природе;
уточнять
знания
о
том,
чем
питаются отдельные животные.
Подвижная игра
«Сороконожка на лыжах»
Развивать
координацию
движений,
динамическое
равновесие;
создавать
эмоциональное
переживание
за
победу
команды;
воспитывать
чувство
товарищества,
согласованность
коллективных действий.
Ознакомление с
художественной литературой
Е. Есенин «Береза»
Закреплять умения детей выразительно
читать
наизусть
стихотворение.
Помочь
почувствовать
красоту
природы
в
стихотворении, выучить его наизусть. Учить
чувствовать ритм стихотворения, понимать
замысел стихотворения.
Труд в природе
Чистка кормушек, кормление
птиц.
Развивать интерес и любовь к природе:
расширять
знания
о
повадках
птиц,
особенностях
внешнего
вида,
приспособления к среде обитания.
Уточнить и расширять представления детей о
жизни птиц зимой. Воспитывать заботливое
отношение к птицам.
Проявлять интерес к трудовым поручениям.
Опытно- экспериментальная
деятельность
Воздух вокруг нас
Закрепление
знаний
о
воздухе
и
его
свойствах. Формирование представлений о
значении воздуха для практических целей
человека.
Продуктивная деятельность
Закреплять умение передавать в рисунке
Рисование: «Зима»
пейзаж,
характерные
особенности
зимы.
Развивать умение удачно располагать части
изображения на листе, рисовать красками.
Культурно- досуговая
деятельность Развлечение
«Зимовье зверей»
Формирование
представления
о жизни
лесных
животных
зимой.
Пополнить
и
закрепить знания о жизни животных в лесу
зимой: где зимуют животные, чем питаются;
учить
детей распознавать следы зверей.
Развивать
внимание,
мышление,
воображение, связную речь.
Воспитывать
бережное
отношение
к
природе,
соблюдать
правила
поведения
в лесу.
Литература:
А.И.Новицкая., В.М.Минаева., П.И.Новицкий .,2003 Экологическое Воспитание.
Подвижные игры.
Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день с описанием
организации образовательной деятельности детей 6-7 лет. Зима- подготовительная группа.
Л.И. Грехова В союзе с природой Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми
.-М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002._288с.
Р.М.Миронова М64 Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. асвета,
1989,-176с.
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Организация опытно- экспериментальной деятельности
детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост.
Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-333с.
Горькова Л.Г., КочергинаА.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому
воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.-240с.-
(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе
группа. -М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.-112с.:ЦВ.ВКЛ
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. 2-е изд.,
допол. Методическое пособие. - М.: ТЦ.: Сфера, 2015. -288с. -(Развиваем речь)
Новицкая А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: Пособие для педагогов и
кл.рук. общеобразоват. шк., педагогов -организаторов внеш. учреждений / А.И Новицкая,
В.М. Минаева, П.И. Новицкий. -Мн.: БелЭн, 2003. -96 с.: ил.