Автор: Алимагомедова Зарема Зилфикаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Ягодка
Населённый пункт: мкр. Вынгапуровский г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
1
Роль театрализованных игр в развитии речи детей
дошкольного возраста.
Алимагомедова З.З.воспитатель
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет
в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
и вся история отдельного человека как деятеля
и работника может быть представлена в развитии игры
И в постепенном переходе её в работу…»
А.С. Макаренко
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий
своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,
образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного
детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего,
через самые разнообразные детские игры.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий
наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития
ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего
ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий,
вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт
не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя,
малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает
родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом
общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей
предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников
является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая
способствует возникновению желания активно участвовать в речевом
общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации,
в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое
общение и раскрываются.
2
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”,
драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,
рассказы, театральные представления.
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств,
формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его
раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и
совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи,
звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром
через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает
детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к
литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому
воспитанию каждого ребенка. Театрализованная игра оказывает большое
влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет
активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее
грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает
богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль,
произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко,
понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая,
эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание
произведения, логику и последовательность событий, их развитие и
причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с
формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно
складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по
смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически
правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание
способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное
значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
3
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим
миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно
поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы
и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к
театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника,
проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в
необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт
условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности
требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции,
организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу,
перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным
творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый
частый и распространенный вид детского творчества.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений становятся
действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные
детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр
состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка
во многом предопределена текстом произведения.
В игре , дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы,
входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду
со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет
самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют,
импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный
материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование
диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре
осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями
4
героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или
иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей
думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это
способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним
совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью
четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее
грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в
свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных
театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность
рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно,
способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в
монологической форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что
«именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не
то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,
придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и
воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять
простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы,
грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно
оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,
что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к
школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно
5
увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование
целиком опосредовано участием взрослых.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более
раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.