Напоминание

Комплексная диагностика познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр


Автор: Зырянова Айыына Васильевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №77 "Сказка"
Населённый пункт: г Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Комплексная диагностика познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зырянова Айыына Васильевна

МБДОУ Детский сад №77 «Сказка», педагог-психолог, молодой специалист

Комплексная диагностика познавательной сферы у детей старшего дошкольного

возраста посредством интерактивных игр

Г. Якутск 2020 г.

Содержание

Актуальность работы заключается в повышении развития психических процессов ребенка,

его особенности полноценного развития через интеграцию компьютерных игровых средств.

Также,

сформировать

представление

о

традиционной

культуре

родного

края

через

ознакомление с природой. Методика предполагает системность и комплексность диагностики,

знание о родном крае в игровой деятельности, содействует развитию личностных качеств у

детей: формирует развития мелкой моторики, сформированность восприятия, мышления,

выявления

характера

логических

связей,

также,

выявления

объема

воспринимаемой

информации, уровня утомления, тренировка памяти.

Целью

данной работы является создание материалов для комплексной диагностики

посредством интерактивных игр с использованием национально-регионального компонента для

развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задача:

1.

создать условия для комплексной диагностики познавательной сферы у детей старшего

дошкольного возраста;

2.

изучить программу PowerPoint и ее инструменты для создания интерактивной презентации;

3.

подобрать демонстрационный материал о родном крае для заданий;

4.

выбор и изучение методики для диагностики познавательной сферы, на основе которой

строится интерактивная игра.

Теоретическая

значимость

заключается

в

разработке

психолого-педагогической

комплексной диагностики для обеспечения разработки познавательной сферы у детей старшего

дошкольного возраста. Данная работа включает два этапа: констатирующий этап, и

формирующий этап.

Ожидаемый результат. Посредством комплексной диагностики познавательной сферы,

посредством интерактивных игр с использованием национально-регионального компонента, у

детей

сформируется

представление

основа

народной

культуры,

гуманные

чувства

к

представителям живой и неживой природы, развитие познавательных возможностей, развитие

речи, мышления, и памяти.

Инструментарий. Для данной работы были представлены и ознакомлены о животном и

растительном мире родного края для интерактивной игры.

Таблица № 1. Список используемых методик:

Название

методики

Основная направленность

методики /теста/

Авторы

методики

Литературный источник

1

Исследование

зрительной памяти

Выявление особенностей

зрительного восприятия

Семаго М.М.

Диагностический комплект.

Семаго.

2

Простые аналогии

Невербальное и вербально

логическое мышление

Семаго

Диагностический комплект.

Семаго.

3

Исключение

понятий и

предметов

Невербальное и вербально

логическое мышление

Семаго

Диагностический комплект.

Семаго.

4

Установление

закономерностей

Исследование мышления

С.Д.Забрамная,

О.В.Боровик

«От диагностики к развитию»

Таким образом, излагаются ход и результаты проведенной работы, на основе сравнения

данных, полученных на констатирующем этапе, с результатами, полученными после

проведения формирующего ее этапа, делаются выводы об эффективности комплексной

диагностики познавательной сферы у детей посредством интерактивных игр.

Результаты

работы

по

использованию

интерактивных

игр

для

диагностики

познавательной сферы у детей подготовительного возраста проводилась на базе МБДОУ Д/с

№77 «Сказка» в г. Якутске, Республики Саха (Якутия). Констатирующий этап проводится

сентября – октябрь месяц; формирующий этап – с декабря по февраль месяца; и контрольный

этап март – апрель месяц.

В комплексной диагностике познавательной сферы были задействованы 30 детей из

подготовительной группы ДОУ.

Таблица № 2. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапа по

комплексной диагностики познавательной сферы у детей.

Определение

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующ

ий

Формирующ

ий

Констатирующ

ий

Формирующ

ий

Констатирующ

ий

Формирующ

ий

Мелкая

моторика,

сформированнос

ть восприятия

48%

55%

38%

39%

14%

7%

Сформированнос

ть мышления

64%

71%

25%

16%

11%

8%

Логическая связь

и отношение

между

понятиями

59%

68%

39%

28%

7%

4%

Сформированнос

ть внимания

55%

74%

30%

16%

15%

10%

Память

46%

69%

42%

22%

12%

9%

В формирующем этапе были использованы данные методические обеспечения:

1.

«Графический диктант» – выявление уровня сформированность произвольности;

2.

«Исследование восприятия» – определить уровень развития зрительного и слухового

восприятия;

3.

«Четвертый лишний» – исследование уровня развития мышления, классификация,

обобщение;

4.

«Последовательность событий» – исследование словесно-логического мышления;

5.

«Десять слов» – определение объема слуховой памяти;

6.

«Найти отличия» – определение объема зрительной памяти;

7.

«Мотивационная готовность к обучению в школе» – определение сформированность

мотивации к обучению;

8.

Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой) – определение «внутренней»

позиции школьника.

Вывод. Таким образом, исходя из сравнительных результатов, можно сказать, что у детей,

из подготовительной группы, намного повысился уровень познавательной сферы, на основе

комплексной диагностики посредством интерактивных игр

с использованием национально-

регионального

компонента.

Также,

сформировано представление развитие

у

детей

о

традиционной культуре, через ознакомление о животном и растительном мире родного края.

Предложенные методики в целом отражают последовательность проведения психологического

обследования

детей

дошкольного

возраста.

В

дальнейшем

планируется

работа

с

использованием героев из якутской детской литературы. Задания будут усложнены, добавлены

другие задания.

Список использованной литературы

1.

Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999.

2.

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М.: Академия, 2009.

3.

Глозман

Ж.М. Потанина

А.Ю.,

Соболева А.Е. Нейропсихологическая

диагностика

дошкольников. – М.: Питер, 2008.

4.

Глозман Ж.М. Соболева А.Е. (ред.) Комплексная коррекция трудностей обучения в школе.

– М.: Смысл, 2014.

5.

Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты

занятий. – М.: Книголюб, 2004. 64 с.

6.

Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе занятия по психологическому развитию

старших дошкольников. Методическое пособие. – М.: Генезис, 2015. – 152 с.

7.

Павлова Н.Н., Л.Г. Руденко. Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов

для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Для всех

возрастных групп. - М.: Генезис, 2016.

8.

Титова

Ю.О.,

Фролова

О.С.,

Винникова Л.М. Играть с ребенком. Как? Развитие

восприятия, памяти, мышления и речи у детей 5-7 лет. – М.: Эксмо, 2010.

9.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.



В раздел образования