Автор: Крошилина Ираида Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: По пути совершенствования детской газеты
Раздел: дополнительное образование
Текст к презентации
1.Здороваюсь, представляюсь, тема.
2.Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой, на которой росли радующие глаз
цветы. Однажды он увидел, что среди флоксов, ромашек и лилий выросли одуванчики. Как только
цветовод ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.
Наконец, владелец садового участка написал в департамент сельского хозяйства, где в письме
перечислил все методы борьбы с сорняками. Обращение закончил вопросом: "Я испробовал все
способы борьбы с одуванчиками. Посоветуйте, что делать?"
Вскоре он получил ответ: "Предлагаем вам полюбить их".
Я уверена, что вы любите всех своих детей, очень разных. Вы полюбите и новое для себя творческое
дело ради них и их родителей – детскую газету. Наша встреча, надеюсь, будет полезна для тех, кто
только еще вынашивает такую идею, а также для уже выпускающих печатное издание в своем
учреждении.
Если углубиться в историю, стоит сказать, что первая газета была выпущена еще в Древнем Китае
около 1300 лет тому назад.
Печатное периодическое издание – а именно таково определение газеты – имеет корни своего
названия от «газетты» - серебряной монеты 1538 года, имевшей хождение в Венеции – столько стоил
листок местных новостей.
В России первая газета вышла в 1703 году, называлась «Ведомости», ее создателем, редактором и
зачастую журналистом был сам император Петр 1. А главными темами «Ведомостей» того периода
были сводки военных баталий и содержание указов.
Сейчас в мире выпускаются десятки тысяч газет
и журналов. Около 30 периодических изданий для взрослой аудитории выходят в Дзержинске.
4.Детские газеты – это особенный пласт в периодике. Сейчас практически в каждой
образовательной организации выпускается СМИ. В Дзержинске все они входят в детское
общественное объединение «Лига юных журналистов», пресс-редактором которого я являюсь. Во
Дворце издается детская городская газета «Привет!», ее титульную – то есть первую страницу - вы
сейчас видите. Внизу полосы – штрих-код неслучайно, газета зарегистирирована как детское издание
на Всероссийском портале школьной прессы.
5.
Газеты выпускают в нескольких форматах: А4, А3, А2.Самый большой формат – А2 –
используется для центральных в основном газет. Обычно в таких изданиях 6-8 колонок.
А3 – основной газетный формат, в нем выходит большая часть новостных изданий, в том числе наши
городские взрослые, например, «Дзержинское время». Полосы содержат 3-5 колонок.
Формат А4 отлично подходит для корпоративных, студенческих, школьных, детских изданий.
Количество колонок – 2-3.
Я уже употребила слово титульная, то есть первая полоса. Называется она так потому, что вверху ее
располагается титул. Как театр начинается с вешалки, так и газета с титула. Титул занимает
примерно ¼ часть полосы, в нем обязательны название газеты, информация об учредителе (издателе),
номер выпуска, а также дата. Возможно расположение девиза или слогана, а также эмблемы, если
придумали и ее.
Что касается шрифтов, то мы о них скажем и сейчас и чуть позже. Желательно не увлекаться, иметь
постоянный шрифт для текста (цвет преимущественно – черный. Жирным выделяются предложения
или часть его, на которые вы хотите обратить внимание, курсивом – вопросы в интервью, например.
Подчеркивание слов – дурной тон. Избегайте. Заголовки делаются гораздо больше шрифта основного
текста, их можно набрать другим шрифтом, сделать цветным, но следите, чтобы цвет заголовка
перекликался, например, с рисунками, фотографиями.
Материал располагаем в газете следующим образом: сначала даем информационные, короткие, а
затем по важности и актуальности, более развлекательного характера помещаем на последних
страницах.
Газета – это печатное периодическое издание, выходящее не реже 1 раза в месяц. (реже могут
выходить журналы).
Тираж определяете сами, в зависимости от ваших возможностей и нужд. Однако знайте, что в
соответствии с Законом РФ «О СМИ» государственной регистрации подлежат издания тиражом,
начиная с 1000 экземпляров, или созданные для коммерческой деятельности.
6. Посмотрите на титульные полосы детских газет. Что содержат их титулы? Заметили, «Луч» не
имеет даты, мы можем судить о том, когда этот номер выпущен только из текста (подходит к концу
первый месяц весны – это недочет, который, нужно исправить). Титул «Кота ученого» более
профессионален, лапка кота взята и для нумерации полос (справа внизу вы видите единичку). У
обеих газет титульная полоса содержит анонс номера, текстовые материалы и иллюстрации.
Обратите внимание на количество колонок. Сверстано красиво, фотография детей одного материала
в «Коте ученом» ровно над двумя колонками нижерасположенного материала. Также гармонично
расположена фотоиллюстрация в материале о клоуне. На 1 колонку.
7. Еще, как и обещала, несколько слов о шрифтах. Сейчас вы видите примеры рубленых шрифтов.
Они хороши для интернет-СМИ, для веб-изданий, сайтов. Для читателей газет таковые не очень
подходят, устает глаз.
8. А вот шрифты с засечками (их все видят?) – как раз для газетчиков. Используйте их.
9. Что такое рубрики газеты? Они, в основном, помещаются вверху материала над заголовком и
имеют шрифт гораздо мельче. Ошибочно под рубрикой понимают названия газетных жанров: «Наши
интервью», «Фоторепортаж». Это неверно.
Прежде чем вы поместите озаглавленный материал или два, подумайте, а на какую он тему? Общую
тему. Итак, рубрика – это обозначение конкретной темы, на которую написан 1 или несколько
материалов.
*В детском саду – под этой рубрикой размещайте разножанровые материалы о жизни детсада, ваших
традициях, праздниках, открытых занятияхИли, например, материал под заголовком «Один день из
жизни такой-то группы в виде фоторепортажа)
*Наши достижения. Победили дети или взрослые в конкурсе? Материал хорош для этой рубрики.
Провели выставку рисунков и определили лучших художников – сюда же!
* Развитие речи – это может быть постоянная рубрика логопеда с советами по постановке звуков, их
автоматизации, развитию связной речи, об упражнениях по мелкой моторике и так далее.
*Мы все – талантливы! Зарисовка о ребенке, занимающемся помимо детсада в творческом
объединении музыкальной, хореографической направленности, или статья по завершению выставки
поделок.
*Советы родителям (их может дать воспитатель, методист, психолог и так далее) – желательно не в
нравоучительной форме, придумать неожиданную подачу, материал должен быть проникнут
любовью, заботой, содержать притчи, забавные примеры, не пугать, а предостерегать, направлять.
*Из опыта домашнего воспитания – а вот тут даем слово самим родителям. Им есть, чем
поделиться. Например, материалы с изюминками под заголовками «Семейный праздник», «Вечером
в семейном кругу», «Готовим воскресный обед!», «Все – на коньки!» и так далее.
«Юный корреспондент» - эта рубрика означает одно – под ней располагаем материалы самих
ребятишек, подготовленные с помощью взрослых, но без искажений детского стиля: его заметка о
любимом домашнем животном или живом уголке в группе, интервью с мамой или воспитателем на
тему «Легко ли быть мамой? Воспитателем?»
«С праздником!» - любые жанровые материалы к предстоящему празднику. Оригинально будет
смотреться в газете материал,( к 8 марта, например), где размещены слова детей о мамах и
воспитателях, их сравнения женщин с определенным цветком и почему. Мы так делали, и это
тронуло души педагогов.
«А ну-ка, отгадайте» - рубрика предпоследней или последней полосы, где собираются загадки,
ребусы, кроссворды – лучше авторские.
«Улыбнитесь» - рубрика также конца номера по расположению – шутки, реальные смешные
реплики детей, даже детские анекдоты (пошлость исключена).
10. Рубрика – тема есть, есть факты и рабочий заголовок даже…а вот какой жанр выбрать для
написания газеты? Пробуйте разные. Их много. Представленные на слайде – лишь небольшая
часть. Кстати, давно практикуется написание материалов в газету с использованием
многожанровости. Но это приходит с опытом.
11.Самый распространенный жанр – информация – сообщение, отвечающее на вопросы Что? Где?
Когда. Это короткая информация, до 30 строк. Расширенной считают, если она кроме этих вопросов,
содержит ответы на вопросы : Зачем? Почему? И выражает личное мнение автора. Формулу
информации придумал еще Квинтилиан –римский учитель красноречия, и мы пользуемся ею до сих
пор. Информациям отдаем первые полосы.
Произнесем слово «зарисовка» - и тут же на ум приходят родственные слова: рисунок, зарисовать,
нарисованный. В отличие от художника, держащего карандаши и кисти, журналисты, использующие
этот жанр, берут в руки ручки или бегают пальцами по клавиатуре, чтобы сделать набросок портрета
человека, события, явления.
12. Жанр интервью – очень популярен. Да, это беседа корреспондента (взрослого или малыша) с
интервьюируемым на важную тему. Но дело в том, что разновидностей интервью очень много. И не
воспользоваться ими было бы нерационально. Но я остановльсь лишь на некоторых.Интервью-
монолог – один вопрос – один ответ. Задается один лишь вопрос, но очень важный, например
заведующему детским садом о проблеме отопления в здании, а интервьюируемый весьма
убедительно, раскрывая суть проблемы, отвечает широко, емко.
Очень демократичная форма интервью – диалог - , он состоит из вопросов и ответов, если собеседник
уклоняется, наводящими вопросами, уточняющими «заставляем» его нам ответить.
Интервью –анкета, возможно, вы проводите анкетирование родителей. Используйте этот вид
интервью, но уже для газеты. Какую взять общую тему? Новый год, подготовка к нему в семье,
проблема взаимопонимания родителей и детей и так далее.
«Интервью – «круглый стол» - берется тема, скорее всего взрослая, приглашаются на беседу разные
заинтересованные лица – и тема освещается с их позиций, с разных точек зрения: руководителя,
медсестры, воспитателя, родителей и так далее.
«Сказка» как литературно-публицистический жанр незаменим в воспитании. Но зачем уподобляться
книгам? Любую сказку можно прочитать. А вот авторскую, например, терапевтическую – только в
вашей газете. Используйте этот жанр!
13.Репортаж – весьма оригинальный жанр, его пишет очевидец событий, а используются в
материале глаголы в настоящем времени.
Пример: «Начало зимы. С каждым днем мы – воспитатели и дети замечаем, как много птичек
прилетают к нам на территорию детсада в надежде найти корм. На прогулке Вова предлагает: а
давайте сделаем кормушки! Идея стала общим делом для всей группы и наших родителей.
И вот настает день, когда принесенные из дома кормушки мы выносим во время прогулки и вешаем
на ветки деревьев.
- Саша, - обращаюсь я к другу, - а какой корм у тебя и для каких птичек? Саша показывает мне свою
кормушку, и я вижу в ней зернышки и кусочки сала. Понимаю: для синичек.
Чуть позже, в группе, прильнув к окнам, мы с нескрываемой радостью наблюдаем: стоило
территорию освободить, как птички начинают на наших глазах проверять домики с крышами и без
стен – наверное, радуются, находя оставленный нами корм. Они рады, и мы радуемся вместе с
птичками!
Определение опроса вы видите на слайде. Например, с помощью опроса можно выяснить мнение
детей и их родителей по поводу использования ребятками разных гаджетов. Потом дать комментарий
психолога и медика.
14. Итак, выбрана тема, а значит, рубрика, собран и написан материал, фотоиллюстрации. А
заголовок? Он может родиться сразу, а может в последнюю очередь. А может случиться, что у вас
их несколько вариантов, тогда стоит посоветоваться с редактором газеты. Но самое главное,
заголовок должен быть недлинным, манящим, увлекающим, чтобы прочитав его, читатель
обязательно перевел взгляд на сам материал и прочел его.
15. Потренируемся в составлении заголовков. Нам поможет вот такая таблица.--------------------------
16. А теперь я покажу вам текст, прочту его, а вы попытайтесь придумать заголовок! Манящий,
недлинный, возможно вы используете что-то из таблички. Давайте поделимся, у кого что
получилось?
17. А теперь поговорим о некоторых маленьких секретах любого материала для газеты. Чтобы он
был интересным, существует много приемов. Один из них – писать так, чтобы у читателей
создавался эффект присутствия. Посмотрите на слайд. Мои журналисты – школьники часто
выполняют подобные задания. Вместо фразы «Он обрадовался», гораздо интереснее и эффектнее
текст: «Глаза его как-то вдруг заблестели, излучая радостное ликование. Мальчик быстро вскочил,
казалось, он сейчас готов закричать.» И все сразу все представили.
18.Предлагаю и вам потренироваться в использовании эффекта присутствия. Внимание на слайд.
Кто скажет?.......____.......____..........____.......
19. К сожалению, мы и в устной, и в письменной речи используем штампы, переносим их в газету.
Штамп – это банальная, часто и давно многими употреблявшаяся избитая фраза. Предлагаю в
небольшом тексте найти штамп. Ваши варианты? Посмотрим, верно ли? Молодцы! Штампам
объявляйте бой, призывайте на помощь фантазию!
20.Газета невозможна без иллюстраций: рисунков, фотоснимков. Сейчас на слайде вы видите
несколько фотографий, которые сделали мои начинающие журналисты. Задание было:
фотографировать для газеты юного теннисиста, победившего в соревнованиях, вместе с его наградой.
Мы вместе выбирали самый лучший снимок и выбрали. Подумайте над выбором и вы. Обоснуйте
его. А потом скажу вам я наше решение.
Снимок под цифрой 3 – наш герой не в статичной форме, не балуется, показывая язык, видно хорошо
его лицо, а главное – он пробует на зуб свое золото. Нам показался этот снимок наиболее удачным,
творческим.
О фотоиллюстрациях – не забывайте одно правило – человек, люди должны на фото быть развернуты
и смотреть внутрь страницы. Это понятно?
21.А сейчас вы видите вариант последней легкой странички газеты. Здесь уместны кроссворд,
загадки, ребусы и так далее. Только вот на странице, которую вы видите отсутствует важная
информация. А она обязательна на последней странице: это выходные сведения о газете. Какие?
22. (Читаю на слайде) Вот и подходит к завершению наша встреча. Напоследок я хотела вам
сказать, что еще одна компетенция – это всегда здорово! Мы живем, пока учимся, создаем что-то
новое, удивляемся, делимся теплом и опытом с другими.
Знаете, журналисты – народ, которому не чужды шутки. И у нас есть свой добрый сленг. Интересно,
отгадаете, что означают эти словечки?
23.Журналисты шутят ------- -------- ------ ------
Отвечу на ваши вопросы, если они возникли.
24.До новых встреч, Дворец всегда открыт для вас! Удачи!