Авторы: Ирина Вячеславовна Воронкова, Никитина Елена Васильевна
Должность: воспитатель, зам.зав. по ВМР
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 64
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Создание системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Доклад
Воронковой Ирины Вячеславовны
МБДОУ д/с № 64
Г. Таганрог
Тема:
«Создание системы ранней помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья в
условиях ДОУ».
г. Таганрог
2020 г
Оглавление:
1. Актуальность оказания ранней помощи детей с ОВЗ
2. Понятие инклюзия
3.Цель и задачи оказания ранней помощи детям с ОВЗ
4. Смягчение эмоционального дискомфорта
у детей с ОВЗ,
посещающих ДОУ как основа их благополучия и социализации
5. Консультационный пункт как способ оказания ранней
помощи
семьям с детьми с ОВЗ
В России почти 400 тыс. детей нуждаются в инклюзивном образовании. По
данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 7
лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2
процентов
детского
населения.
Начиная
с
середины
90-х
годов
Министерством
образования
Российской
Федерации
в
качестве
приоритетной, выдвигается задача создания системы ранней диагностики и
специальной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с недостатками в
развитии.
Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что более поздние
периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и
школьный – уже освоены, созданы системы дошкольного и школьного
воспитания и обучения детей с различными патологиями развития.
Психокоррекционная
работа
с
семьями
детей
с
ограниченными
возможностями
–
важное
направление
в
психолого-педагогическом
сопровождении семьи особого ребенка. Практика показывает, что семьи
детей с ОВЗ, несмотря на свои скрытые реабилитационные возможности, не
всегда способны их проявить без активной поддержки и направляющей
психологической помощи специалистов.
2
С учетом Конвенции ООН о правах инвалидов (далее -Конвенция) в
Российской Федерации был принят Федеральный закон от 29 декабря 2012
года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
который
содержит положения, направленные на создание условий для получения
инвалидами образования.
В данный Закон включена специальная статья об организации
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ). При этом обязательные условия, которые необходимо
обеспечивать обучающимся инвалидам установлены в зависимости от типа
ОВЗ: для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с
тяжелыми
нарушениями
речи,
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами аутического спектра. При этом право выбора формы
обучения для несовершеннолетнего инвалида закреплено за родителями.
Распространение инклюзивной культуры в образовании позволяет при
сохранении
высокого
уровня
его
качества
способствовать
созданию
толерантного, гуманистически ориентированного общества; осуществляясь в
различных контекстах, как формальных, так и неформальных, и внутри
семьи, и в рамках более широкого сообщества инклюзивное образование
является центральным вопросом современной политики государства в этой
области .
Слово «инклюзивное» постоянно сочетается со словом «образование».
«Инклюзивное образование» — это образование, доступное всем детям,
включая детей с серьезными физическими и умственными недостатками. Это
образование
предполагает
необходимость
адаптации
обучения
к
потребностям детей.
Для того чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться в
соответствии со своими физическими, интеллектуальными и личностными
возможностями, необходимо ликвидировать барьеры в передаче детям
3
учебной информации, что часто происходит в дошкольных учреждениях, где
осуществляется интеграция без инклюзии. Эти барьеры выражаются в том,
что к детям-инвалидам предъявляются требования работать во время занятий
в том же темпе, в каком работают здоровые дети, с одной стороны, и
мыслить, как здоровые, — с другой.
Внедряемая в настоящее время наиболее передовая система обучения,
так называемое
инклюзивное (включающее) образование, подразумевает
доступность его для всех детей, прежде всего для детей с особыми
потребностями.
Я работаю в детском саду, который посещают дети с различными сложными
нарушениями. Педагоги нашего детского сада столкнулись с трудностями в
индивидуализации воспитания и развития таких детей. Многие дети имеют
сложную структуру нарушения развития (ОНР-I-II, ЗПР, нарушения зрения и
слуха, нарушениями ЦНС, сложные нарушения ОДА).
Задача обеспечения доступности
образования для детей с
особыми
потребностями - одна из приоритетных в деятельности нашего ДОУ.
Одной из целей работы нашего ДОУ является : оказание психолого-
педагогической помощи
детям
на
раннем
этапе
развития,
а
также
консультативная работа с родителями.
Основные задачи:
• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего
возраста.
• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с
выявленными отклонениями в развитии.
• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с
проблемными детьми.
•
Оказание
информационно-просветительской,
консультативной
и
психологической помощи семье.
4
Комплектование воспитанниками и определение периода их пребывания в
ДОУ осуществляется на основании решения городской ПМПК. Дети имеют
определённые
проблемы
в
физическом
развитии
различной
степени,
некоторые имеют статус ребенок-инвалид. На психолого -педагогическом
консилиуме ДОУ детям со сложными нарушениями развития определяется
программа
психолого-педагогической
и
социальной
помощи
всеми
специалистами. Также определяется характер взаимодействия здоровых
воспитанников и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в
образовательном процессе.
Всем детям с ограниченными возможностями здоровья разного генеза
присущи ограниченные представления об окружающем мире, трудности
общения со здоровыми детьми (в большей степени, чем со взрослыми).
В этом году наш детский сад посещают дети инвалиды – колясочники.
Большая задача
педагогов и специалистов ДОУ
это психологическая
коррекция эмоциональных нарушений у детей. Основным ее направлением
является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение
активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных
реакций,
обусловленных
эмоциональными
нарушениями,
таких
как
агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки,
уровня
самосознания,
формирование
эмоциональной
устойчивости
и
саморегуляции. Важно, чтобы ребенок как можно меньше чувствовал свою
отличность от других детей. Важно наладить эмоциональный контакт такого
ребенка
с
другими
детьми.
Для
этого
мы
используем
методы
психологической
коррекции
эмоциональных
нарушений:
основные
и
специальные. К основным относятся методы, которые являются базисными:
это игротерапия, арттерапия. Специальные методы включают в себя
тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на
устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических
5
факторов. Специальные методы в основном применяет педагог – психолог, он
же и дает рекомендации педагогам групп.
Методы и приемы
1. Этюды.
2.
Упражнения
(творческого
и
подражательно-исполнительского
характера).
3. Беседы.
4. Моделирование и анализ заданных ситуаций, игры.
5. Дыхательные упражнения.
6. Релаксация.
7. Использование музыкальных записей.
В плане реализации социально-личностного развития детей проводится
работа по развитию у детей чувства эмпатии, формированию эмоционального
равновесия,
позитивного
отношения
к
жизни,
развитию
навыков
взаимодействия (общения) со сверстниками и взрослыми, по развитию
социального поведения и социально принятых способов общения, проводится
работа по созданию бесконфликтной среды в группе сверстников.
Проведение
группового
сбора
дает
возможность
определить
эмоциональное настроение каждого ребенка, выявить проблемы, которые его
волнуют. Дети учатся выделять главные события для обмена новостями,
совершенствовать связную речь, учатся общаться, вступать в диалог и
правильно выходить из разговора, становятся жизнерадостнее, охотно
вступают в общение, знают и выполняют элементарные правила культурного
общения
со
взрослыми
и
сверстниками,
умеют
вести
дискуссию,
высказываются сами и слушают других.
Мы часто используем игры или игровые упражнения, направленные на:
6
закрепление умений невербального общения «Угадай-ка», «Где
мы были, мы не скажем», «Любимые сказочные герои», «Загаданное
действие»;
развитие чувства близости с другими детьми «Ласковое имя»,
«Комплимент», «Снежный ком», «Связующая нить»;
развитие речевых умений (рассказывание по цепочке сказок,
стихов, обмен новостями, различные речевые игры);
развитие умений, направленных на распознавание чувств «Море
волнуется», «Зеркало», «Отгадай настроение»;
развитие
умения
общаться
без
слов
«Через
стекло»,
«Иностранец»;
гармонизацию осознания своего имени «Как можно нас назвать
по разному», « Ласковые имена»;
развитие умения слушать собеседника «Испорченный телефон»,
«Журналисты»;
своевременное употребление слов благодарности, закрепление
употребления речевых этикетных форм: приветствие, прощание,
благодарность, обращение друг к другу.
Широко используем приемы ТРИЗ: Что было бы, если бы люди перестали
благодарить друг друга; «Цепочка слов» (вежливость – это..; радость - ..;
печаль – это ..); «Хорошо – плохо» (найти как положительные, так и
отрицательные стороны сложившейся ситуации); сказки – перевертыши
(сочинение сказок, в которых герои меняются местами); «Салат из сказок»
(составление небольшой сказки из нескольких знакомых сказок).
Большое значение уделяем коммуникативным играм, которые обогащают
коммуникативный и игровой опыт детей:
7
"Наше солнце", "Звериное пианино", "Назови ласково", "Назови по имени",
"У птички болит крылышко", "Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!",
"Вместе поиграем", "Ласковое имя", "Кто лучше разбудит", "Покажу, как я
люблю", "Паровозик", "Передай мяч", "Ласковый ребёнок", "Назови части
тела", "Я могу ошибаться", "Покажи на друге" ;
«Назови ласково», «Скажи по-другому», «Наоборот», «Корзина слов»,
«Снежный ком», «Хорошо-плохо», игры-превращения: «Я превращаюсь»,
«Забавный зоопарк», «Угадай, кто я», «На Алтайских горах», «Из-за леса, из-
за гор», «Комплименты», «Волшебный стул».
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, в
большей мере нуждаются в социальной поддержке. Такой поддержкой может
стать консультационный пункт. В нашем МБДОУ создан консультационный
пункт с целью предоставления методической, психолого-педагогической,
диагностической
и
консультативной
помощи
родителям
(законным
представителям) и детям дошкольного возраста (в т.ч. раннего дошкольного
возраста и детям с ограниченными возможностями здоровья).
Услуги
консультационного
пункта
призваны
оказать
содействие
родителям
в
налаживании жизни с ребенком, имеющим серьезные проблемы, обеспечить их
адаптацию и интеграцию в общество.
Консультационный пункт для родителей (законных представителей) и
детей г. Таганрога в нашем детском саду организован на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Федерального закона «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ.
В
настоящее время
по направлению
городской
ПМПК в
ДОУ
осуществляется
прием
детей
со
следующими
заболеваниями:
с
церебральными параличами, последствиями полиомиелита; различными
врожденными
и
приобретенными
деформациями
опорно-двигательного
8
аппарата; хондродистрофией, миопатией; сколиозом, нарушением интеллекта
и речевого развития, имеющие отставание на 1-3 возрастных периода,
нарушениями зрения.
Основные задачи консультационного пункта:
сопровождение семейного дошкольного образования и воспитания
детей от 2 месяцев до 7 лет, содействие их социализации;
оказание методической, диагностической, консультативной помощи
родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания,
обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья с целью квалифицированной
коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
проведение
комплексной
диагностики
различных
отклонений
в
физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного
возраста;
информирование
родителей
(законных
представителей)
об
учреждениях
системы
образования,
которые
могут
оказать
квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными
особенностями.
Наиболее быстро ребенок развивается в первые 2 года жизни. В этот
период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к
речевой деятельности, закладываются основы психики. Данный период
наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому
необходимо, вовремя выявить нарушения развития ребенка и развить его
потенциальные возможности. Консультационный пункт это возможность
оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ, а также детям, имеющим
риск возникновения нарушений в более старшем возрасте, до начала
посещения ими ДОУ. Анализируя запросы родителей, мы отбираем формы и
содержание направлений работы специалистов.
9
Для
комплексной
оценки
основных
областей
развития
ребенка
(познавательной,
социально-эмоциональной,
двигательной,
речевой),
определения состояния психического и физического здоровья ребенка, мы
используем материал, представленный Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н.,
Ермоловой Т.В., Мещеряковой С. Ю. в книге «Диагностика психического
развития детей от рождения до 3 лет». При анализе качественных
особенностей отношений ребенка с родителями и другими членами семьи,
выявление основных потребностей ребенка и семьи используем материал:
«Организация
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4-х лет (служба
ранней помощи)».
Поскольку к нам часто обращаются именно родители детей с ОВЗ,
специалисты ДОУ оказывают им помощь согласно выявленной после
проведенной диагностики проблемы.
Учитель-логопед информирует взрослых о том, как помочь малышу
избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения
использовать.
Обучает
родителей
артикуляционной,
дыхательной,
пальчиковой гимнастике. Дает рекомендации по проведению развивающих
речевых игр в домашних условиях.
Педагог-психолог
определяет
степень
отклонений
в
развитии
дошкольника, а также различного рода нарушений социального развития,
оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям). Помогает родителям понять и принять ребенка с ОВЗ,
научиться оказывать ему необходимую помощь в развитии.
Инструктор
по
физической
культуре
проводит
групповые
и
индивидуальные занятия с детьми и родителями в игровой форме. Обучает
оказывать помощь при разных нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Музыкальный руководитель
показывает родителям как с помощью
музыки развивать эмоции и двигательную деятельность детей даже со
сложной структурой нарушения развития.
10
Медицинская сестра консультирует родителей по вопросам правильного
питания ребёнка, помогает составить для него режим дня. Кроме того дает
рекомендации по профилактике различных заболеваний, обучает родителей
проводить
закаливающие
процедуры,
делать
точечный
массаж
и
дыхательную гимнастику.
В работе с детьми и родителями мы используем разные методики и
технологии:
Для детей раннего возраста: технологии игрового обучения Михайленко
Н.Я.. Коротковой Н. А.; здоровьесберегающие технологии Маханевой М.Д.,
Рещекова С.В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
Обучая родителей оказанию помощи детям с ОВЗ: Алябьевой Е.А.
«Психогимнастика в детском саду», Мамайчук И. И. «Психокоррекционные
технологии
для детей с проблемами в развитии», Петрушиной В. И.
«Музыкальная
психотерапия»,
Нищевой Н. В. «Сенсомоторное развитие
детей
дошкольного
возраста»,
Шипицыной
Л.М.
«Азбука
общения»,
Мамайчук И.И. «Детский церебральный паралич», Алехиной С.В. «Создание
специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
в
общеобразовательных
учреждениях»,
Мастюковой
Е.М.
«Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий,
ранний и дошкольный возраст».
Необходимо отметить, что в работу консультационного пункта включена
и работа с родителями воспитанников детского сада. В данном случае работа
консультационного
центра
рассматривается
как
элемент
системы
взаимодействия
детского
сада
и
семьи.
Консультирование
родителей
(законных
представителей)
проводится
одним
или
несколькими
специалистами по социально-педагогическому, психолого-педагогическому и
медико-оздоровительному направлениям. При необходимости специалисты
ДОУ
рекомендуют
родителям
консультирование
у
врачей
детской
поликлиники или городской ПМПК. С целью повышения компетентности в
вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития
11
родителей детей с ОВЗ информируем о структуре оптимальной среды для
жизни и развития ребенка с множественными нарушениями развития.
Обучаем способам установления коммуникации, развития повседневной
двигательной активности для профилактики вторичных нарушений у детей,
не имеющих возможности самостоятельно изменить положение тела.
Помогаем подобрать удобные способы и принадлежности для кормления и
самостоятельной еды, одевания и гигиенического ухода; организовать
ознакомление
с
окружающим
миром,
обучить
способам
действия
с
предметами и игрушками.
С
открытием
общеразвивающей
группы,
увеличилось
количество
обращений
в
консультационный
пункт
по
разным
запросам.
Так
к
специалистам и педагогам ДОУ обращаются семьи с детьми с ОВЗ, из них в
текущем учебном году после прохождения ПМПК все дети зачислены в
группы
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушением
опорно
–
двигательного аппарата. Также в настоящее время в детским саду открыты 2
логопедические группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети, не
посещающие детский сад и дети раннего возраста из общеразвивающей
группы имеют возможность получить диагностическую и консультативную
помощь. В детском саду функционирует группа раннего возраста с 2 до 3 лет,
с детьми и родителями которой взаимодействуют все сотрудники детского
сада. Сотрудничество специалистов ДОУ и родителей дает положительные
результаты: родители начинают правильно понимать и принимать своего
ребенка,
и,
совместно
с
педагогами,
помогают
детям,
имеющим
ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в
обучении, общении, поведении
правильно развиваться, что
позволяет
снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном
возрасте.
Чем
раньше
ребенок
пройдет
обследование
и
получит
квалифицированную помощь, тем более успешным он может стать в будущем
Работа
консультационного
пункта
позволяет
обеспечить
равные
стартовые возможности детей дошкольного возраста особенно для детей с
12
ОВЗ и поддержать семейное воспитание как форму получения дошкольного
образования. Развитие таких услуг позволит предотвратить отказы от детей,
родившихся со сложными нарушениями, обеспечить реализацию права детей с
ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семье.
Вывод: Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья позволяет
более
эффективно
компенсировать
нарушения
в
физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что
позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и
интеграцию в общество.
Воспитание
и
обучение
ребенка
с ограниченными
возможностями
здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное
только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.
Литература
1.
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными
нарушениями развития Информационно-методический сборник для
специалистов Под редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр
лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. наук Москва
2017
3.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.
Ю
Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.
С-Петербург, Детство-пресс 2005
4.
Услуга «Организация психолого-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4-х
лет (служба ранней помощи)». Книга 17 / под ред. М. О. Егоровой. –
М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения,
2013. – 250 с. –Нарциссова С.Ю. Педагогическая психология:
13
учебное пособие / С.Ю. Нарциссова. – М.: Издательство МНЭПУ. –
2017. – 185 с.
5.
Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические
средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. М.,
Курск, 1999. - 64 с.
6.
Душина Н.В. Проблемы работы с семьями, имеющими детей с
ограниченными возможностями // II межрегиональная научно-
практическая конференция "Теория и практика комплексной
реабилитации инвалидов". - Чита, 2004. - 42 с.
7.
«Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет». И.Г. Коваль - Харьков
«Клуб семейного досуга», 2010 г.
8.
Психоккоррекционная работа с семьями детей с ограниченными
возможностями здоровья: учеб.- методич. Пособие/ В.В. Ткачева, Е.В.
Устинова, Н.П. Болотова; под ред. В.В. Ткачевой. – М: ИНФРА-М,
2019. – 191с.
9.
Шелкунова,
О. Психолого-педагогическое
сопровождение
дошкольников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
/
О.
Шелкунова, А. Квасова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №11.
10.
Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в системе специального и инклюзивного образования / В. В.
Ткачева // Коррекционная педагогика. — 2013. — №3. —
11.
Разенкова, Ю. А. Ценностные основания системы ранней помощи семье
с особым ребенком // Управление ДОУ.-2010. — №6. — С.23-35.
12.
Разненкова, Ю. А. Модели организации ранней помощи семьям детей с
ОВЗ в образовании / Ю. А. Разненкова, С. С. Славин // Управление
ДОУ. — 2016. — №6. — С.14-26.
14