Напоминание

"Фонематический слух ребенка и его умение проводить звуковой анализ слов"


Автор: Первакова Марина Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1
Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Фонематический слух ребенка и его умение проводить звуковой анализ слов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов по обучению грамоте детей

дошкольного возраста

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный,

систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста

необходимо, потому что:

1.

требования начальной школы стали выше, и многие родители

искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

2.

появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в

школе;

3.

не все дети справляются с темпом, предложенным школьной

программой;

4.

физиологическая и психологическая готовность к школьному

обучению формируется задолго до поступления в школу и не

заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и

дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических

ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения

опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и

глухих согласных звуков, а не только старался запомнить

соответствующие буквы;

под руководством педагога формировал познавательное отношение к

речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается

лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление

данного вопроса.

По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов,

которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность

звуковой стороны речи

, т.е. ребенок должен

владеть правильным, чётким произношением звуков всех

фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение

слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава

речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ

гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять

первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с

терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные,

согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение

работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками

послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы

формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое

восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-

барабан);

затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький

бубен);

узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги,

болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?",

"Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети

определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание

пальцев, приседание:

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при

изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок,

перец:

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в

названиях машин;

домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать

гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений

слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному

произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее

остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую

тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик?

После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию

произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ).

Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что

воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный

(используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука

участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит

аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с

использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

"Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети

называют его, и наоборот.

"Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают

карточку-символ и наоборот;

"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть

под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):

"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых

начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками,

используя символ или букву:

Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с

показом артикуляции, позднее без показа);

Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня

с

Аликом

гуляли в

саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных,

для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу

необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и

закреплять его символом);

Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце

слова;

В середине слова.

Мы предлагаем следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где

голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост -

на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый -

середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау,

уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика.

Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с

изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие

вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно

проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово,

определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому

звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.

Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово

прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных

звуков, воздух встречает препятствие.

Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния,

необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика,

опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный

анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию

увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по -

настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы

звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в

индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух

встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно

сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и

подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с

горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет -

глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно

применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать

ладошки к ушам.

Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время

произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить

внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка

улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных

звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий,

колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим

(Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки

сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый

звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются.

Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и

различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы

букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её

запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и

представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается

свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный

звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок

для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,

Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с

использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек,

шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

фасоли и другие мелкие предметы;

Вырывать из бумаги образ буквы;

Получить в подарок букву;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.

Рекомендуем начинать:

с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);

прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);

односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);

двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата,

духи:);

односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);

двусложные со стечением (скала:);

трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую

проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова

(появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие

полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим

каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы

со схемой слова:

назвать количество звуков в слове;

назвать звуки по-порядку;

сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

сколько согласных;

назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук

соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради,

выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить

З И М А предложение, словосочетания.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то,

насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас,

вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию

чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с

радостью идет на каждое занятие.

Желаем удачи!



В раздел образования