Автор: Первакова Марина Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1
Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Фонематический слух ребенка и его умение проводить звуковой анализ слов"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов по обучению грамоте детей
дошкольного возраста
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный,
систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста
необходимо, потому что:
1.
требования начальной школы стали выше, и многие родители
искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
2.
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в
школе;
3.
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной
программой;
4.
физиологическая и психологическая готовность к школьному
обучению формируется задолго до поступления в школу и не
заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и
дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических
ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения
опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков, а не только старался запомнить
соответствующие буквы;
под руководством педагога формировал познавательное отношение к
речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается
лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление
данного вопроса.
По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов,
которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность
звуковой стороны речи
, т.е. ребенок должен
владеть правильным, чётким произношением звуков всех
фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение
слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава
речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ
гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять
первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с
терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные,
согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение
работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками
послогового чтения.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы
формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое
восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-
барабан);
затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький
бубен);
узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги,
болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?",
"Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети
определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание
пальцев, приседание:
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при
изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок,
перец:
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в
названиях машин;
домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать
гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений
слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному
произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее
остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую
тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик?
После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию
произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ).
Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что
воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный
(используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука
участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит
аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с
использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
"Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети
называют его, и наоборот.
"Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают
карточку-символ и наоборот;
"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть
под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых
начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками,
используя символ или букву:
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с
показом артикуляции, позднее без показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня
с
Аликом
гуляли в
саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных,
для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу
необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и
закреплять его символом);
Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце
слова;
В середине слова.
Мы предлагаем следующие пособия:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где
голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост -
на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый -
середина.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау,
уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика.
Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с
изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие
вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно
проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово,
определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому
звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.
Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово
прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных
звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния,
необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика,
опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный
анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию
увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по -
настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы
звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в
индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух
встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно
сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и
подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с
горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет -
глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно
применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать
ладошки к ушам.
Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время
произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить
внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка
улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных
звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий,
колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим
(Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки
сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый
звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются.
Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и
различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы
букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её
запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и
представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается
свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный
звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок
для запоминания образа буквы.
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с
использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек,
шнурков, верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
фасоли и другие мелкие предметы;
Вырывать из бумаги образ буквы;
Получить в подарок букву;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.
Рекомендуем начинать:
с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата,
духи:);
односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
двусложные со стечением (скала:);
трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую
проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова
(появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие
полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим
каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы
со схемой слова:
назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по-порядку;
сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
сколько согласных;
назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук
соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради,
выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить
З И М А предложение, словосочетания.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то,
насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас,
вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию
чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с
радостью идет на каждое занятие.
Желаем удачи!