Автор: Плис Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 60 Теремок"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово
Наименование материала: Программа кружка "Веселый комочек"
Тема: Программа кружка "Веселый комочек" (для детей старшего дошкольного возраста)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 «Теремок» комбинированного вида города Белово
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол №_____
«____»____________20_____г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ детский
сад №60 города Белово
_____________________________
Т.П. Сулейманова
Приказ №________
«______»_____________20_____г.
Программа кружка
«Веселый комочек»
(для детей старшего дошкольного возраста)
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка
Введение:
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в
плане
умственного
и
эстетического
развития
к
окружающей
жизни
и
нравственный
представлений.
Занятие
лепкой
воспитывает
умение
наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и
видеть.
Лепка
вырабатывает
усидчивость,
развивает
трудовые
навыки
ребенка,
мышцы
пальцев
и
ловкость
рук.
Так
средствами
искусства,
обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать
отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его
будущей человеческой личности. Когда малыш лепит, развивается его мелкая
моторика. Совершенствуются мелкие движения пальцев, что в свою очередь,
влияет на развитие речи и мышления.
Использование в работе нетрадиционной техники «пластилинография»
представляет большую возможность детям дошкольного возраста отражать
свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий
потенциал и развивать свои способности.
Проведение
кружковой
работы
-
позволит
не
только
развивать
познавательные
процессы,
но
и
реализовать
индивидуальный
творческий
потенциал личности, наладить коммуникации со взрослыми и сверстниками
на основе совместной деятельности. Практические действия полученные в
ходе выполнения заданий увлекут ребенка, познакомят с разными способами
«пластинографии».
Навыки
полученные
на
занятиях
кружковой
работы
позволят детям почувствовать свою успешность и дети уверенно шагнут в
страну знаний. Мы, педагоги, должны им в этом помочь.
Направление программы
Данная
программа
направлена
на
ознакомление
детей
дошкольного
возраста с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности –
пластинографии, принципом которой является создание лепкой картины с
изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Новизна
Использование современных материалов позволяет организовать занятия
по данной технике с детьми разного уровня и развития. Во время занятий
максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит
естественно, не возникает психологического напряжения.
Актуальность
Данная программа заключается в том, что развитие мелкой моторики,
ручной
умелости
на
занятиях
по
изобразительной
деятельности
способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и
руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в
выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Цель
Р а з в и т и е
т в о рч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
в
п р о ц е с с е
з а н я т и й
пластилинографией.
Задачи
Обучающие:
Учить
передавать
простейший
образ
предметов
явлений
окружающего мира посредством пластинографии.
Формировать умение работать на заданном пространстве.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать художественный вкус, фантазию, творческую активность.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Воспитательные:
Воспитывать
волевые
качества,
усидчивость,
аккуратность,
старательность…
Воспитывать навыки сотрудничества.
Отличительная особенность данной программы
Главной
особенностью
программы
является
то,
что
в
ней
успешно
совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и
рисование,
а
также
возможность
оформлять
готовые
изделия
различным
природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как
плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою
детскую фантазию и воображение. Получив умения и навыки по программе,
каждый
ребенок
может
своими
руками
создать
эстетически
красивую
и
полезную
вещь,
получить
высокую
оценку
его
труда
взрослыми
и
ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, а
значит счастливым, а это одна из важнейших задач педагога.
Возраст детей участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для детей старшего возраста (старшая группа),
срок реализации – один
год, в количестве 18 часов с сентября по май.
Занятия
проводятся
один
раз
в
2
недели
во
второй
половине
дня.
Оптимальное количество 13 детей в возрасте 5-7 лет.
Формы и режим занятий
Продолжительность
занятий
25
минут.
В
ходе
занятий
используется
различный
методический
и
дидактический
материал
(загадки,
беседы,
индивидуальная
корректировка
действий,
наглядные
пособия…).
Неотъемлемыми элементами каждого занятия являются пальчиковые игры,
физминутки, динамические разминки. Сами занятия проводятся в игровой
форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения чем
в
простых
жизненных
ситуациях,
а
задачей
педагога
становится
необходимостью помочь детям в реализации их замыслов.
Ожидаемые результаты
К концу года занятий в кружке дети
будут знать:
Основные виды и приемы пластинографии.
будут уметь:
Работать на заданном пространстве.
Анализировать работу.
Свободно пользоваться инструментами и материалом необходимым
для работы с пластилином.
Формы подведения. Итог реализации программы
В течении периода обучения проводится мониторинг усвоения знаний и
формированию на начальном и итоговом этапах. Выставки творческих работ.
Структура программы
Программа включает в себя такие направления работы.
Предметы и объекты окружающего мира
Включает
в
себя
задания,
которые
помогают
выделить
характерные
признаки изучаемых объектов окружающего мира.
Создание сказочных образов
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание
помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации-все это
оптимизирует умственную деятельность ребенка, развивает его всестороннее.
Учебно-тематический план
№ Наименование раздела.
Тема
Количество
часов
В том числе отведено
Примечание
Теор.
Практ.
1.
Предметы и объекты
окружающего мира
9
1.1
Знакомство с техникой
пластинографии
1
1.2
Подарки для ежат
1
1.3
Осенние деревья
1
1.4
Транспорт
1
1.5
Жираф
1
1.6
Бабочка
1
1.7
Русская матрешка
1
1.8
Снегирь на ветке
1
1.9
Веселые снеговики
1
2.
Создание сказочных
образов
9
2.1
Золотая рыбка
1
2.2
Царевна лягушка
1
2.3
Подснежник
1
2.4
Лебедь
1
2.5
Зимняя сказка
1
2.6
Яблочко наливное
1
2.7
Петушок золотой
гребешок
1
2.8
Крылатый мохнатый да
масляный
1
2.9
Цветик-семецветик
1
Содержание программы
1.
Предметы и объекты окружающего мира
Знакомство с техникой пластинографией
Беседа:
Что
такое
«Пластинография»;
Показ
готовых
работ,
игровое
упражнение: «Наши помощники».
Подарки для ежат
Игра:
«Грибное
царство»
Проблемная
ситуация:
«Как
помочь
ежу»
Динамическая пауза «Гриб».
Осенние деревья
Чтение стихотворения Ю.Каното «Листопад», слушанье П. Чайковского
«Времена года», Игра: «Назови быстрее».
Транспорт
Загадыванье загадок, Игра: «Назови одним словом», Упражнение: «Обведи
по контуру».
Жираф
Игра: «Угадай и покажи», Упражнение: «Джунгли», Игра: «Что спряталось
в комочке».
Бабочка
Игровая ситуация «Лесная полянка», Упражнение: «Что слышим», Игра:
«Цветок».
Русская матрешка
Загадыванье
загадки,
Дидактическая
игра:
«Эти
разные
матрешки»,
Упражнение «Дружба».
1.8 Снегирь на ветке
Чтение стихотворения П. Воронько «Снегирики», Слушание «Звуки леса»,
Игра: «Птицы и птенчики».
1.9 Веселые снеговики
Загадыванье
загадок,
Проблемная
ситуация
«Друзья
снеговика»,
Упражнение: «Оживи снеговика».
2.
Предметы и объекты окружающего мира
Золотая рыбка
Упражнение: «Сказочная рыбка», Игровая ситуация «Желание и мечты»,
Сюрпризный момент «Книга со сказками А.С. Пушкина»
2.2 Царевна лягушка
Упражнение:
«Что
видела
лягушка»,
Игра:
«Мы
путешественники»,
Игровая ситуация: «Фантазия».
2.3 Подснежник
Слушанье сказки Г.Х. Андерсена «Подснежник» Упражнение «Пришла
весна», Разминка для пальчиков «Цветочек».
2.4 Лебедь
Упражнение: «Вспомни сказку», «Упражнение: «Загадки мудрой совы»,
Упражнение: «Рассыпалась картинка»
2.5 Зимняя сказка
Упражнение: «К нам идет зима, мы ее не слышим», Пальчиковая игра: «На
дворе большой мороз», Дорисовка изображения
2.6 Яблочко наливное
Ситуация
общение:
«Сказка
о
мертвой
царевне
и
семи
богатырях»,
Проблемная ситуация: Поможем вернуть экспонаты в музей», Игровое
задание: Повтори чистоговорку.
2.7 Петушок золотой гребешок
Загадыванье
загадок,
Дыхательная
гимнастика
Ку-ка-ре-ку,
Игровая
ситуация: «Петух и лисы», Упражнение: «Герой сказки».
2.8 Иллюстрация к сказке «Крылатый мохнатый да масляный».
Проблемная ситуация: «Поможем художнику», Упражнение: «Кто твой
друг», Игровое задание «На лесной полянке».
2.9 Цветик-семецветик
Игра: «Добрые дела», Упражнение: «Дорисовка изображения»,
Игра-
фантазия, Загадыванье загадок.
Методическое обеспечение
Пластилин
Дощечка для лепки
Набор стеков
Картон для основы
Наглядные пособия по теме занятия
Карандаш
Ластик
Дополнительный природный материал (семечки, перья, скорлупа,
орех…).