Автор: Глазковская Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБОУ РШИ
Населённый пункт: Рыбное,Рязанская область
Наименование материала: занятие для разновозрастной группы детей
Тема: " Управляй своим настроением"
Раздел: среднее образование
ОГБОУ «Рыбновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей»
Открытое занятие на тему:
«Управляй своим настроением»
Воспитателя 8 семьи Глазковской Натальи Владимировны
Цель:
Развитие позитивной коммуникации в семье, группе, выбор и
использование детьми адекватных способов и приемов, помогающих
справляться с плохим настроением;
Задачи:
- Создание благоприятной атмосферы для эффективного общения в семье,
группе;
-
Содействие
самораскрытию,
закрепление
навыков
самоанализа,
активизация процесса рефлексии;
- Организация обсуждения в семье, группе применяемых приемов и
способов;
- Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих
сосредоточению внимания;
- Презентация формулы хорошего настроения;
Целевая группа: 12 – 16 детей
Условия занятия: просторная комната, стулья, стол;
Техническое обеспечение: магнитофон, флэшка с фонограммами, телевизор,
ножницы, бумага, картинки с рисунками, маркеры, фломастеры;
Ход занятия:
Слайд N 1
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!
Давайте улыбнемся друг другу и поговорим сегодня о нас с вами. Бывали у
вас такие моменты, когда злость и негодование просто переполняли вас? На
что похоже это состояние? (Сравнить с кипящим чайником).
Как вы выходите из этого состояния? (Отрицательные эмоции – это защитная
реакция
организма
на
внешний
раздражитель).По
моим
личным
наблюдениям,
все
заканчивается
разбитыми
телефонами,
стенами,
нецензурными словами и т.д. Но в дальнейшем, когда вы выйдите из стен
интерната, такое поведение будет недопустимо. Вот поэтому, сегодня мы
попробуем научиться понимать себя, слышать себя и окружающих, поучимся
владеть собой и управлять своими эмоциями, своим настроением.
А начнем мы наше занятие с знакомства.
Слайд N 1 и музыка
Упражнение «Знакомство»
Я раздаю вам всем сердечки с вашими именами. Вы должны будете назвать
свое имя и сказать, что вы больше всего любите в себе.
Давайте я начну. Привет, меня зовут Наталья, я люблю добиваться
поставленной цели.
И дальше по кругу.
Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Что вы все очень разные, что каждый из вас по-своему уникален,
индивидуален и неповторим, поэтому надо учиться говорить о себе
положительно. Почему?
Это придает уверенности, это повышает свою
самооценку. Надо любить себя и уважать, и тогда людям тоже будет легче
уважать тебя самого. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и как известно,
будь проще и люди к тебе потянутся.
А теперь я предлагаю вам посмотреть мультик «Смешарики», где главный
герой Крош – неунывающий, споет нам песенку про настроение.
Слайд N 2
Просмотр мультфильма
Слайд N 3
Ребята, вы посмотрели мультик, скажите, каким показан здесь Крош? Он
оптимист, неунывающий никогда. Вот так и у нас с вами.
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Про одного мы говорим:
«жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и
печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как
мрачного, недовольного, хотя и он может быть веселым, оживленным. Самое
интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд,
движение, выражение лица, наклон головы, интонация, улыбка – и все
становится ясно.
Я предлагаю вам упражнение
«Ассоциации», которое поможет вам с понятием «плохое и хорошее
настроение»
Вы должны будете одним словом продолжить предложение. Итак,
- Хорошее настроение – это (улыбки, смех, радость, хорошая оценка…), а
плохое -?
- Если настроение – это цвет, то какой это цвет? А плохое?
- Если это прикосновение? (приятное…)
А теперь я предлагаю вам усложнить это упражнение и попробовать показать
мимикой и движением те эмоции, которые я вам назову.
Все встают со своих мест и под слова: «Настроение меняется раз, настроение
меняется два, настроение меняется три – эмоция радости на месте замри! –
выполняют
заданную
эмоцию.(
злости,
умиления,
негодования,
удовлетворения, страха, восторга)
Вам понравилось это упражнение?
Скажите, что для вас было сложнее: переход из отрицательной эмоции в
положительную или наоборот?
Это упражнение поможет вам в дальнейшем, когда вы будете работать с
людьми, и очень важно уметь управлять своими эмоциями. Как правило
человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние
на окружающих. В результате у всех может возникнуть общее подавленное
настроение, когда нет желания не шутить, ни смеяться, ни обмениваться
впечатлениями.
А может быть наоборот. Когда непомерный оптимизм может вызывать в
коллективе раздражение и негодование, особенно когда оптимизм одного
человека не соответствует настроению коллектива. Поэтому очень важно
знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего
настроения в той или иной ситуации.
Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.
Так какие же существуют методы управления настроением? Я больше чем
уверена, что вы уже владеете какими – то методами?
Идет обсуждение с детьми.
Давайте с вами посмотрим, какие еще есть методы избавления от
отрицательных эмоций.
Слайд N 4
- походить по магазинам и купить что-нибудь ( новую вещь или пирожок)
- побыть одному
- поговорить с подружкой, с другом
- погулять
- заняться спортом
- послушать музыку
- написать на бумаге то, что тебя злит, пугает, а потом разорвать;
- выполнить дыхательную гимнастику
- сжать кулаки и досчитать до 20
Чаще улыбаться, даже если тебе не хочется
- потанцевать
- посмотреть на ситуацию с другой стороны
Ребята, как видите методов работы над собой очень много и сейчас мы
попробуем с вами выполнить метод, который я назвала « зато».
Упражнение Зато».
Ребятам раздаю конкретные ситуации, для которых они должны выбрать
альтернативу.
1.Обещал приехать друг в воскресенье и не приехал, не получилось, зато…
2.Хотел в воскресенье весь день побыть в семье, смотреть телевизор, но
воспитательница повела на экскурсию, зато…
3.В четверг вместо трудов сделали 2 урока русского языка, зато…
4.Очень хотелось гулять, а воспитательница попросила выйти убрать
территорию, зато…
5.Приехали шефы в гости. Был запланирован пикник на природе, но как
назло весь день шел проливной дождь, зато…
6.Летом очень хотелось поехать домой к родным, но ничего не получилось,
поехал в лагерь, зато…
7.Хотел посмотреть телевизор поздно вечером, но воспитательница
запретила, зато…
8.В выходной хотел поспать подольше, но ребята разбудили и потащили на
каток, зато…
9.Хотел погулять на улице, а тут занятие в семье, зато…
Итак, ребята, изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?
Что нового вы узнали о себе? Как изменилось ваше настроение?
Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один мультик.
Слайд N 5
Просмотр мультфильма
Мы посмотрели с вами самый милый и добрый мультик, и увидели, что
и хорошее настроение творит чудеса, им можно заражать других.
Ребята, а в семье, как вы думаете, важно хорошее настроение? Почему?
Что нужно, чтобы атмосфера в семье была положительной?
Слайд N 6
- уважение
- взаимопонимание
- любовь
- дружба
- доброта
Давайте с вами разделимся на две команды или создадим здесь и
сейчас две семьи. Вам нужно придумать название вашей семьи и
девиз, учитывая тему нашего с вами занятия.
«Перешагните,люди,через грусть»
Перешагните, люди, через грусть!
Вы улыбнулись, значит все в порядке.
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой!
И не важны возраст или внешность,
Цвет волос – все это ерунда!
Ведь не ростом меряется нежность,
И не в сантиметрах – доброта.
Разрушить всегда легче, чем построить.
Обидеть легче, чем простить,
И врать всегда удобней, чем поверить,
А оттолкнуть намного проще, чем любить!
Привыкайте счастливыми быть!
Ну,а чтобы счастливыми быть, надо научиться отдавать. И следующее наше
упражнение называется «Пожелание другу».
Детям раздаются сердечки, на них нужно написать пожелания кому-
нибудь из своей семьи. Со слов: «От всей души желаю тебе …..»
Слайд N 7
Звучит музыка
Все пожелания мы собираем в мешочек, они нам понадобятся попозже.
А сейчас мы поиграем в «пишущую машинку».
Слайд N 8
Вы видите фразу:
Не забывайте: настроение бывает разнообразным!
Пускай хорошее сменяется прекрасным!
Инструкция: Итак, мы – буквы алфавита. Будем вместе печатать это
предложение. Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы.
Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем
расчитываться, плюс «Пробел», « двоеточие», «Восклицательный
знак».
Печатать будем так: Встает нужная буква, и произносит свое название,
«Пробел» -хлопает в ладоши, « двоеточие» говорит: « Хопа», «
Восклицательный знак» - крикнет « Ура!»
Слайд N 9
Согласитесь,что если бы это упражнение делал бы один человек, это
выглядело бы обычно и не так весело как сейчас.
Но чтобы стало еще приятней и веселей, мы откроем наш мешочек с
пожеланиями.
Раздаем пожелания, дети их зачитывают.
Вам приятна эта атмосфера. Я вижу улыбки, слышу смех и настроение
очень хорошее.
Давайте создадим нашу с вами формулу хорошего настроения для
каждой
семьи.
Вам
потребуются
картинки,
ножницы
и
клей.
Выбирайте то, что больше всего подходит для вас. Вырезайте и
приклеивайте на готовый ватман. Не забудьте написать название и
девиз команды. Посмотрим, что у нас получится.
Ребята собирают коллажи и делают презентацию своей команды.
Итак, дорогие мои, чаще говорите друг другу хорошие слова,
учитесь жить позитивно и хорошее настроение не покинет больше
вас.