Автор: Беляева Маргарита Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДСКН №4
Населённый пункт: г.Сосновоборск Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
(Статья будет полезна специалистам , работающим с неговорящими детьми, с
детьми с моторной алалией и детьми с ОНР)
Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно
имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу.
Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных
комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у
ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием
коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно.
Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь, а
ритм является также и основой правильного формирования речи и её
восприятия.
Большое внимание в специальной педагогике уделяется
использованию музыки в коррекционно-развивающей работе с детьми с
общим недоразвитием речи (ОНР). В настоящее время в своей речевой
группе я провожу большую работу по развитию музыкально-ритмических
способностей, коррекции двигательных нарушений, формированию ритма
движений ,потому что почти каждый ребёнок имеет нарушения слоговой
структуры слова и имеется ребёнок с моторной алалией .
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии
использования грамотно подобранных приёмов, положительно развиваются
психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь и
формируется слоговая структура слова.
Развивать ритмическое чувство у детей с ОНР наиболее эффективно
через систему музыкально-коррекционного воздействия с помощью
музыкально-ритмических движений, как наиболее естественного и любимого
дошкольниками вида деятельности.
В процессе формирования движений под музыку у детей с ОНР
решаются следующие задачи:
Развивать музыкальное восприятия, умения передавать
различные средства музыкальной выразительности;
Учить овладевать «языком движений», его семиотическими
формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре
передавать музыкальный образ;
Развивать творческие проявления в движениях под музыку,
становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых
композициях, этюдах, сюжетных танцах;
Осуществлять средствами движений коррекцию познавательной,
эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребёнка с ОНР.
Решение этих задач происходит через основные виды движений под
музыку (игры, танцы, упражнения) в которых естественная для ребёнка
общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик
на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают
положительные результаты в развитии ритмических способностей. Все
перечисленные выше задачи я стараюсь применять при планировании и
подготовке своих занятий, где приоритетным направлением является
развитие ритмического чувства.
Учитывая вышеперечисленные характеристики детей с ОНР, занятие
по развитию чувства ритма должно быть динамичным, насыщенным,
проводится в игровой форме с обязательной сменой спокойных и
подвижных видов деятельности, иметь очень чёткое построение,
включающее следующие виды деятельности:
* музыкально-ритмические упражнения (отхлопывание и
отстукивание под музыку в разных ритмах и темпах);
* упражнения, развивающие чувство ритма (логоритмические
песенки, например «Хлопы-хлопы, туки-туки», «Молоточки тук-тук, тук»,
«Тик- так, тик- так, ходят часики вот так» и др.);
* пальчиковая гимнастика (речь с движением как под музыку, так и
без);
* слушание музыки;
* пение гласных звуков, слогов с автоматизируемым звуком и слов 1
класса СС с 1 ударным и 2 ударным слогом под мелодии Т.Н. Новиковой-
Иванцовой;
* музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры, типа
« Танец дружба», «Вперёд четыре шага» и т.д.).
Только систематическое использование данных приёмов ведёт к
успешному результату в коррекционной работе логопеда.