Напоминание

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.


Автор: Беляева Маргарита Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДСКН №4
Населённый пункт: г.Сосновоборск Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

(Статья будет полезна специалистам , работающим с неговорящими детьми, с

детьми с моторной алалией и детьми с ОНР)

Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно

имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу.

Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных

комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у

ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием

коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно.

Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь, а

ритм является также и основой правильного формирования речи и её

восприятия.

Большое внимание в специальной педагогике уделяется

использованию музыки в коррекционно-развивающей работе с детьми с

общим недоразвитием речи (ОНР). В настоящее время в своей речевой

группе я провожу большую работу по развитию музыкально-ритмических

способностей, коррекции двигательных нарушений, формированию ритма

движений ,потому что почти каждый ребёнок имеет нарушения слоговой

структуры слова и имеется ребёнок с моторной алалией .

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии

использования грамотно подобранных приёмов, положительно развиваются

психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь и

формируется слоговая структура слова.

Развивать ритмическое чувство у детей с ОНР наиболее эффективно

через систему музыкально-коррекционного воздействия с помощью

музыкально-ритмических движений, как наиболее естественного и любимого

дошкольниками вида деятельности.

В процессе формирования движений под музыку у детей с ОНР

решаются следующие задачи:

Развивать музыкальное восприятия, умения передавать

различные средства музыкальной выразительности;

Учить овладевать «языком движений», его семиотическими

формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре

передавать музыкальный образ;

Развивать творческие проявления в движениях под музыку,

становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых

композициях, этюдах, сюжетных танцах;

Осуществлять средствами движений коррекцию познавательной,

эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребёнка с ОНР.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под

музыку (игры, танцы, упражнения) в которых естественная для ребёнка

общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик

на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают

положительные результаты в развитии ритмических способностей. Все

перечисленные выше задачи я стараюсь применять при планировании и

подготовке своих занятий, где приоритетным направлением является

развитие ритмического чувства.

Учитывая вышеперечисленные характеристики детей с ОНР, занятие

по развитию чувства ритма должно быть динамичным, насыщенным,

проводится в игровой форме с обязательной сменой спокойных и

подвижных видов деятельности, иметь очень чёткое построение,

включающее следующие виды деятельности:

* музыкально-ритмические упражнения (отхлопывание и

отстукивание под музыку в разных ритмах и темпах);

* упражнения, развивающие чувство ритма (логоритмические

песенки, например «Хлопы-хлопы, туки-туки», «Молоточки тук-тук, тук»,

«Тик- так, тик- так, ходят часики вот так» и др.);

* пальчиковая гимнастика (речь с движением как под музыку, так и

без);

* слушание музыки;

* пение гласных звуков, слогов с автоматизируемым звуком и слов 1

класса СС с 1 ударным и 2 ударным слогом под мелодии Т.Н. Новиковой-

Иванцовой;

* музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры, типа

« Танец дружба», «Вперёд четыре шага» и т.д.).

Только систематическое использование данных приёмов ведёт к

успешному результату в коррекционной работе логопеда.



В раздел образования