Напоминание

Как владеть своим голосом


Автор: Старкова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 18 д/с
Населённый пункт: г. Березовский, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Как владеть своим голосом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как владеть своим голосом

Голос – это удивительный инструмент, которым одарила нас природа, он отображает

личность, внутреннее состояния человека; это – профессиональный инструмент многих

профессий.

От хорошо поставленного голоса, чистой и выразительной речи педагога, зависит успех

обучения и развитие детей. Педагог ежедневно дает своему речеголосовому аппарату

нагрузку, значительно превышающую повседневную. И, безусловно, мышцы, которые

участвуют в процессе речи, должны быть разогреты, заранее подготовлены к работе.

Какими же средствами можно достичь высокого уровня владения голосом – основным

«инструментом» педагога. Существует ряд способов «настраивать» свой голосовой аппарат

на работу: дыхательные упражнения, упражнения на высоту и силу голоса, темпа речи,

массаж.

Массаж облегчает дыхание кожи, улучшает кровоснабжение, снимает утомление и

улучшает настроение. Массировать следует те участки тела, которые несут основную

нагрузку в работе учителя – это дыхательные органы, гортань, надгортанные полости.

Массирование

шеи поможет снять мышечные спазмы, будет способствовать

хорошему формированию звука.

1.

Чтобы снять напряжение мышц гортани и шеи, несколько раз широко откройте

и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка.

2.

Эти массажные приёмы усиливают отток венозной крови и лимфы из полости

черепа, тонизируют мышцы шеи:

круговыми движениями погладьте и разомните шею от ключиц к

подбородку;

мягко погладьте шею от подбородка к груди;

прямолинейными движениями погладьте переднюю поверхность шеи от

подбородка к груди.

Дыхание – обогащает голос, оно помогает приобрести полетность, яркость,

легкость в голосе. При неправильном дыхании речевой звук лишается выразительности.

Для этого выполняются следующие упражнения:

1. Встать прямо и спокойно дышать, положить одну руку на живот, для контроля

движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной

клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос,

потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем

осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

2. Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем

выдох до 10 и 15.

3. Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто

дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и

держим его в таком положении до конца выдоха.

Долго произносим звук [м]. Массаж делается постукивающими движениями

пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:

постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук

"мммм";

кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм";

кончиками пальцев под носом от середины верхней над губной части лица к

ушам, озвучивая звук "ввввв"

кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";

кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

5. Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворотами головы то

вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц

гортани.

Для развития силы голоса произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

гудит пароход, который находится далеко в море;

гудит пароход, который стоит у причала;

свистит паровоз, который подходит к станции;

свистит электричка, которая проносится мимо станции.

Упражнения для тренировки умения менять высоту голоса:

"Колокол"

-

"раскачиваем

колокол",

одновременно

произнося

звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол",

произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол",

произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-

динь-дон-динь-дон высоким голосом.

"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя

высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора

"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук

[у] произносился низким голосом, а [и] – высоким

Темп речи – это скорость произнесения элементов речи. Если педагог умело

варьирует скоростью слов и фраз, он воздействует на сознание и чувства детей, так как

придает эмоциональную окраску словам и фразам.

Комплекс упражнений для тренировки темпа речи:

1. Прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в

том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

вы диктуете нерадивому ребенку данное сообщение.

вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой

беседе.

вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.

вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет

времени.

2. Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в

разном темпе:

поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:

прибавляет ход: тук-тук-тук-тук-тук:

мчится быстрее: так-чики, так-чики, так-чики. так-чики:

замедляет ход: тук-тук-тук-тук

Для профилактики, осиплости или потере голоса существуют несколько рецептов

народной медицины:

свежевыжатый морковный сок развести молоком в соотношении 1:3 и

пить 3 раза в день по полстакана.

выпить на ночь стакан теплого пива, в которое добавлено 2—3 ст.л.

молока или 1 ст.л. меда.

выпить на ночь стакан горячего молока, в которое добавлена 1 ст.л.

водки.

тщательно размешать 2 яичных желтка, 50 г меда и 30 г коньяка. принимать по 1 ч.л.

4 раза в день.

перед выступлением можно восстановить голос, выпив такую смесь:

хорошо размешать 1 желток, 10 г сливочного масла, 20 г сахара и 5 капель коньяка.

полоскание горла перед выступлением соками без мякоти (лучше

свежевыжатыми) — яблочным, апельсиновым, морковным — также помогает

привести голосовые связки в норму.

Названные в этой статье способы подготовки к речевой деятельности обеспечат

полноценный труд педагога при повышенной голосовой нагрузке.

Учитель-логопед Т.В. Старкова

Рекомендуемая и использованная литература:

1.

Зарицкий Л. А, Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия - Киев,

1984-165c.

2.

Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах

голоса - М., 1961-51c.

3.

Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса - М., 1989 - 54с.

4.

Козлининова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992-

319c.

5.

Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях

голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М.,

1990-21c.

6.

Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - 144с.

7.

Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 - 304с.

8.

Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина - М., 1987-286c.



В раздел образования