Автор: Старкова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 18 д/с
Населённый пункт: г. Березовский, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Как владеть своим голосом
Раздел: дошкольное образование
Как владеть своим голосом
Голос – это удивительный инструмент, которым одарила нас природа, он отображает
личность, внутреннее состояния человека; это – профессиональный инструмент многих
профессий.
От хорошо поставленного голоса, чистой и выразительной речи педагога, зависит успех
обучения и развитие детей. Педагог ежедневно дает своему речеголосовому аппарату
нагрузку, значительно превышающую повседневную. И, безусловно, мышцы, которые
участвуют в процессе речи, должны быть разогреты, заранее подготовлены к работе.
Какими же средствами можно достичь высокого уровня владения голосом – основным
«инструментом» педагога. Существует ряд способов «настраивать» свой голосовой аппарат
на работу: дыхательные упражнения, упражнения на высоту и силу голоса, темпа речи,
массаж.
Массаж облегчает дыхание кожи, улучшает кровоснабжение, снимает утомление и
улучшает настроение. Массировать следует те участки тела, которые несут основную
нагрузку в работе учителя – это дыхательные органы, гортань, надгортанные полости.
Массирование
шеи поможет снять мышечные спазмы, будет способствовать
хорошему формированию звука.
1.
Чтобы снять напряжение мышц гортани и шеи, несколько раз широко откройте
и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка.
2.
Эти массажные приёмы усиливают отток венозной крови и лимфы из полости
черепа, тонизируют мышцы шеи:
круговыми движениями погладьте и разомните шею от ключиц к
подбородку;
мягко погладьте шею от подбородка к груди;
прямолинейными движениями погладьте переднюю поверхность шеи от
подбородка к груди.
Дыхание – обогащает голос, оно помогает приобрести полетность, яркость,
легкость в голосе. При неправильном дыхании речевой звук лишается выразительности.
Для этого выполняются следующие упражнения:
1. Встать прямо и спокойно дышать, положить одну руку на живот, для контроля
движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной
клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос,
потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем
осуществляем вдох через нос и выдох через рот.
2. Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем
выдох до 10 и 15.
3. Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто
дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и
держим его в таком положении до конца выдоха.
Долго произносим звук [м]. Массаж делается постукивающими движениями
пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:
постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук
"мммм";
кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм";
кончиками пальцев под носом от середины верхней над губной части лица к
ушам, озвучивая звук "ввввв"
кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";
кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".
5. Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворотами головы то
вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц
гортани.
Для развития силы голоса произносить звук [у], имитируя различные ситуации:
гудит пароход, который находится далеко в море;
гудит пароход, который стоит у причала;
свистит паровоз, который подходит к станции;
свистит электричка, которая проносится мимо станции.
Упражнения для тренировки умения менять высоту голоса:
"Колокол"
-
"раскачиваем
колокол",
одновременно
произнося
звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол",
произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол",
произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-
динь-дон-динь-дон высоким голосом.
"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя
высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора
"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук
[у] произносился низким голосом, а [и] – высоким
Темп речи – это скорость произнесения элементов речи. Если педагог умело
варьирует скоростью слов и фраз, он воздействует на сознание и чувства детей, так как
придает эмоциональную окраску словам и фразам.
Комплекс упражнений для тренировки темпа речи:
1. Прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в
том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:
вы диктуете нерадивому ребенку данное сообщение.
вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой
беседе.
вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет
времени.
2. Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в
разном темпе:
поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:
прибавляет ход: тук-тук-тук-тук-тук:
мчится быстрее: так-чики, так-чики, так-чики. так-чики:
замедляет ход: тук-тук-тук-тук
Для профилактики, осиплости или потере голоса существуют несколько рецептов
народной медицины:
свежевыжатый морковный сок развести молоком в соотношении 1:3 и
пить 3 раза в день по полстакана.
выпить на ночь стакан теплого пива, в которое добавлено 2—3 ст.л.
молока или 1 ст.л. меда.
выпить на ночь стакан горячего молока, в которое добавлена 1 ст.л.
водки.
тщательно размешать 2 яичных желтка, 50 г меда и 30 г коньяка. принимать по 1 ч.л.
4 раза в день.
перед выступлением можно восстановить голос, выпив такую смесь:
хорошо размешать 1 желток, 10 г сливочного масла, 20 г сахара и 5 капель коньяка.
полоскание горла перед выступлением соками без мякоти (лучше
свежевыжатыми) — яблочным, апельсиновым, морковным — также помогает
привести голосовые связки в норму.
Названные в этой статье способы подготовки к речевой деятельности обеспечат
полноценный труд педагога при повышенной голосовой нагрузке.
Учитель-логопед Т.В. Старкова
Рекомендуемая и использованная литература:
1.
Зарицкий Л. А, Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия - Киев,
1984-165c.
2.
Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах
голоса - М., 1961-51c.
3.
Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса - М., 1989 - 54с.
4.
Козлининова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992-
319c.
5.
Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях
голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М.,
1990-21c.
6.
Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - 144с.
7.
Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 - 304с.
8.
Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина - М., 1987-286c.