Напоминание

Организация работы по педагогическому просвещению родителей в вопросах готовности детей к обучению в начальной школе.


Автор: Курочкина Ольга Эдуардовна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБОУ "Приморская СШ" филиал "Детский сад деревни Рикасиха"
Населённый пункт: д. Рикасиха, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по педагогическому просвещению родителей в вопросах готовности детей к обучению в начальной школе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы по педагогическому просвещению

родителей в вопросах готовности детей к обучению в

начальной школе.

Начало

обучения

в

школе

-

один

из

наиболее

сложных

и

ответственных моментов в жизни ребёнка. Школа с первых же дней ставит

перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его

предыдущим

опытом,

но

требующих

максимальной

мобилизации

интеллектуальных и физических сил. От того, как ребёнок будет готов к

школьному обучению, восприятию новых знаний, общению с учителем и

другими детьми будет зависеть его дальнейшее пребывание в школе.

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и

начальное звено)» определены психологические и педагогические условия

реализации непрерывности образования, даны возрастные характеристики

ребёнка к началу его обучения в школе.

В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О Концепции

модернизации российского образования за период до 2010 года» особое

внимание

уделено

решению

проблем

доступности

образования,

обеспечению условий для качественной подготовки детей в начальной

школе;

повышению

уровня

квалификации

педагогов

и

родителей

для

достижения

соответствия

образования

актуальным

и

перспективным

потребностям личности, общества и государства.

Чтобы

сделать

процесс

вхождения

ребёнка

в

школьную

жизнь

безболезненным, необходимо соединить вместе усилия всех участников

образовательного процесса.

Среди субъектов образовательного пространства родители занимают

существенное место, но в реальной практике они менее задействованы в

решении образовательно-воспитательных проблем своих детей.

Как

показывает

практика,

и

подтверждают

педагогические

исследования, родители признают приоритет дошкольной организации в

решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным

участвовать

в

педагогическом

процессе.

Педагоги

недооценивают

роль

семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и

воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную

связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

В

настоящее

время

перед

дошкольными

организациями

стоит

проблема повышения педагогической культуры и сознания родителей по

вопросам подготовки детей к обучению в школе.

Результаты

исследований

показывают,

что

уровень

педагогической

компетентности

родителей

не

всегда

позволяет

им

занять

активную

позицию в образовательном процессе. Они пока не очень хорошо осознают

свои права и обязанности по воспитанию и развитию своих детей.

Анализ

психолого-педагогической

литературы

и

опыт

работы

свидетельствуют о том, что сотрудничество с родителями ограничивается

только педагогической пропагандой, при котором семья является лишь

объектом воздействия. В результате обратная связь не устанавливается, а

возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В

настоящее

время

необходимо

формирование

нового

типа

взаимодействия

детского

сада

и

семьи,

которое

характеризуется

доверительными отношениями педагогов и специалистов с родителями,

включение

родителей

в

образовательный

процесс

как

полноправных

партнеров, развитие у них понимания и важности своей роли в жизни

ребенка.

В

этом

может

помочь

педагогическое

просвещение.

Под

педагогическим

просвещением

родителей

понимается

проце сс

информирования их знаниями об особенностях развития личности ребенка

и

способах

взаимодействия

с

ним,

построенный

в

контексте

жизнедеятельности

субъектов

взаимодействия

в

соответствии

с

ценностями культуры.

Специфика

отношений

педагога

и

родителя

при

организации

педагогического просвещения заключается в том, что, с одной стороны, оба

субъекта

являются

равноправными,

равноценными

и

автономными

партнерами во влиянии на ребенка. С другой стороны родители в данном

случае выступают в роли учеников, то есть менее компетентны в вопросах

педагогического

взаимодействия,

чем

педагог.

Соответственно,

педагог

должен помочь родителям в организации такого взаимодействия, которое

бы удовлетворяло всех.

Важно заметить, что для успешного осуществления просветительской

работы с родителями педагог сам должен не только иметь представление о

современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти

знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции

родителей.

Рефлексивные

навыки

помогают

родителям

встать

на

путь

осознанного взаимодействия с собственным ребенком.

Накопление

психолого-педагогических

знаний

родителей

должно

быть

тесно

связано

с

развитием

их

педагогического

мышления,

практических умений и навыков в области обучения и воспитания детей.

Это

обуславливает отбор

содержания,

а

также

форм

организации

педагогического

просвещения.

Главная

задача

педагогов

образовательной

организации

это

повышение

педагогической

компетентности

родителей.

Достичь

этого

разовыми

мероприятиями

невозможно,

необходима

целенаправленная

длительная работа.

В

этом

может

помочь

структурно-функциональная

модель

взаимодействия

образовательного

учреждения

и

семьи

по

вопросу

подготовки

ребёнка

к

обучению

в

школе.

Модель

представляет

собой

алгоритм

деятельности

образовательной

организации

в

установлении

партнерских

взаимоотношений

с

семьей.

Она

помогает

строить

взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения с

родителями

на

доверительных

отношениях,

включает

родителей

в

образовательный

процесс

как

полноправных

партнеров,

способствует

развитию у родителей понимания важности своей роли в жизни ребенка.

Данная

модель

может

являться

отправной

точкой

организации

работы

педагогического коллектива с родителями по вопросам готовности детей к

обучению в школе.

Теоретической основой для разработки структурно-функциональной

модели

взаимодействия

дошкольного

учреждения

и

семьи

на

этапе

подготовки

детей

к

обучению

в

школе

стали

научные

подходы,

представленные в работах В.П. Беспалько, Т.Н. Дороновой, И.Ф. Исаева,

В.А. Сластёнина и др.

Цель

реализации

модели:

педагогическая

и

психологическая

подготовка родителей будущих первоклассников к новому этапу в жизни

ребёнка.

Задачи:

1.

организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по

вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе;

2.

познакомить родителей с возрастной психологией ребёнка 6-7 лет и

психологией общения;

3.

обучить родителей эффективным способам общения с детьми;

4.

познакомить

родителей

с

приёмами

укрепления

и

сохранения

здоровья детей, поступающих в первый класс;

5.

формировать

доверительные

отношения

между

педагогами

образовательного учреждения и родителями с целью дальнейшего

взаимодействия.

Реализуя

комплексный

подход

к

организации

взаимодействия

образовательной организации и семьи, предложенный О.И. Давыдовой,

были предложены следующие принципы:

- принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по

всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети

оказываются не защищенными от представленных в нем определенных

источников опасности.

-

принцип

профессионализма,

заключающийся

в

оказании

квалифицированной

помощи

родителям,

в

выборе

ими

стратегии

воспитания для осуществления успешного взаимодействия с детьми.

-

принцип

в з а и м од е й с т в и я,

требующий

педагогического

сотрудничества

как

оправданной

формы

взаимосвязи

семьи

и

образовательной

организации,

налаживания

связей

и

координации

деятельности со всеми специалистами учреждения.

- принцип системности. Работа должна проводиться системно при

гибком распределении содержания материала на весь учебный год.

- принцип интеграции. Данная модель может быть реализована как

самостоятельная,

так

и

выступать

как

составная

часть

комплексной

программы

всей

образовательной

организации.

Это

зависит

от

общей

организации педагогического процесса образовательной организации.

- принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы

воспитателей и специалистов учреждения должны быть скоординированы

таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать

определенные темы.

- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях

дошкольной образовательной организации и семье.

Структурно-функциональная

модель

представляет

собой

алгоритм

деятельности образовательной организации в установлении партнерских

взаимоотношений с семьей и состоит из четырёх блоков:

диагностико-

аналитического, содержательного, практического и рефлексивного.

Диагностико-аналитический

блок

предполагает

сбор

и

анализ

сведений о родителях и детях, общекультурном уровне родителей, наличии

у них педагогических и психологических знаний по подготовке ребёнка к

обучению в школе, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах,

потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Также

блок

предполагает

работу

по

выявлению

готовности

семьи

к

сотрудничеству

с

дошкольной

образовательной

организацией

по

подготовке детей к обучению в школе.

Эти

задачи

и

определяют

формы

и

методы

дальнейшей

работы

педагогов.

К

ним

относятся:

опрос,

анкетирование,

интервьюирование,

наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические

методики, используемые психологами.

Работа

с

родителями

в

рамках

этого

блока

строится

по

двум

взаимосвязанным направлениям.

Первое

направление

-

просвещение

родителей,

передача

им

необходимой информации по вопросу подготовки ребёнка к обучению в

школе

(лекции,

индивидуальное

и

подгрупповое

консультирование,

информационные

листы,

газеты,

листы-памятки,

библиотека

для

родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).

Второе

направление

-

организация

продуктивного

общения

всех

участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями,

чувствами.

В

содержательном

блоке

представлена

информация

о

тех

направлениях,

по

которым

строится

работа

с

родителями

по

вопросу

готовности

ребёнка

к

поступлению

в

школу.

Здесь

задействованы

все

специалисты образовательной организации: воспитатели, учитель-логопед,

медицинский работник. Также привлекаются учитель начальных классов и

педагог-психолог. Каждый составляет свой план мероприятий работы с

родителями.

Эти

планы

корректируются

и

объединяются

в

один

план

работы с семьёй.

Практический блок содержит информацию, направленную на решение

конкретных

задач

и

предусматривает

проведение

мероприятий,

направленных

на

решение

основных

задач

по

установлению

сотрудничества

педагогов

и

родителей

на

этапе

подготовки

детей

к

обучению в школе.

Формы

и

методы

работы,

которые

используются

медицинскими

работниками, специалистами и педагогами образовательной организации

зависят от информации, полученной в анализе ситуации в рамках первого

блока.

Организуя

работу

с

родителями,

педагоги

могут

использовать

разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме

деловой

игры,

круглого

стола,

диспута,

клуба

по

интересам,

познавательные игротеки, библиотеки, устные педагогические журналы.

С

целью

эффективного

решения

всех

этих

задач

в

модель

взаимодействия

образовательной

организации

с

семьей

введён

рефлексивный блок. Для определения эффективности усилий, затраченных

на взаимодействие педагогов с родителями, можно использовать опрос,

книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы,

применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не

менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика,

собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п.

могут

быть

использованы

для

отслеживания

и

оценки

отсроченного

результата.

В результате этой работы родители должны научиться:

- применять полученные знания по воспитанию и развитию своих

детей на практике в повседневной жизни,

- правильно общаться со своими детьми,

- стремиться к пониманию своих детей,

- анализировать свои достижения и ошибки,

-осознанно

относиться

к

воспитательной

деятельности

и

прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий,

- создавать обстановку доверия и равноправного сотрудничества с

педагогами образовательной организации,

- координировать свои действия на основе взаимного содействия и

согласованности с педагогами образовательной организации.

Работа

с

моделью

позволит

структурировать

деятельность

педагогического коллектива, которая будет строиться на доверительных

отношениях

педагогов

и

специалистов

образовательной

организации

с

родителями, позволит включить родителей в образовательный процесс как

полноправных партнеров, а также способствует развитию у них понимания

важности своей роли в жизни ребенка.

Атмосфера

взаимопонимания

между

воспитателями,

учителем

начальных

классов,

специалистами

организации

и

родителями

воспитанников

создаст

оптимальные

условия

для

успешного

педагогического просвещения родителей. От качества этой работы зависит

уровень знаний родителей, а так же психологическая готовность родителей

к поступлению ребёнка в первый класс.

Список литературы

1.

Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от

17.06.2003 года.// Управление ДОУ. – 2005. - № 4. – С. 56-69.

2.

Постановление Правительства РФ «О Концепции модернизации российского

образования за период до 2010 года», 2001.

3.

Письмо

Министерства

образования

РФ

от

09.08.2000

№237/23-16

«О

построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной

школы».

4.

Письмо

министерства

образования

РФ

от

22.07.02

3051-547/16

«Об

организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях».

5.

Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое

пособие. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. - 224 с. ISBN 5-77

6.

Виноградова

Н.Ф.

Современные

подходы

к

реализации

преемственности

между дошкольным и начальным звеном системы образования.// Начальная школа. –

2008. - № 2. – С. 23-28.

7.

Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного

учреждения и родителей./ [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] – М.:

Просвещение, 2005. – 191 с.

8.

Гумен О.И., Котанова И.А. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников. // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 10 - С.88-94.

9.

Даваа

К.Д.,

Лопарёва

А.С.,

Салчак

Б.В.

Программа

«Школа

родителей

будущих первоклассников». // Управление школой. – 2006. - № 2. – С. 75-77.

10.

Давыдолва

О.И.,

Богославец

Л.Г.

Работа

педагога

с

родителями

детей

подготовительной к школе группы. // Управление ДОУ. - 2008. - № 3. - С. 74-81.

11.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском

саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

12. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьёй. // Управление ДОУ. - 2002.

- № 4. - С. 18-28.

13.

Данилина

Т.

Современные

проблемы

взаимодействия

дошкольного

образовательного учреждения с семьёй. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1. – С.

41-48.

14. Лыжина Е.И., Вахрамеева Т.В. Психологическое просвещение родителей.

(«На

пути

к

сотрудничеству»

/

информационно-методические

материалы

для

организации работы с семьёй/). – Архангельск, 2002. – 138 с.

15. Монина

Г.Б.,

Панасюк

Е.В.

Предшкольный

бум,

или

что

нужно

знать

родителям будущих первоклассников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с. .

16. Программы родительского всеобуча. – М.::ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с

17. Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребёнка в первый класс? //

Управление ДОУ. - 2005. - № 4. - С. 104-112.

18. Рыманчук В.Б. Образование родителей в ДОУ. // Управление ДОУ. - 2008. - №

3. - С. 29-38.



В раздел образования