Автор: Курочкина Ольга Эдуардовна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБОУ "Приморская СШ" филиал "Детский сад деревни Рикасиха"
Населённый пункт: д. Рикасиха, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по педагогическому просвещению родителей в вопросах готовности детей к обучению в начальной школе.
Раздел: дошкольное образование
Организация работы по педагогическому просвещению
родителей в вопросах готовности детей к обучению в
начальной школе.
Начало
обучения
в
школе
-
один
из
наиболее
сложных
и
ответственных моментов в жизни ребёнка. Школа с первых же дней ставит
перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его
предыдущим
опытом,
но
требующих
максимальной
мобилизации
интеллектуальных и физических сил. От того, как ребёнок будет готов к
школьному обучению, восприятию новых знаний, общению с учителем и
другими детьми будет зависеть его дальнейшее пребывание в школе.
В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено)» определены психологические и педагогические условия
реализации непрерывности образования, даны возрастные характеристики
ребёнка к началу его обучения в школе.
В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О Концепции
модернизации российского образования за период до 2010 года» особое
внимание
уделено
решению
проблем
доступности
образования,
обеспечению условий для качественной подготовки детей в начальной
школе;
повышению
уровня
квалификации
педагогов
и
родителей
для
достижения
соответствия
образования
актуальным
и
перспективным
потребностям личности, общества и государства.
Чтобы
сделать
процесс
вхождения
ребёнка
в
школьную
жизнь
безболезненным, необходимо соединить вместе усилия всех участников
образовательного процесса.
Среди субъектов образовательного пространства родители занимают
существенное место, но в реальной практике они менее задействованы в
решении образовательно-воспитательных проблем своих детей.
Как
показывает
практика,
и
подтверждают
педагогические
исследования, родители признают приоритет дошкольной организации в
решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным
участвовать
в
педагогическом
процессе.
Педагоги
недооценивают
роль
семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и
воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную
связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
В
настоящее
время
перед
дошкольными
организациями
стоит
проблема повышения педагогической культуры и сознания родителей по
вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Результаты
исследований
показывают,
что
уровень
педагогической
компетентности
родителей
не
всегда
позволяет
им
занять
активную
позицию в образовательном процессе. Они пока не очень хорошо осознают
свои права и обязанности по воспитанию и развитию своих детей.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
и
опыт
работы
свидетельствуют о том, что сотрудничество с родителями ограничивается
только педагогической пропагандой, при котором семья является лишь
объектом воздействия. В результате обратная связь не устанавливается, а
возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В
настоящее
время
необходимо
формирование
нового
типа
взаимодействия
детского
сада
и
семьи,
которое
характеризуется
доверительными отношениями педагогов и специалистов с родителями,
включение
родителей
в
образовательный
процесс
как
полноправных
партнеров, развитие у них понимания и важности своей роли в жизни
ребенка.
В
этом
может
помочь
педагогическое
просвещение.
Под
педагогическим
просвещением
родителей
понимается
проце сс
информирования их знаниями об особенностях развития личности ребенка
и
способах
взаимодействия
с
ним,
построенный
в
контексте
жизнедеятельности
субъектов
взаимодействия
в
соответствии
с
ценностями культуры.
Специфика
отношений
педагога
и
родителя
при
организации
педагогического просвещения заключается в том, что, с одной стороны, оба
субъекта
являются
равноправными,
равноценными
и
автономными
партнерами во влиянии на ребенка. С другой стороны родители в данном
случае выступают в роли учеников, то есть менее компетентны в вопросах
педагогического
взаимодействия,
чем
педагог.
Соответственно,
педагог
должен помочь родителям в организации такого взаимодействия, которое
бы удовлетворяло всех.
Важно заметить, что для успешного осуществления просветительской
работы с родителями педагог сам должен не только иметь представление о
современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти
знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции
родителей.
Рефлексивные
навыки
помогают
родителям
встать
на
путь
осознанного взаимодействия с собственным ребенком.
Накопление
психолого-педагогических
знаний
родителей
должно
быть
тесно
связано
с
развитием
их
педагогического
мышления,
практических умений и навыков в области обучения и воспитания детей.
Это
обуславливает отбор
содержания,
а
также
форм
организации
педагогического
просвещения.
Главная
задача
педагогов
образовательной
организации
–
это
повышение
педагогической
компетентности
родителей.
Достичь
этого
разовыми
мероприятиями
невозможно,
необходима
целенаправленная
длительная работа.
В
этом
может
помочь
структурно-функциональная
модель
взаимодействия
образовательного
учреждения
и
семьи
по
вопросу
подготовки
ребёнка
к
обучению
в
школе.
Модель
представляет
собой
алгоритм
деятельности
образовательной
организации
в
установлении
партнерских
взаимоотношений
с
семьей.
Она
помогает
строить
взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения с
родителями
на
доверительных
отношениях,
включает
родителей
в
образовательный
процесс
как
полноправных
партнеров,
способствует
развитию у родителей понимания важности своей роли в жизни ребенка.
Данная
модель
может
являться
отправной
точкой
организации
работы
педагогического коллектива с родителями по вопросам готовности детей к
обучению в школе.
Теоретической основой для разработки структурно-функциональной
модели
взаимодействия
дошкольного
учреждения
и
семьи
на
этапе
подготовки
детей
к
обучению
в
школе
стали
научные
подходы,
представленные в работах В.П. Беспалько, Т.Н. Дороновой, И.Ф. Исаева,
В.А. Сластёнина и др.
Цель
реализации
модели:
педагогическая
и
психологическая
подготовка родителей будущих первоклассников к новому этапу в жизни
ребёнка.
Задачи:
1.
организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по
вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе;
2.
познакомить родителей с возрастной психологией ребёнка 6-7 лет и
психологией общения;
3.
обучить родителей эффективным способам общения с детьми;
4.
познакомить
родителей
с
приёмами
укрепления
и
сохранения
здоровья детей, поступающих в первый класс;
5.
формировать
доверительные
отношения
между
педагогами
образовательного учреждения и родителями с целью дальнейшего
взаимодействия.
Реализуя
комплексный
подход
к
организации
взаимодействия
образовательной организации и семьи, предложенный О.И. Давыдовой,
были предложены следующие принципы:
- принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по
всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети
оказываются не защищенными от представленных в нем определенных
источников опасности.
-
принцип
профессионализма,
заключающийся
в
оказании
квалифицированной
помощи
родителям,
в
выборе
ими
стратегии
воспитания для осуществления успешного взаимодействия с детьми.
-
принцип
в з а и м од е й с т в и я,
требующий
педагогического
сотрудничества
как
оправданной
формы
взаимосвязи
семьи
и
образовательной
организации,
налаживания
связей
и
координации
деятельности со всеми специалистами учреждения.
- принцип системности. Работа должна проводиться системно при
гибком распределении содержания материала на весь учебный год.
- принцип интеграции. Данная модель может быть реализована как
самостоятельная,
так
и
выступать
как
составная
часть
комплексной
программы
всей
образовательной
организации.
Это
зависит
от
общей
организации педагогического процесса образовательной организации.
- принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы
воспитателей и специалистов учреждения должны быть скоординированы
таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать
определенные темы.
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях
дошкольной образовательной организации и семье.
Структурно-функциональная
модель
представляет
собой
алгоритм
деятельности образовательной организации в установлении партнерских
взаимоотношений с семьей и состоит из четырёх блоков:
диагностико-
аналитического, содержательного, практического и рефлексивного.
Диагностико-аналитический
блок
предполагает
сбор
и
анализ
сведений о родителях и детях, общекультурном уровне родителей, наличии
у них педагогических и психологических знаний по подготовке ребёнка к
обучению в школе, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах,
потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Также
блок
предполагает
работу
по
выявлению
готовности
семьи
к
сотрудничеству
с
дошкольной
образовательной
организацией
по
подготовке детей к обучению в школе.
Эти
задачи
и
определяют
формы
и
методы
дальнейшей
работы
педагогов.
К
ним
относятся:
опрос,
анкетирование,
интервьюирование,
наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические
методики, используемые психологами.
Работа
с
родителями
в
рамках
этого
блока
строится
по
двум
взаимосвязанным направлениям.
Первое
направление
-
просвещение
родителей,
передача
им
необходимой информации по вопросу подготовки ребёнка к обучению в
школе
(лекции,
индивидуальное
и
подгрупповое
консультирование,
информационные
листы,
газеты,
листы-памятки,
библиотека
для
родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).
Второе
направление
-
организация
продуктивного
общения
всех
участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями,
чувствами.
В
содержательном
блоке
представлена
информация
о
тех
направлениях,
по
которым
строится
работа
с
родителями
по
вопросу
готовности
ребёнка
к
поступлению
в
школу.
Здесь
задействованы
все
специалисты образовательной организации: воспитатели, учитель-логопед,
медицинский работник. Также привлекаются учитель начальных классов и
педагог-психолог. Каждый составляет свой план мероприятий работы с
родителями.
Эти
планы
корректируются
и
объединяются
в
один
план
работы с семьёй.
Практический блок содержит информацию, направленную на решение
конкретных
задач
и
предусматривает
проведение
мероприятий,
направленных
на
решение
основных
задач
по
установлению
сотрудничества
педагогов
и
родителей
на
этапе
подготовки
детей
к
обучению в школе.
Формы
и
методы
работы,
которые
используются
медицинскими
работниками, специалистами и педагогами образовательной организации
зависят от информации, полученной в анализе ситуации в рамках первого
блока.
Организуя
работу
с
родителями,
педагоги
могут
использовать
разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме
деловой
игры,
круглого
стола,
диспута,
клуба
по
интересам,
познавательные игротеки, библиотеки, устные педагогические журналы.
С
целью
эффективного
решения
всех
этих
задач
в
модель
взаимодействия
образовательной
организации
с
семьей
введён
рефлексивный блок. Для определения эффективности усилий, затраченных
на взаимодействие педагогов с родителями, можно использовать опрос,
книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы,
применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не
менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика,
собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п.
могут
быть
использованы
для
отслеживания
и
оценки
отсроченного
результата.
В результате этой работы родители должны научиться:
- применять полученные знания по воспитанию и развитию своих
детей на практике в повседневной жизни,
- правильно общаться со своими детьми,
- стремиться к пониманию своих детей,
- анализировать свои достижения и ошибки,
-осознанно
относиться
к
воспитательной
деятельности
и
прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий,
- создавать обстановку доверия и равноправного сотрудничества с
педагогами образовательной организации,
- координировать свои действия на основе взаимного содействия и
согласованности с педагогами образовательной организации.
Работа
с
моделью
позволит
структурировать
деятельность
педагогического коллектива, которая будет строиться на доверительных
отношениях
педагогов
и
специалистов
образовательной
организации
с
родителями, позволит включить родителей в образовательный процесс как
полноправных партнеров, а также способствует развитию у них понимания
важности своей роли в жизни ребенка.
Атмосфера
взаимопонимания
между
воспитателями,
учителем
начальных
классов,
специалистами
организации
и
родителями
воспитанников
создаст
оптимальные
условия
для
успешного
педагогического просвещения родителей. От качества этой работы зависит
уровень знаний родителей, а так же психологическая готовность родителей
к поступлению ребёнка в первый класс.
Список литературы
1.
Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от
17.06.2003 года.// Управление ДОУ. – 2005. - № 4. – С. 56-69.
2.
Постановление Правительства РФ «О Концепции модернизации российского
образования за период до 2010 года», 2001.
3.
Письмо
Министерства
образования
РФ
от
09.08.2000
№237/23-16
«О
построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной
школы».
4.
Письмо
министерства
образования
РФ
от
22.07.02
№
3051-547/16
«Об
организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях».
5.
Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое
пособие. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. - 224 с. ISBN 5-77
6.
Виноградова
Н.Ф.
Современные
подходы
к
реализации
преемственности
между дошкольным и начальным звеном системы образования.// Начальная школа. –
2008. - № 2. – С. 23-28.
7.
Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения и родителей./ [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] – М.:
Просвещение, 2005. – 191 с.
8.
Гумен О.И., Котанова И.А. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников. // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 10 - С.88-94.
9.
Даваа
К.Д.,
Лопарёва
А.С.,
Салчак
Б.В.
Программа
«Школа
родителей
будущих первоклассников». // Управление школой. – 2006. - № 2. – С. 75-77.
10.
Давыдолва
О.И.,
Богославец
Л.Г.
Работа
педагога
с
родителями
детей
подготовительной к школе группы. // Управление ДОУ. - 2008. - № 3. - С. 74-81.
11.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском
саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
12. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьёй. // Управление ДОУ. - 2002.
- № 4. - С. 18-28.
13.
Данилина
Т.
Современные
проблемы
взаимодействия
дошкольного
образовательного учреждения с семьёй. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1. – С.
41-48.
14. Лыжина Е.И., Вахрамеева Т.В. Психологическое просвещение родителей.
(«На
пути
к
сотрудничеству»
/
информационно-методические
материалы
для
организации работы с семьёй/). – Архангельск, 2002. – 138 с.
15. Монина
Г.Б.,
Панасюк
Е.В.
Предшкольный
бум,
или
что
нужно
знать
родителям будущих первоклассников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с. .
16. Программы родительского всеобуча. – М.::ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с
17. Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребёнка в первый класс? //
Управление ДОУ. - 2005. - № 4. - С. 104-112.
18. Рыманчук В.Б. Образование родителей в ДОУ. // Управление ДОУ. - 2008. - №
3. - С. 29-38.