Напоминание

Методика преподавания. Современные методы и приёмы преподавания технологии через призму основных звеньев (этапов) комбинированного урока.


Автор: Павловская Анна Юрьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ г Керчь РК
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: доклад
Тема: Методика преподавания. Современные методы и приёмы преподавания технологии через призму основных звеньев (этапов) комбинированного урока.
Раздел: среднее образование





Назад




“Применение на уроках технического труда универсальных

учебных действий в 7 классах”

Павловская Анна Юрьевна

учитель технологии

МБОУ г. Керчи РК “Школа № 4 им. А. С. Пушкина”

Предмет

«Технология»

особенный.

Он

не

только

формирует

у

детей

политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями

обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им

возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную

роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через

формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой

образовательного и воспитательного процесса. Именно на уроках технологии, учащиеся

выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические

расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические

этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по

многим другим предметам. Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует

знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в

конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

ФГОС требует развивать коммуникационные компетентности. Групповая работа –

одна из главных форм для их формирования. На уроках технологии, обучающиеся

привыкают работать в коллективе. На первом занятии происходит ознакомление ребят с

предметом, с правилами работы и ТБ. Класс делится на бригады, бригадира ребята выбирают

самостоятельно. Каждый урок назначается дежурный, на уроке должны соблюдаться правила

ТБ, порядок на рабочем месте, бережное отношение к оборудованию. Такая направленность

работы в будущем отразится па профессиональной деятельности.

Бригадная форма учит работать в коллективе, развивает у учащихся такие качества,

как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или

отстоять свою, учит толерантности, приближает ребят к реальным условиям труда.

Изготавливая изделия из различных конструкционных материалов (древесина, металл

и

искусственные

материалы.),

ребята

учатся

выполнять

определённые

этапы

и

технологические операции в работе (разметка, выпиливание, строгание, сверление, правка,

сборка, отделка и др.), сравнивать и делать вывод о том,

что технологии изготовления

изделий схожи. В дальнейшем каждый обучающийся может разработать технологию

изготовления любого изделия из любого материала или даже какой-то технологический

процесс.

Так, выполняя разметку деталей изделия из любого конструкционного материала,

ребята учатся быть экономными, – а разве это не пригодится в жизни? Иногда принесённого

материала для работы не хватает и учащимся приходится быстро сориентироваться и

изменить конструкцию своего изделия.

Кроме того, осваивая базовые приёмы обработки конструкционных материалов,

ребята могут дома забить гвоздь, выполнить мелкие ремонтные работы, закрепить настенные

предметы, подтянуть петли у шкафа.

Особое внимание при работе я уделяю разработке графической документации.

Умения в этой области нужны мальчикам, т. к. чертёж – это язык техники. И наверняка, у

многих ребят будущая работа будет связана с техникой. Умение строить чертежи

необходимо при выполнении проектной работы, при разработке конструкции своего изделия.

Умение конструировать и моделировать, важны для человека не только в будущей

профессии, но они так же развивают пространственное воображения. Так же можно

упомянуть, что эти конструкторские умения пригодятся на уроках черчения, физики и

математики.

Другой пример. Очень часто принесённого материала не хватает для изготовления

изделия – как быть в такой ситуации? А можно, применив масштаб, уменьшить размеры

деталей изделия и тогда материала хватит. Полученные знания применили при изготовлении

конкретного изделия. На передний план здесь выдвигается творческое применение

конструкторских знаний на практике.

Культура и эстетика труда. Хотелось бы обратить внимание на такую тему, как

«Отделка изделий из различных конструкционных материалов». Отделка – это одна из

технологических операций, от её выполнения зависит внешний вид изделия. Применяя

различные варианты отделки, получаются совершенно непохожие друг на друга изделия; у

ребят всегда есть выбор. Многие пятиклассники поначалу пренебрегают отделочными

операциями, в погоне за количеством поделок, но потом понимают, что некрасивую вещь

никому не подаришь, и мало кто будет восхищаться такой работой (ну и что, что делал сам?).

И уже через какое

то время ребёнок понимает, что зря потрачены силы, материал, что

необходимо более серьёзно подходить к своей работе, чтобы доделать изделие. Следует

отметить, что доводить начатое дело до конца – это важно для каждого человека.

Умение ставить цели. Цель современного школьного образования – научить ученика

самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и

оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно

важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных

материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в

изготовлении изделий из различного материала.

При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки

зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему

своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся

наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем

реализовывать свои жизненные планы.

Важную роль в создании личностно-ориентированной образовательной среды играет

метод проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников

основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися

способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их

обработки.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации

учителя. Тематика проектов разнообразна, список тем представлен в кабинете, на стенде. Я

стараюсь дать открытую формулировку темы проекта, чтобы ребята смогли выбрать

проектируемое изделие в соответствии со своими возможностями, интересами. Конечно,

степень сложности проектируемого изделия возрастает от класса к классу. Например,

обучающиеся 5-ых классов в качестве проектируемого изделия выбирают работу, которая

выполняется по шаблону. В 6 классе используют готовый чертёж деталей изделия. Начиная с

7-го класса, сами разрабатывают чертёж проектируемого изделия. Выбирая темы проектов,

рекомендую детям обратить внимание на функциональность изделия, его эстетичный вид.

Особое внимание уделяю исследованиям в проектах, степени их сложности. Проведение

исследований подталкивают детей к приобретению новых знаний и практически умений.

Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства. Изучение

домашней экономики помогает понять основные экономические характеристики технологий

и трудовой деятельности, базовых понятий маркетинга, менеджмента, предпринимательской

деятельности;

овладение

основами

планирования

семейного

бюджета,

правила

рационального поведения на рынке товаров и услуг. При изучении данного раздела

программы часто сталкиваюсь с тем, что большинство ребят не причастны к ведению своего

домашнего хозяйства, не имеют постоянных обязанностей в семье, а вести домашнее

хозяйство – «ума не надо». Получив определённый багаж знаний, ребята смогут управлять

экономической жизнью семьи, вести учёт доходов и расходов, уметь делать правильный

выбор при покупке вещей, смогут определить подлинность товара, смогут защитить свои

права, как покупателя, рационально вести домашнее хозяйство.

Главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звезды, маленькие и большие,

близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию

полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача – помочь ученикам в этом.



В раздел образования