Автор: Павловская Анна Юрьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ г Керчь РК
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: доклад
Тема: Методика преподавания. Современные методы и приёмы преподавания технологии через призму основных звеньев (этапов) комбинированного урока.
Раздел: среднее образование
“Применение на уроках технического труда универсальных
учебных действий в 7 классах”
Павловская Анна Юрьевна
учитель технологии
МБОУ г. Керчи РК “Школа № 4 им. А. С. Пушкина”
Предмет
«Технология»
–
особенный.
Он
не
только
формирует
у
детей
политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями
обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им
возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную
роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через
формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой
образовательного и воспитательного процесса. Именно на уроках технологии, учащиеся
выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические
расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические
этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по
многим другим предметам. Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует
знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в
конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.
ФГОС требует развивать коммуникационные компетентности. Групповая работа –
одна из главных форм для их формирования. На уроках технологии, обучающиеся
привыкают работать в коллективе. На первом занятии происходит ознакомление ребят с
предметом, с правилами работы и ТБ. Класс делится на бригады, бригадира ребята выбирают
самостоятельно. Каждый урок назначается дежурный, на уроке должны соблюдаться правила
ТБ, порядок на рабочем месте, бережное отношение к оборудованию. Такая направленность
работы в будущем отразится па профессиональной деятельности.
Бригадная форма учит работать в коллективе, развивает у учащихся такие качества,
как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или
отстоять свою, учит толерантности, приближает ребят к реальным условиям труда.
Изготавливая изделия из различных конструкционных материалов (древесина, металл
и
искусственные
материалы.),
ребята
учатся
выполнять
определённые
этапы
и
технологические операции в работе (разметка, выпиливание, строгание, сверление, правка,
сборка, отделка и др.), сравнивать и делать вывод о том,
что технологии изготовления
изделий схожи. В дальнейшем каждый обучающийся может разработать технологию
изготовления любого изделия из любого материала или даже какой-то технологический
процесс.
Так, выполняя разметку деталей изделия из любого конструкционного материала,
ребята учатся быть экономными, – а разве это не пригодится в жизни? Иногда принесённого
материала для работы не хватает и учащимся приходится быстро сориентироваться и
изменить конструкцию своего изделия.
Кроме того, осваивая базовые приёмы обработки конструкционных материалов,
ребята могут дома забить гвоздь, выполнить мелкие ремонтные работы, закрепить настенные
предметы, подтянуть петли у шкафа.
Особое внимание при работе я уделяю разработке графической документации.
Умения в этой области нужны мальчикам, т. к. чертёж – это язык техники. И наверняка, у
многих ребят будущая работа будет связана с техникой. Умение строить чертежи
необходимо при выполнении проектной работы, при разработке конструкции своего изделия.
Умение конструировать и моделировать, важны для человека не только в будущей
профессии, но они так же развивают пространственное воображения. Так же можно
упомянуть, что эти конструкторские умения пригодятся на уроках черчения, физики и
математики.
Другой пример. Очень часто принесённого материала не хватает для изготовления
изделия – как быть в такой ситуации? А можно, применив масштаб, уменьшить размеры
деталей изделия и тогда материала хватит. Полученные знания применили при изготовлении
конкретного изделия. На передний план здесь выдвигается творческое применение
конструкторских знаний на практике.
Культура и эстетика труда. Хотелось бы обратить внимание на такую тему, как
«Отделка изделий из различных конструкционных материалов». Отделка – это одна из
технологических операций, от её выполнения зависит внешний вид изделия. Применяя
различные варианты отделки, получаются совершенно непохожие друг на друга изделия; у
ребят всегда есть выбор. Многие пятиклассники поначалу пренебрегают отделочными
операциями, в погоне за количеством поделок, но потом понимают, что некрасивую вещь
никому не подаришь, и мало кто будет восхищаться такой работой (ну и что, что делал сам?).
И уже через какое
то время ребёнок понимает, что зря потрачены силы, материал, что
‐
необходимо более серьёзно подходить к своей работе, чтобы доделать изделие. Следует
отметить, что доводить начатое дело до конца – это важно для каждого человека.
Умение ставить цели. Цель современного школьного образования – научить ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно
важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных
материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в
изготовлении изделий из различного материала.
При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки
зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему
своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся
наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем
реализовывать свои жизненные планы.
Важную роль в создании личностно-ориентированной образовательной среды играет
метод проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников
основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися
способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их
обработки.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации
учителя. Тематика проектов разнообразна, список тем представлен в кабинете, на стенде. Я
стараюсь дать открытую формулировку темы проекта, чтобы ребята смогли выбрать
проектируемое изделие в соответствии со своими возможностями, интересами. Конечно,
степень сложности проектируемого изделия возрастает от класса к классу. Например,
обучающиеся 5-ых классов в качестве проектируемого изделия выбирают работу, которая
выполняется по шаблону. В 6 классе используют готовый чертёж деталей изделия. Начиная с
7-го класса, сами разрабатывают чертёж проектируемого изделия. Выбирая темы проектов,
рекомендую детям обратить внимание на функциональность изделия, его эстетичный вид.
Особое внимание уделяю исследованиям в проектах, степени их сложности. Проведение
исследований подталкивают детей к приобретению новых знаний и практически умений.
Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства. Изучение
домашней экономики помогает понять основные экономические характеристики технологий
и трудовой деятельности, базовых понятий маркетинга, менеджмента, предпринимательской
деятельности;
овладение
основами
планирования
семейного
бюджета,
правила
рационального поведения на рынке товаров и услуг. При изучении данного раздела
программы часто сталкиваюсь с тем, что большинство ребят не причастны к ведению своего
домашнего хозяйства, не имеют постоянных обязанностей в семье, а вести домашнее
хозяйство – «ума не надо». Получив определённый багаж знаний, ребята смогут управлять
экономической жизнью семьи, вести учёт доходов и расходов, уметь делать правильный
выбор при покупке вещей, смогут определить подлинность товара, смогут защитить свои
права, как покупателя, рационально вести домашнее хозяйство.
Главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звезды, маленькие и большие,
близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию
полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача – помочь ученикам в этом.