Напоминание

«Игровые технологии на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»


Автор: Баровая Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: «Игровые технологии на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




Использование игровых технологий на уроках музыки в условиях реализации

ФГОС.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это, огромное

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком.

На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом

музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.

Урок музыки – это, урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто

качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-

исторической уникальностью.

Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь,

воображение, активность ребенка.

Творчество- это, процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта.

Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или

танец. И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность,

заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы

работы, прежде всего игровые.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется

беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей

максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра – путь поиска

ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во

Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.

Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие

возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в

решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы

учащихся на уроке.

Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие

устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету музыка. Игровые методы

способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их

кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют

память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и

способствуют воспитанию гармоничной личности.

Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые

наиболее часто использую на уроках.

1. Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача

заключается в формировании и развитии певческих навыков.

В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения,

звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и

певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения,

игровой показ песни.

А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы

передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.

В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок,

мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои

варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.

2. Остановлюсь ещё на одном из видов вокальных игр – ритмодекламации.

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального,

поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации:

каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением

исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями,

т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-

разному.

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка

неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им

будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов

(хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии,

может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить

ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания

голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и

выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном

материале.

3. Музыкально- дидактические игры- это игры с готовыми правилами. Как правило, они

требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное –

знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта

дидактическая цель.

Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение,

пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не

объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в

глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с

музыкой. Пластическое интонирование- один из игровых приёмов на уроках музыки. Это

познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из

пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя

активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и

возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не

разрушив процесса слушания.

Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на

инструменте, в то же время "играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр.

Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-

образный смысл музыки. Особенно интересен метод под названием «Зеркало» - «Мои

руки – это зеркала, в которых отражается музыка». Я своими руками начинаю

рассказывать без слов детям о музыке. Ребята начинают повторять за мной, причём с

удовольствием работают все, воплощая звучащую музыку в жестах.

К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование»,

который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети

представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки

«рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.

4. Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках -Инструментальное

музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных

ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности,

инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью,

импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети

сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие

между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять

русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество

музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и

самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже

постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и

через игру учатся передавать его.

5. Следующий вид игровой деятельности - это интеллектуальные игры – игры-

упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на

соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их

подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а

значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где?

Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра»

«В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о

музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных

эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и

исполнению.

Игры- путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры

применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ

музыкальной грамоты.

6. Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную

активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор», «Я- сочинитель». Это

игры на знание средств музыкальной выразительности. -Для развития у учащихся

целостного восприятия музыкального произведения я использую ролевую игру

«Художники — декораторы».

В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального,

программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В

старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-

программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому

концерту.

Следующий творческий прием - Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок

считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание

нарисовать словесный портрет героя музыкального произведения.

Или другой вариант- через прослушивание одного или ряда произведений одного из

композиторов рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но

который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

Назову ещё несколько игровых приёмов, развивающих творческие способности детей и

способствующих развитию мышления - «Найди пропущенное слово» и, наоборот, «найди

ненужное слово». Эти задания ребята выполняют как устно, так и письменно.

«Логические цепочки» и «Ассоциативные сети». Эти игры я использую начиная с 5

класса. Ребята учатся совершать логический переход от одного понятия к другому в три-

четыре промежуточных слова (например: в 7 классе в теме «Что значит современность в

музыке» нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова

«современность» к слову «музыка»- ( современность — жизнь; жизнь — красота; красота

— музыка).Учатся узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг

предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же

прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие

творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые

методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить

собственные смысловые и ценностные ориентации.

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего

человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху

использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их

использованием.

Баровая Светлана Владимировна – учитель первой квалификационной

категории.

За время работы зарекомендовала себя как хороший учитель, владеющий

методикой преподавания музыки. Эмоционально живое, творческое

отношение к работе позволяет учителю создать на каждом уроке особую

художественную атмосферу, на основе которой решаются нравственные и

эстетические задачи воспитания школьников. Учитывая возрастные

особенности, потенциальные возможности каждого ученика, Светлана

Владимировна находит и реализует на уроках множество приемов, которые

дают школьникам ощущение самостоятельности и творческого участия в

познании мира музыки. На уроках ребенок становится то композитором, то

музыкантом – исполнителем, то слушателем, то танцором, то режиссером –

постановщиком, то дирижером, то художником – декоратором. Также

способствует общему творческому развитию личности, что в свою очередь

воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует

память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

На уроках, Светлана Владимировна старается вводить в сознание детей

музыку, как необходимую часть жизни. И частью жизни ее ребят стал хор

“Детство”, которым она руководит вот уже 10 лет. В хоре дети не только

разучивают новые произведения, но и ведется серьезная работа в области

освоения вокала, расширение навыков многоголосного пения,

совершенствование исполнительской культуры, что позволило создать

коллектив увлеченных, влюбленных в музыку детей.

Хор “Детство”, ансамбль “Виктория”, трио “Созвездие”, солисты не

однократно становились победителями районных, городских,

республиканских конкурсов.

И пусть жизнь большинства её учеников не будет связана с музыкой, но

Светлана Владимировна верит, что в их душах всегда будет звучать

настоящая музыка, от которой так хочется жить!



В раздел образования