Автор: Баровая Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: «Игровые технологии на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование
Использование игровых технологий на уроках музыки в условиях реализации
ФГОС.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это, огромное
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений
об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.П.Сухомлинский.
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком.
На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом
музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Урок музыки – это, урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-
исторической уникальностью.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь,
воображение, активность ребенка.
Творчество- это, процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта.
Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или
танец. И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность,
заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы
работы, прежде всего игровые.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется
беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей
максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра – путь поиска
ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во
Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие
возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в
решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы
учащихся на уроке.
Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие
устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету музыка. Игровые методы
способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их
кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют
память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и
способствуют воспитанию гармоничной личности.
Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые
наиболее часто использую на уроках.
1. Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача
заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения,
звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и
певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения,
игровой показ песни.
А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы
передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.
В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок,
мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои
варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
2. Остановлюсь ещё на одном из видов вокальных игр – ритмодекламации.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального,
поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации:
каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением
исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями,
т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-
разному.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка
неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им
будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов
(хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии,
может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить
ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания
голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и
выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном
материале.
3. Музыкально- дидактические игры- это игры с готовыми правилами. Как правило, они
требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное –
знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта
дидактическая цель.
Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение,
пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не
объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в
глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с
музыкой. Пластическое интонирование- один из игровых приёмов на уроках музыки. Это
познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из
пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя
активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и
возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не
разрушив процесса слушания.
Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на
инструменте, в то же время "играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр.
Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-
образный смысл музыки. Особенно интересен метод под названием «Зеркало» - «Мои
руки – это зеркала, в которых отражается музыка». Я своими руками начинаю
рассказывать без слов детям о музыке. Ребята начинают повторять за мной, причём с
удовольствием работают все, воплощая звучащую музыку в жестах.
К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование»,
который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети
представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки
«рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
4. Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках -Инструментальное
музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных
ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности,
инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью,
импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети
сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие
между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять
русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество
музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и
самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже
постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и
через игру учатся передавать его.
5. Следующий вид игровой деятельности - это интеллектуальные игры – игры-
упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на
соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их
подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а
значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где?
Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра»
«В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о
музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных
эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и
исполнению.
Игры- путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры
применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ
музыкальной грамоты.
6. Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную
активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор», «Я- сочинитель». Это
игры на знание средств музыкальной выразительности. -Для развития у учащихся
целостного восприятия музыкального произведения я использую ролевую игру
«Художники — декораторы».
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального,
программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В
старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-
программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому
концерту.
Следующий творческий прием - Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок
считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание
нарисовать словесный портрет героя музыкального произведения.
Или другой вариант- через прослушивание одного или ряда произведений одного из
композиторов рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но
который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.
Назову ещё несколько игровых приёмов, развивающих творческие способности детей и
способствующих развитию мышления - «Найди пропущенное слово» и, наоборот, «найди
ненужное слово». Эти задания ребята выполняют как устно, так и письменно.
«Логические цепочки» и «Ассоциативные сети». Эти игры я использую начиная с 5
класса. Ребята учатся совершать логический переход от одного понятия к другому в три-
четыре промежуточных слова (например: в 7 классе в теме «Что значит современность в
музыке» нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова
«современность» к слову «музыка»- ( современность — жизнь; жизнь — красота; красота
— музыка).Учатся узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг
предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же
прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие
творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые
методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить
собственные смысловые и ценностные ориентации.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего
человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху
использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их
использованием.
Баровая Светлана Владимировна – учитель первой квалификационной
категории.
За время работы зарекомендовала себя как хороший учитель, владеющий
методикой преподавания музыки. Эмоционально живое, творческое
отношение к работе позволяет учителю создать на каждом уроке особую
художественную атмосферу, на основе которой решаются нравственные и
эстетические задачи воспитания школьников. Учитывая возрастные
особенности, потенциальные возможности каждого ученика, Светлана
Владимировна находит и реализует на уроках множество приемов, которые
дают школьникам ощущение самостоятельности и творческого участия в
познании мира музыки. На уроках ребенок становится то композитором, то
музыкантом – исполнителем, то слушателем, то танцором, то режиссером –
постановщиком, то дирижером, то художником – декоратором. Также
способствует общему творческому развитию личности, что в свою очередь
воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует
память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
На уроках, Светлана Владимировна старается вводить в сознание детей
музыку, как необходимую часть жизни. И частью жизни ее ребят стал хор
“Детство”, которым она руководит вот уже 10 лет. В хоре дети не только
разучивают новые произведения, но и ведется серьезная работа в области
освоения вокала, расширение навыков многоголосного пения,
совершенствование исполнительской культуры, что позволило создать
коллектив увлеченных, влюбленных в музыку детей.
Хор “Детство”, ансамбль “Виктория”, трио “Созвездие”, солисты не
однократно становились победителями районных, городских,
республиканских конкурсов.
И пусть жизнь большинства её учеников не будет связана с музыкой, но
Светлана Владимировна верит, что в их душах всегда будет звучать
настоящая музыка, от которой так хочется жить!