Автор: Тухватуллина Ризида Робертовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДС №41 "Росинка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: "НАШ ДЕТСКИЙ САД"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 41 «Росинка»
Интегрированное занятие
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
на тему: «Наш детский сад»
Конспект занятия составлен
учителем-логопедом Р.Р. Тухватуллиной
г. Нижневартовск
Пояснительная записка.
Целью
интегрированного
коррекционно-игрового
занятия
является:
уточнение,
расширение и систематизация знаний об окружающей действительности.
Занятия данного цикла способствуют активизации интеллектуальной и речевой
деятельности детей, развитию психических процессов: памяти, воображения, внимания,
восприятия. В процессе занятия у детей есть возможность анализировать, сравнивать
различные объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, формируется
умение
делать
выводы
и
умозаключения
непосредственно
в
процессе
предметно-
практической
и
игровой
деятельности,
развиваются
наблюдательность,
формируются
двигательные навыки (общая и мелкая моторика).
Цель занятия:
закрепить
знания
детей
о
детском
саде,
о
профессиях
людей,
работающих в детском саду; развивать умение использовать свои знания в предметно-
практической деятельности.
Планирование
интегрированных
коррекционно-игровых
занятий
и
взаимодействие специалистов.
Интегрированное
коррекционно-игровое
занятие
является
заключительным
или
итоговым по конкретной лексической теме.
Структура интегрированного коррекционно-игрового занятия.
Данный
вид
занятий
предполагает большую
предварительную
работу.
Планирование этой части должно осуществляться всеми специалистами и педагогами
ДОУ, работающими на данной группе.
Любая совместная деятельность с детьми должна носить занимательный характер,
вызывать радость от взаимодействия.
Содержание
интегрированного
коррекционно-игрового
занятия
опирается
на
знания
и
умения
детей,
которыми
они
овладели
в
ходе
предварительной
работы
воспитателей группы и профильных специалистов ДОУ.
Общая структура занятия соответствует структуре любого коррекционного занятия.
Она
состоит
из
организационной,
основной
и
заключительной
частей
и
носит
комплексный характер, т.к. включает в себя содержание разделов по развитию речи,
музыкальной, изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности.
Организационная
часть
–
введению
в
тему
занятия.
На
этом
этапе
педагог
организует детей, концентрирует их внимание.
Основная часть занятия состоит из игр и беседы, которые объединены общим
сюжетом, который помогает создать ситуацию, развивает интерес и вызывает желание
принимать активное участие в выполнении разнообразных заданий.
В
дошкольном
возрасте
ведущим
видом
деятельности
является
игра,
поэтому
решение поставленных учебных задач происходит в процессе различных видов игр:
- речевые игры, способствующие развитию речи;
- игры, направленные на активизацию познавательных способностей детей и развитие
психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия) ;
- музыкальные игры, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения,
развитию чувства ритма, воспитанию навыков поведения;
- игры на развитие эмоционально-волевой сферы и театрализованные игры.
Рациональное использование мультимедийного оборудования повышает интерес
детей, позволяет оптимизировать учебный процесс.
Данная
форма
занятий
будет
интересна
и
полезна,
как форма
работы
с
родителями.
Интегрированное занятие
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
на тему: «Наш детский сад»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о детском саде, о профессиях людей,
работающих в детском саду; развивать умение использовать свои знания в предметно-
практической деятельности.
Задачи:
1.
Уточнить и закрепить знания детей о детском саде и о труде взрослых в
детском саду: профессии работников детского сада (кто работает в детском
саду);
имена,
отчества
сотрудников
ДОУ
(заведующего,
воспитателей,
психолога,
дефектолога,
музыкального
руководителя,
инструктора
по
плаванию,
вахтера,
повара,
дворника).
Воспитывать
уважение
к
людям
разных профессий, работающих в детском саду.
2.
Развивать психические процессы (зрительную память, слуховое внимание,
мышление,
восприятие,
воображение);
связную
речь
(поупражнять
в
составлении предложений с опорой на схемы и сюжетные картины); мелкую
моторику рук, общую моторику; умение ориентироваться в пространстве.
3.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство партнёрства;
умение
по
мимике
определять
настроение
человека.
Формировать
положительную мотивацию.
Демонстрационный и раздаточный материал, оборудование:
серия картин «Наш детский сад»;
куб – схема;
парные пиктограммы «Эмоции»; игрушка;
воздушные шары;
три конверта – схемы;
ТСО (музыкальный центр, мультимедийное оборудование);
компьютерная презентация – фото группы; игры «4-ий лишний»; «Угадайка»;
мольберты, магниты;
клавесы по 2 шт. на каждого ребенка;
солёное тесто разных цветов и оборудование для лепки (стеки, салфетки и др.);
разрезные предметные картинки с изображением инструментов (молоток, пила,
шприц, половник, градусник, лопата).
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Сейчас по очереди,
каждый из вас сделает шаг вперёд, улыбнётся и назовёт своё имя и фамилию.
2. Основная часть занятия.
- А вот о чём мы сегодня будем говорить на занятии, вы скажете сами в конце занятия,
будьте внимательны.
Обратить внимание на воздушные шары.
- Ребята, посмотрите, что это? (Это воздушные шары).
- Ой, да они необычные, на них висят конверты.
- Это шары – почтальоны.
- Давайте спросим у волшебного куба, кто прислал нам эти шары?
Взять схему-куб.
Показать детям каждую сторону куба-схемы.
Дети рассматривают куб
Примерные ответы детей.
- Это человек.
- Это сказочный герой.
- Он не худой, а толстый.
- Очень любит сладости.
- Это не грустный человек, а очень весёлый.
- Он умеет летать.
- Это Карлсон прислал нам эти шары.
-Да, это Карлсон. Он, наверное, хочет прилететь к нам в гости, не знает, как найти наш
детский сад, ведь в городе много детских садов. Давайте поможем ему в этом. Расскажите,
как выглядит наш детский сад и где он находится.
Примерные ответы детей.
- Здание детского сада серого цвета.
- В нём три этажа, значит он трёхэтажный.
- У центрального входа висит табличка, на которой написано название детского сада
«Соловушка».
- Наш детский сад находится на улице Дружбы Народов, дом 14 «а».
- Вы всё правильно сказали, теперь Карлсон легко найдет наш детский сад и прилетит к
нам в гости.
- Ребята, а хотите узнать, о чём спрашивает нас Карлсон?
Взять первый конверт. На обороте конверта схема.
- Ребята, как вы думаете, что находится в конверте? (Письмо).
- Здесь вопрос. Карлсон спрашивает, что такое детский сад? Почему он называется
«детский»?
Поставить конверт на мольберт так, чтобы была видна схема.
Примерные ответы детей.
- Детский сад – это сад, куда ходят дети.
- В детском саду воспитываются дети.
Взять второй конверт.
- Здесь тоже вопрос: что делают дети в детском саду?
- Мы сейчас с вами посетим картинную выставку и ответим Карлсону на этот вопрос.
Просмотр сюжетных картин.
- Ребята, начните свой ответ словами: «Мы в детском саду…».
Примерные ответы детей.
- Мы в детском саду играем в разные игры.
- Мы в детском саду дежурим.
- Мы в детском саду гуляем на улице.
- Мы в детском саду ставим спектакли.
- Мы в детском саду ухаживаем за цветами, дежурим в живом уголке.
- Молодцы, очень хорошо рассказали, чем вы занимаетесь в детском саду.
- У нас остался последний конверт.
Взять последний конверт.
- Здесь вопрос: кто работает в детском саду?
- Внимание! Посмотрите на экран. Здесь изображены люди разных профессий, которые
работают в детском саду.
На экране игра «4-й лишний».
Дети называют профессии людей,
работающих в детском саду,
но среди них есть одна лишняя
картинка (пожарный, милиционер).
Дети объясняют, почему эти картинки лишние.
- А теперь посмотрите, кто изображён на этих фотографиях, расскажите об этих людях,
назовите их профессии. Кем они работают и чем занимаются в нашем детском саду?
Примерные ответы детей.
- Это Лилия Исмагиловна, она – заведующий нашим детским садом. Она принимает
детей в детский сад, руководит детским садом.
- Это Регина Ионовна. Она – инструктор по плаванию, учит нас плавать, нырять.
- А это наш повар – Зинаида Ивановна, готовит нам еду, каши, варит вкусные супы,
компоты.
- А это фотография Веры Ивановны. Она работает вахтёром, следит за порядком,
отвечает на телефонные звонки; следит, чтобы к нам в детский сад не прошли чужие
люди.
- Ну что же, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, кто к нам сейчас
придёт.
Мы с ней играем,
И своё настроение изучаем,
Учимся расслабляться,
И в сухом бассейне купаться.
- Это психолог. А зовут её Мария Александровна.
Приходит психолог и проводит две игры.
- «Собери эмоции»
- «У меня хорошее настроение, когда…»
- Молодцы, ребята. А теперь отгадайте, о ком эта загадка?
Она играет нам по нотам
И с ней нам очень интересно.
Танцуем, песни с ней поём
И с нетерпением её занятий ждём!
- Это Валентина Николаевна, наш музыкальный руководитель
- Правильно.
Приходит музыкальный руководитель,
Проводит игру с клавесами и музыкальную паузу.
- Спасибо вам, Валентина Николаевна.
- А вам нравится ходить в театр?
- Сейчас наши артисты покажут для вас и наших гостей небольшую сценку, которая
называется «Про нос и язык».
- Дорогие зрители, присаживайтесь, а вы, артисты, готовьтесь.
«Артисты» готовятся к сценке.
- Платком накрываю, детей в артистов превращаю.
Сценка по рассказу Е.Пермяка «Про нос и язык».
«У Кати было два глаза, два уха, две ноги и две руки, а язык один и нос тоже один.
- Скажи, бабушка – просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос
тоже один?
- А это потому, милая внучка, - отвечает бабушка, чтобы ты больше видела больше
слышала, больше ходила, больше делала и меньше болтала и нос свой курносый куда не
надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает по одному. Ясно?!»
- Спасибо. Платком накрываю, артистов в детей превращаю!
- Ребята, надеюсь, когда вы пойдёте в школу - не будете, как Катя болтать и вертеться, а
будете внимательно слушать учителя и хорошо учиться.
- Ребята, вы слышали шум мотора? Это Карлсон прилетал, он смотрел вместе с нами
сценку.
- А сейчас отгадайте, о ком я подумала?
Она нас учит различать цвета.
Предметов форму верно называть,
Определять величину,
И память нашу помогает развивать.
Она нас учит звуки произносить,
И эти звуки в слоги собирать.
Ещё нас учит красиво говорить.
- Это дефектолог, Ризида Робертовна.
- Правильно, эта загадка про меня.
Обратить внимание на конверты.
- В награду я приготовила для вас игру-задание, возьмите конверты, в них лежат разрезные
картинки. Соберите их и назовите, что у вас получилось.
Дети садятся за столы, собирают картинки.
Взрослые помогают им.
- Что у тебя получилось? (Дети называют то, что у них получилось.)
- Кому нужны эти инструменты в работе? (Дети называют, кому это пригодится в
работе.)
- Молодцы. А теперь отгадайте загадку:
Встрече с ней мы радуемся по утрам.
Она всегда поймёт, поможет нам
Игре научит новой,
Прочтёт рассказ весёлый,
О всех успехах наших твёрдо знает,
А вечером с улыбкой провожает.
- Это наши воспитатели – Земфира Гафаровна и Светлана Кузьминична.
Приходит воспитатель.
Обращает внимание детей на то,
Что на столах лежит солёное тесто, и они будут лепить.
Включить музыку.
Дети лепят из соленого теста то,
Что изображено на картинках.
- Молодцы, ребята, а теперь покажите гостям, что у вас получилось.
- Давайте подарим эти поделки Карлсону.
3. Итог занятия
- Итак, ребята, о чём и о ком мы говорили на сегодняшнем занятии?
-
Мы
говорили
о
детском
саде,
о
том,
что
это
сад
для
детей,
в
детском
саду
воспитываются дети; о людях, которые здесь работают. Они заботятся о детях. Если
сын или дочка в детском саду, мамы и папы спокойно трудятся каждый на своей работе
и приносят пользу нашей стране каждый на своём месте.
- Ребята, как вы думаете, Карлсон понял, что такое детский сад?
Проводится игра «Эстафета дружбы».
- А сейчас возьмёмся за руки, сделаем круг, Я передаю вам свою дружбу, и она идёт
от меня к каждому из вас и, наконец, снова возвращается ко мне. Я почувствовала, что
дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы в наш круг.
Пусть дружба всегда будет с нами. До свидания.