Напоминание

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».


Автор: Вяткина Ольга Ивановна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Новый Васюган, Каргасокского района, Томской области
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нововасюганский д/с № 23»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Подготовила:

Старший воспитатель

Вяткина О.И.

с.Новый Васюган

2020 г.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду –

актуальная

проблема

современного

дошкольного

воспитания.

Компьютерные

технологии вошли

в систему дошкольного образования как один из эффективных

способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению,

воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет

развиваться

в

духе

современности,

дает

возможность

качественно

обновить

воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном

образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким

распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов,

сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью

процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового

поколения, но и удобно для современного педагога.

Что такое ИКТ?

Сочетание

ИКТ

связано

с

двумя

видами

технологий:

информационными

и

коммуникационными.

«Информационная

технология

комплекс

методов,

способов

и

средств,

обеспечивающих

хранение,

обработку,

передачу

и

отображение

информации

и

ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На

современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером

(компьютерные технологии).

Коммуникационные

технологии определяют

методы,

способы

и

средства

взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих

коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное,

индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов

коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно

желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в

обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное

пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные

службы, так и с трансляцией своего опыты работы.

ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических

мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др.

значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся

текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;

меньше

уходит

сил

и

времени

при

подготовке

наглядно-дидактического

сопровождения к НОД.

с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития:

используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с

периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной

почты.

Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

ИКТ - это прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды,

создание новых средств для развития детей,

использование новой наглядности,

дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном

издании,

разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический

(анимации, видеоматериалы),

в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее

демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых

дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания

и уровня дохода,

поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти

практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые

фотографии и иллюстрации.

Применение ИКТ:

1.

Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности

педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

2.

Подбор дополнительного познавательного материала.

3.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4.

Оформление групповой документации, отчётов.

5.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности

совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции

родителей в процессе проведения родительских собраний.

6.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у

педагога появляется больше свободного времени.

Грамотное

использование

современных

информационных

технологий

позволяет

существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные

предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому

раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный

интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что

соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать

материал ими.

Способствовать

развитию

у

дошкольников

исследовательских

способностей,

познавательной активности, навыков и талантов.

Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Активно общаться с родителями воспитанников.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в дошкольном

образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает

положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.

Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее.

Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-

настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на

наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у

него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к

прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые

ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с

традиционными

формами

обучения

дошкольников

компьютер

обладает

рядом

преимуществ:

1.

Движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекает

внимание

детей

и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию

памяти, воображения, творчества детей.

2.

Обеспечивает

наглядность,

которая

способствует

восприятию

и

лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление

детей дошкольного возраста.

3.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего

мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка,

вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

4.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или

сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение

звуков природы; работу транспорта и т.д.);

5.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес.

6.

Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

7.

Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим

компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

8.

Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

9.

В

процессе

своей

деятельности

за

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

10.

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в

повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные

эффекты);

11.

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он

сам исправит их.

12.

Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно

или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из

наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной

организованной

деятельности

в

детском

саду

-

это

создание

мультимедийных

презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью

ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы,

которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на

два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего

эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и

запомнил».

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер оказывает неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по

составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов,

вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты

тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это

можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Вывод:

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он

остается

всего

лишь

многофункциональным

техническим

средством

обучения.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения

и развития детей

достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа

позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового

качества

знаний,

развивает

логическое

мышление

детей,

усиливает

творческую

составляющую

учебного

труда,

максимально

способствуя

повышению

качества

образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и

целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она

должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного

материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам

компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и

развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не

только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако,

какими

бы

положительным,

огромным

потенциалом

не

обладали

информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с

ребёнком они не могут и не должны.



В раздел образования