Автор: Вяткина Ольга Ивановна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Новый Васюган, Каргасокского района, Томской области
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Нововасюганский д/с № 23»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Подготовила:
Старший воспитатель
Вяткина О.И.
с.Новый Васюган
2020 г.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду –
актуальная
проблема
современного
дошкольного
воспитания.
Компьютерные
технологии вошли
в систему дошкольного образования как один из эффективных
способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению,
воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет
развиваться
в
духе
современности,
дает
возможность
качественно
обновить
воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном
образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким
распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов,
сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью
процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового
поколения, но и удобно для современного педагога.
Что такое ИКТ?
Сочетание
ИКТ
связано
с
двумя
видами
технологий:
информационными
и
коммуникационными.
«Информационная
технология –
комплекс
методов,
способов
и
средств,
обеспечивающих
хранение,
обработку,
передачу
и
отображение
информации
и
ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На
современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером
(компьютерные технологии).
Коммуникационные
технологии определяют
методы,
способы
и
средства
взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих
коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное,
индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов
коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно
желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в
обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное
пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные
службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических
мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др.
значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся
текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
меньше
уходит
сил
и
времени
при
подготовке
наглядно-дидактического
сопровождения к НОД.
с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития:
используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с
периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной
почты.
Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
ИКТ - это прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды,
создание новых средств для развития детей,
использование новой наглядности,
дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном
издании,
разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический
(анимации, видеоматериалы),
в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее
демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых
дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания
и уровня дохода,
поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти
практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые
фотографии и иллюстрации.
Применение ИКТ:
1.
Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности
педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
2.
Подбор дополнительного познавательного материала.
3.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4.
Оформление групповой документации, отчётов.
5.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции
родителей в процессе проведения родительских собраний.
6.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у
педагога появляется больше свободного времени.
Грамотное
использование
современных
информационных
технологий
позволяет
существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные
предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому
раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
•
Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный
интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
•
В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что
соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
•
Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать
материал ими.
•
Способствовать
развитию
у
дошкольников
исследовательских
способностей,
познавательной активности, навыков и талантов.
•
Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Активно общаться с родителями воспитанников.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в дошкольном
образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает
положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.
Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее.
Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-
настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на
наглядность.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у
него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к
прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые
ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с
традиционными
формами
обучения
дошкольников
компьютер
обладает
рядом
преимуществ:
1.
Движения,
звук,
мультипликация
надолго
привлекает
внимание
детей
и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая
динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию
памяти, воображения, творчества детей.
2.
Обеспечивает
наглядность,
которая
способствует
восприятию
и
лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление
детей дошкольного возраста.
3.
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего
мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка,
вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
4.
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или
сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение
звуков природы; работу транспорта и т.д.);
5.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес.
6.
Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
7.
Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
8.
Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
9.
В
процессе
своей
деятельности
за
компьютером
дошкольник
приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
10.
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в
повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные
эффекты);
11.
Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он
сам исправит их.
12.
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно
или вместе с родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из
наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной
организованной
деятельности
в
детском
саду
-
это
создание
мультимедийных
презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью
ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы,
которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на
два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего
эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и
запомнил».
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер оказывает неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по
составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов,
вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты
тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это
можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Вывод:
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он
остается
всего
лишь
многофункциональным
техническим
средством
обучения.
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения
и развития детей
достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа
позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового
качества
знаний,
развивает
логическое
мышление
детей,
усиливает
творческую
составляющую
учебного
труда,
максимально
способствуя
повышению
качества
образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые
возможности.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и
целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она
должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного
материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам
компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и
развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не
только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако,
какими
бы
положительным,
огромным
потенциалом
не
обладали
информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с
ребёнком они не могут и не должны.