Автор: Сивцева Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Возможности использования учебно - методического комплекта "Начальная школа XXI века" для сохранения здоровья детей.
Раздел: начальное образование
Возможности использования учебно - методического комплекта «Начальная школа XXI
века» для сохранения здоровья детей.
Сивцева Людмила Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9», учитель начальных классов
первой категории
629810 г. Ноябрьск, Тюменская область, e-mail: koliluda@yandex
«Ум возрастает, пока имеется здоровье,
забота о котором — прекрасное дело
для людей здравомыслящих»
Демокрит, древнегреческий философ
Почему эта тема для меня является актуальной?
Во – первых, по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение
здоровья детей. Во – вторых, для современной системы образования характерно постоянное
увеличение объёма учебного материала и его сложности, что требует мобилизации всех
психофизических возможностей ребёнка. В – третьих, изучив анкеты родителей, убедилась в
том, что многие из них считают, что дети, занимающиеся в режиме развивающего обучения,
испытывают более высокие нагрузки по сравнению с обычными школьниками, что негативно
влияет на их психоэмоциональное состояние, повышая уровень утомляемости и
невротизации.
Исследования, проведённые под руководством В.Ф. Базарного, свидетельствуют о том, что
источником отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько
внешние по отношению к учебному процессу факторы (недостаток физической активности,
особенности питания, неудовлетворительное состояние классных комнат), но и сам учебный
процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.
В первом классе был проведён мониторинг готовности первоклассников к обучению.
Входные диагностические работы были направлены не только на изучение познавательной
сферы, но и на индивидуально – личностные особенности ребёнка. Результаты представлены
на диаграмме.
0
10
20
30
40
50
60
70
17
24
56
61
Индивидуально-личностные особенности ребёнка
высокий уровень мотивации
высокий уровень адаптации
эмоциональное благополучие
эмоциональная стабильность (нетревожность)
Данные диаграммы свидетельствуют о том, что в начальную школу дети приходят с
разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в
психофизиологическом развитии. Новый федеральный государственный образовательный
стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Цель
начального образования заключается в создании условий для реализации способностей
каждого ребенка.
Для этого необходимо:
-
создание доброжелательной атмосферы на уроках;
-
учёт темпа продвижения каждого ребенка в развитии и обучении, опираясь на его
индивидуальные возможности.
Возникают противоречия:
-
между потребностью в крепком здоровье и используемых традиционных
педагогических методов в обучении;
-
между индивидуальным способом усвоения знаний и массовым характером обучения.
Передо мной встала проблема – разрешить данные противоречия.
Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижает интерес к
обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает необходимость
в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
В связи с этим, возникла проблема выбора УМК, обеспечивающего условия для обучения
и развития личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и сохранения здоровья.
Двенадцать лет работаю по УМК «Начальная школа 21 века», разработанного под
руководством Н.Ф. Виноградовой. Выбор не случайный, т.к. учебные пособия соответствуют
всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребёнка на основе
педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной
учебной деятельности, направленной на сохранение и укрепление физического и
психического здоровья учащихся.
Как показывает опыт, наибольшей эффективностью при организации
здоровьесберегающего образовательного процесса на учебных занятиях обладает технология
личностно-деятельностного обучения.
УМК «Начальная школа XXI века» предоставляет достаточно возможностей для её
реализации. «Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность
индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности
класса, темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности учитель может
самостоятельно отбирать необходимый и достаточный материал. Содержание учебников
способствует созданию здоровьесберегающей среды, так как связан с жизненным опытом
учащихся. Ребёнок имеет возможность выбора при выполнении заданий. Рубрика
«Подсказка», «Обсудим вместе», «Обрати внимание», карточки – помощницы, наличие
алгоритмов, позволяют учащимся использовать различные способы выполнения заданий без
боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Такой подход позволяет обеспечить
педагогическую поддержку школьников с учётом их способностей и реальных возможностей,
не создавая негативного фона постоянной неуспешности отдельных детей.
Школьник является равноправным участником образовательной деятельности, его
субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания:
ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»),
выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания
«Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа,
вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не
подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе
коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику
«открыть» для себя и сознательно принять научное знание. Таким образом, работая в
доброжелательной атмосфере, повышается мотивация, создаётся ситуация успеха, что
положительно влияет на здоровье и обучение учащихся.
С целью преодоления перегрузки учащихся в УМК предусматривается смена видов
учебной деятельности: поисковая («Давай подумаем»; работа с текстом: найди информацию,
дополни, обобщи, сделай вывод), исследовательская (наличие гипотез, требующих
доказательств, прогнозирование результата, самостоятельное открытие знаний в процессе
коллективного поиска), творческая («Проба пера»), игровая (сюжетно - ролевые игры),
рефлексивная (осуществление самоконтроля, самооценки через выполнение заданий
«Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).
Наличие в учебниках и тетрадях рубрик «Работа в паре», «Работа в группе» позволяют
мне разнообразить формы и методы, создать атмосферу заинтересованности каждого
ученика, стимулировать учащихся к высказываниям, тем самым развивать мотивацию к
обучению. Разнообразие методов, форм и приемов обучения помогают избежать длительного
сидения за партой, поддерживать двигательную активность. Программой по различным
предметам предусмотрено использование активных методов обучения:
•
практический метод (знаково-символическое моделирование, сравнение моделей,
групповая работа «Составление режима дня школьника», составление памятки «Если хочешь
быть здоров»);
•
исследовательский метод (постановка проблемы, учебной задачи, сбор информации,
формулирование выводов);
•
игровой метод («Живые звуки» «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к
больному врача», «Поговори с другом»);
•
соревновательный метод («Кто больше?», «Знаток русских пословиц и загадок», Игра
«Назови сказку», конкурс «Презентация книги», парад сказочных героев, инсценирование
эпизодов сказок);
•
деятельностный метод («Выскажи предположение», «Докажи свой ответ», «Сравни
свой ответ с текстом», работа с алгоритмами, осознание затруднения и формулировка
проблемы, которую надо решить).
Авторы УМК рекомендуют использовать в практике нестандартные уроки:
•
уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки с
групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-
концерты, уроки-экскурсии и др.
Важную роль в создании здоровьесберегающей среды в процессе обучения играет
организация дифференцированного обучения. Для обеспечения учёта индивидуальности
школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития, авторами
УМК предложена педагогическая диагностика, которая позволяет проследить динамику
успешности обучения, даёт возможность корректировать процесс обучения, более
эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Благодаря
коррекционно – развивающим тетрадям: «Учусь считать», «Учусь писать и читать»,
«Дружим с математикой», «Учусь писать без ошибок», каждый школьник получает задания,
соответствующие его индивидуальным особенностям, что позволяет вовремя устранять
причины возникающих ошибок у слабых учащихся, создавать ситуацию успеха, а для
сильных – обеспечить условия для совершенствования навыков учебной деятельности и
развития психических процессов.
Обязательным условием дифференцированного обучения является создание широкого
эрудиционного фона. Для развития эрудиции и общей культуры ребёнка в учебниках
имеются рубрики необязательные для усвоения и запоминания, например: «Для
любознательных», «Спрашивай – отвечаем», «Этот удивительный мир», «Путешествие в
прошлое», «Что, где, когда?» и др. Вызывают интерес у детей такие рубрики, как:
«Сочинялки», «Соображалки», «Жил на свете человек…», которые развивают воображение,
совершенствуют связную образную речь, помогают понять целостность окружающего мира,
снимают усталость и напряжение, повышают интерес и мотивацию к обучению.
Во втором классе был проведён мониторинг образовательных достижений учащихся,
результаты которого представлены в диаграммах.
0
20
40
60
80
100
30
67
82
79
Индивидуально – личностные особенности здоровья
высокий уровень мотивации
высокий уровень адаптации
эмоциональное благополучие
эмоциональная стабильность (нетревожность)
Сравнительный анализ результатов развития индивидуально - личностной сферы
учащихся показывает, что увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации
на 13%, высоким уровнем адаптации на 43%, имеющих эмоциональное благополучие на
26%, эмоциональную стабильность на 18%. Следовательно, содержание учебного материала,
способы, средства обучения, формы организации деятельности, предложенные авторами
УМК «Начальная школа 21 века», обеспечивают психологический комфорт, создают
положительный эмоциональный настрой, а значит, сохраняют и укрепляют психическое
здоровье учащихся. Полученные результаты были представлены родителям учащихся.
Мнение родителей по поводу негативного влияния на здоровье детей программы УМК
«Начальная школа 21 века» изменилось. Они пришли к выводу о том, что обучение детей по
данному учебно - методическому комплекту положительно влияет на их
психоэмоциональное состояние, способствует формированию положительной мотивации к
учению и достижению высоких образовательных результатов.
Анализ результатов мониторинга образовательных достижений учащихся по профилю
«Познавательная сфера» свидетельствует, что качество выполнения итоговой работы по
русскому языку составило 82% , по математике – 77%, по литературному чтению – 62%.
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
82
77
62
Познавательная сфера
русский язык
математика
литературное чтение
Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Начальная школа XXI века» создаёт
благоприятную образовательную среду, стимулирующую коммуникативную, игровую,
познавательную, физическую и другие виды деятельности ребёнка, оказывает существенное
влияние на формирование интеллектуального и личностного компонента психического
здоровья школьников.
Список литературы.
Журова Л.Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных
учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2004.-384 с.: ил.
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам.-М.: Вентана-
Граф, 2016.-496 с.
Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно – деятельностные технологии обучения: Учебно –
методическое пособие. Омск. ОмГПУ. 96 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:
Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.- М.: Вентана-Граф,
2008.-112 с.- (Педагогическая мастерская)
Менчинская Е.А. Реализация ФГОС начального общего образования средствами системы
учебников «Начальная школа XXI века» Материалы Всероссийского педагогического
форума. Тюмень: ТОГИРРО, 2013.-76 с.