Напоминание

Возможности использования учебно - методического комплекта "Начальная школа XXI века" для сохранения здоровья детей.


Автор: Сивцева Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Возможности использования учебно - методического комплекта "Начальная школа XXI века" для сохранения здоровья детей.
Раздел: начальное образование





Назад




Возможности использования учебно - методического комплекта «Начальная школа XXI

века» для сохранения здоровья детей.

Сивцева Людмила Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9», учитель начальных классов

первой категории

629810 г. Ноябрьск, Тюменская область, e-mail: koliluda@yandex

«Ум возрастает, пока имеется здоровье,

забота о котором — прекрасное дело

для людей здравомыслящих»

Демокрит, древнегреческий философ

Почему эта тема для меня является актуальной?

Во – первых, по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение

здоровья детей. Во – вторых, для современной системы образования характерно постоянное

увеличение объёма учебного материала и его сложности, что требует мобилизации всех

психофизических возможностей ребёнка. В – третьих, изучив анкеты родителей, убедилась в

том, что многие из них считают, что дети, занимающиеся в режиме развивающего обучения,

испытывают более высокие нагрузки по сравнению с обычными школьниками, что негативно

влияет на их психоэмоциональное состояние, повышая уровень утомляемости и

невротизации.

Исследования, проведённые под руководством В.Ф. Базарного, свидетельствуют о том, что

источником отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько

внешние по отношению к учебному процессу факторы (недостаток физической активности,

особенности питания, неудовлетворительное состояние классных комнат), но и сам учебный

процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.

В первом классе был проведён мониторинг готовности первоклассников к обучению.

Входные диагностические работы были направлены не только на изучение познавательной

сферы, но и на индивидуально – личностные особенности ребёнка. Результаты представлены

на диаграмме.

0

10

20

30

40

50

60

70

17

24

56

61

Индивидуально-личностные особенности ребёнка

высокий уровень мотивации

высокий уровень адаптации

эмоциональное благополучие

эмоциональная стабильность (нетревожность)

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что в начальную школу дети приходят с

разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в

психофизиологическом развитии. Новый федеральный государственный образовательный

стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Цель

начального образования заключается в создании условий для реализации способностей

каждого ребенка.

Для этого необходимо:

-

создание доброжелательной атмосферы на уроках;

-

учёт темпа продвижения каждого ребенка в развитии и обучении, опираясь на его

индивидуальные возможности.

Возникают противоречия:

-

между потребностью в крепком здоровье и используемых традиционных

педагогических методов в обучении;

-

между индивидуальным способом усвоения знаний и массовым характером обучения.

Передо мной встала проблема – разрешить данные противоречия.

Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижает интерес к

обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает необходимость

в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

В связи с этим, возникла проблема выбора УМК, обеспечивающего условия для обучения

и развития личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и сохранения здоровья.

Двенадцать лет работаю по УМК «Начальная школа 21 века», разработанного под

руководством Н.Ф. Виноградовой. Выбор не случайный, т.к. учебные пособия соответствуют

всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребёнка на основе

педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной

учебной деятельности, направленной на сохранение и укрепление физического и

психического здоровья учащихся.

Как показывает опыт, наибольшей эффективностью при организации

здоровьесберегающего образовательного процесса на учебных занятиях обладает технология

личностно-деятельностного обучения.

УМК «Начальная школа XXI века» предоставляет достаточно возможностей для её

реализации. «Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность

индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности

класса, темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности учитель может

самостоятельно отбирать необходимый и достаточный материал. Содержание учебников

способствует созданию здоровьесберегающей среды, так как связан с жизненным опытом

учащихся. Ребёнок имеет возможность выбора при выполнении заданий. Рубрика

«Подсказка», «Обсудим вместе», «Обрати внимание», карточки – помощницы, наличие

алгоритмов, позволяют учащимся использовать различные способы выполнения заданий без

боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Такой подход позволяет обеспечить

педагогическую поддержку школьников с учётом их способностей и реальных возможностей,

не создавая негативного фона постоянной неуспешности отдельных детей.

Школьник является равноправным участником образовательной деятельности, его

субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания:

ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»),

выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания

«Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа,

вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не

подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе

коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику

«открыть» для себя и сознательно принять научное знание. Таким образом, работая в

доброжелательной атмосфере, повышается мотивация, создаётся ситуация успеха, что

положительно влияет на здоровье и обучение учащихся.

С целью преодоления перегрузки учащихся в УМК предусматривается смена видов

учебной деятельности: поисковая («Давай подумаем»; работа с текстом: найди информацию,

дополни, обобщи, сделай вывод), исследовательская (наличие гипотез, требующих

доказательств, прогнозирование результата, самостоятельное открытие знаний в процессе

коллективного поиска), творческая («Проба пера»), игровая (сюжетно - ролевые игры),

рефлексивная (осуществление самоконтроля, самооценки через выполнение заданий

«Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).

Наличие в учебниках и тетрадях рубрик «Работа в паре», «Работа в группе» позволяют

мне разнообразить формы и методы, создать атмосферу заинтересованности каждого

ученика, стимулировать учащихся к высказываниям, тем самым развивать мотивацию к

обучению. Разнообразие методов, форм и приемов обучения помогают избежать длительного

сидения за партой, поддерживать двигательную активность. Программой по различным

предметам предусмотрено использование активных методов обучения:

практический метод (знаково-символическое моделирование, сравнение моделей,

групповая работа «Составление режима дня школьника», составление памятки «Если хочешь

быть здоров»);

исследовательский метод (постановка проблемы, учебной задачи, сбор информации,

формулирование выводов);

игровой метод («Живые звуки» «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к

больному врача», «Поговори с другом»);

соревновательный метод («Кто больше?», «Знаток русских пословиц и загадок», Игра

«Назови сказку», конкурс «Презентация книги», парад сказочных героев, инсценирование

эпизодов сказок);

деятельностный метод («Выскажи предположение», «Докажи свой ответ», «Сравни

свой ответ с текстом», работа с алгоритмами, осознание затруднения и формулировка

проблемы, которую надо решить).

Авторы УМК рекомендуют использовать в практике нестандартные уроки:

уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки с

групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-

концерты, уроки-экскурсии и др.

Важную роль в создании здоровьесберегающей среды в процессе обучения играет

организация дифференцированного обучения. Для обеспечения учёта индивидуальности

школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития, авторами

УМК предложена педагогическая диагностика, которая позволяет проследить динамику

успешности обучения, даёт возможность корректировать процесс обучения, более

эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Благодаря

коррекционно – развивающим тетрадям: «Учусь считать», «Учусь писать и читать»,

«Дружим с математикой», «Учусь писать без ошибок», каждый школьник получает задания,

соответствующие его индивидуальным особенностям, что позволяет вовремя устранять

причины возникающих ошибок у слабых учащихся, создавать ситуацию успеха, а для

сильных – обеспечить условия для совершенствования навыков учебной деятельности и

развития психических процессов.

Обязательным условием дифференцированного обучения является создание широкого

эрудиционного фона. Для развития эрудиции и общей культуры ребёнка в учебниках

имеются рубрики необязательные для усвоения и запоминания, например: «Для

любознательных», «Спрашивай – отвечаем», «Этот удивительный мир», «Путешествие в

прошлое», «Что, где, когда?» и др. Вызывают интерес у детей такие рубрики, как:

«Сочинялки», «Соображалки», «Жил на свете человек…», которые развивают воображение,

совершенствуют связную образную речь, помогают понять целостность окружающего мира,

снимают усталость и напряжение, повышают интерес и мотивацию к обучению.

Во втором классе был проведён мониторинг образовательных достижений учащихся,

результаты которого представлены в диаграммах.

0

20

40

60

80

100

30

67

82

79

Индивидуально – личностные особенности здоровья

высокий уровень мотивации

высокий уровень адаптации

эмоциональное благополучие

эмоциональная стабильность (нетревожность)

Сравнительный анализ результатов развития индивидуально - личностной сферы

учащихся показывает, что увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации

на 13%, высоким уровнем адаптации на 43%, имеющих эмоциональное благополучие на

26%, эмоциональную стабильность на 18%. Следовательно, содержание учебного материала,

способы, средства обучения, формы организации деятельности, предложенные авторами

УМК «Начальная школа 21 века», обеспечивают психологический комфорт, создают

положительный эмоциональный настрой, а значит, сохраняют и укрепляют психическое

здоровье учащихся. Полученные результаты были представлены родителям учащихся.

Мнение родителей по поводу негативного влияния на здоровье детей программы УМК

«Начальная школа 21 века» изменилось. Они пришли к выводу о том, что обучение детей по

данному учебно - методическому комплекту положительно влияет на их

психоэмоциональное состояние, способствует формированию положительной мотивации к

учению и достижению высоких образовательных результатов.

Анализ результатов мониторинга образовательных достижений учащихся по профилю

«Познавательная сфера» свидетельствует, что качество выполнения итоговой работы по

русскому языку составило 82% , по математике – 77%, по литературному чтению – 62%.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

82

77

62

Познавательная сфера

русский язык

математика

литературное чтение

Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Начальная школа XXI века» создаёт

благоприятную образовательную среду, стимулирующую коммуникативную, игровую,

познавательную, физическую и другие виды деятельности ребёнка, оказывает существенное

влияние на формирование интеллектуального и личностного компонента психического

здоровья школьников.

Список литературы.

Журова Л.Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных

учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2004.-384 с.: ил.

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам.-М.: Вентана-

Граф, 2016.-496 с.

Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно – деятельностные технологии обучения: Учебно –

методическое пособие. Омск. ОмГПУ. 96 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:

Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.- М.: Вентана-Граф,

2008.-112 с.- (Педагогическая мастерская)

Менчинская Е.А. Реализация ФГОС начального общего образования средствами системы

учебников «Начальная школа XXI века» Материалы Всероссийского педагогического

форума. Тюмень: ТОГИРРО, 2013.-76 с.



В раздел образования