Автор: Тихова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ №3 г. Павлово
Населённый пункт: город Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект урока по истории России для 9 класса «Реформы 1860-1970 г.»
Раздел: среднее образование
Проект урока по истории России для 9 класса
«Реформы 1860-1970 г.»
Выполнила учитель истории и обществознания
МБОУ СШ №3 г. Павлово Тихова Т.А.
Тема урока: Реформы 1860-1970 г.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Узнать какие реформы были проведены, выявить причины, раскрыть их содержание.
Образовательные ресурсы: Учебник «История России», презентация, раздаточный материал (карточки с
вопросами)
Методы и формы обучения: Наглядный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая,
фронтальная
Структура урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
контроля
I.
Мотивация
к учебной
деятельности
Здравствуйте, ребята.
С чего начинается день? - С
физзарядки.
А мы начнем с «Интеллектуальной
разминки» - вспомним то, что знаем
по предыдущей теме.
Учитель дает карточки-тесты
нескольким учащимся для проверки
домашнего задания.
Для остальных учеников учитель
организует опрос:
1. В каком году вступил на престол
император Александр II?
2 Кого Александр II сменил на
престоле?
3. Кто возглавил Редакционную
комиссию при подготовке
крестьянской реформы?
4. Кто такие временнообязанные?
5. Что называлось «Отрезком»?
6. Как складывалась эконом
ситуация в начале правления
Александра II
7. Что послужило поводом для
отмены кр.права?
Выполняют индивидуальные
задания
Отвечают на вопросы:
1. 1855 г.
2. Николая II
3. Милютин
4. До полного выкупа крестьянин
назывался временнообязанный:
работал на барщине и платил
оброк
5.Излишек земли, изымали в
пользу помещика
6. Экономика в упадке: из-за
поражения в Крымской войне,
не развито с/х, производства
стоят, торговля и банковское
дело развиты слабо.
7. Дворяне обратились с
просьбой провести крестьянскую
реформу
8. 19 февраля 1861 года
1.
Письменный
контроль
2.Фронтальный
опрос
8. Назови дату отмены кр. права?
9.Расскажи об условиях
освобождения крестьян?
Забрать работы (карточки-тесты)
9. Крестьяне получили личную
свободу с землей, но за выкуп.
II. Актуализация
знаний
Ребята, попробуйте самостоятельно
определить тему урока.
Для этого ответьте на ?
Александр II был консерватором
или реформатором? Докажите?
Правильно, реформатором.
Так что же мы будем изучать
сегодня?
Запишите тему в тетрадь: «Реформы
1860-1870 г.»
Совместно с учителем
формулируют тему урока.
Записывают в тетрадь.
Отвечают: Реформы
3. Устный
контроль
III.
Постановка
учебной задачи
Ребята, как вы думаете, что нам
надо узнать о реформах?
Формулируют учебную цель и
задачи.
Ответы:
Какие реформы были созданы?
Причины их создания?
Содержание реформ.
4. Устный
контроль
IV.
Изучение нового
материала
Что такое реформа?
Значение этого слова прочитаем в
словаре на стр. 345 и запишем в
тетрадь. Реформа - это
преобразование, изменение,
переустройство какой-либо стороны
общественной жизни, оставляя
неименным политический строй.
Ребята, для изучения материала,
предлагаю разбиться на группы:
1 гр-Судебная реформа
2 гр-Реформа земского и городского
самоуправления
3 гр-Реформа в сфере образования и
науки
4 гр-Военная реформа
Вам необходимо прочитать в
учебнике об определенной
реформе, выписать в тетрадь: дату,
причины, суть реформы.
Выбрать ответственного, который
нам все изложет.
Пока учащиеся гововятся к ответу,
учитель проверяет индивидуальные
работы (ответы по
карточкам).Выставляет оценки.
Читают определение и делают
записи в тетради.
Делятся на группы, работают в
группе.
Записывают новые термины,
даты в тетрадь.
Ищут в учебнике необходимую
информацию, классифицируют
ее, обобщают, анализируют
5. Работа в
группах
Слушаем «докладчиков»,
выставляем оценки за проделанную
работу.
Выслушивают докладчиков,
коментируют, оценивают работу
друг друга.
6. Практический
контроль.
Самоконтроль.
V.
Физкультминутка
Под музыку делают разминку
VI.
Первичное
осмысление и
закрепление
изученного
Давайте закрепим наши знания,
выполнив задание:
Расположите в хронологической
последовательности события:
1) проведение городской реформы
2) принятие « Положения о
крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости»
3) проведение военной реформы
4) одобрение Александром II
проекта Лорис-Меликова
5) проведение судебной реформы
Учитель предлагает учащимся
поработать в парах.
Ребята, попробуйте составить
«синквейн» к слову Александр II.
Правила написания на доске.
Что получилось?
Смотрят на доску, обдумывают
ответ. Отвечают.
Работают в парах. Решают
поставленную задачу,
высказывают свое мнение друг
другу, выступают с ответом
перед классом.
7. Устный
контроль
8. Практический
контроль.
VII.
Итоги урока.
Рефлексия
Учитель проводит беседу по
вопросам:
Что нового вы узнали на уроке?
Вспомним цель урока, удалось ли
вам ее достичь?
Что было трудно?
Что понравилось?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое
эмоциональное состояние на
уроке.
9.
Самоконтроль
VIII.
Домашнее
задание
Учитель предлагает выполнить д/з
на выбор:
§16 пересказать либо сделать
сообщение «Внутренняя политика
АлександраII»
Записывают домашнее
задание в дневник
Вопросы и задания
1. В каком году началось правление императора Александра II?
1) 1825 г.
2) 1845 г.
3) 1855 г.
4) 1861 г
2. Как назывался документ, в котором разрабатывали размеры надела и условия
продажи земли?
1) земельный кадастр
2) мировой вестник
3) уставная грамота
4) служебная записка
3. Какая реформа была проведена ранее других?
1.
городская
2.
судебная
3.
крестьянская
4.
военная
4. Дата отмены крепостного права
1) 14 февраля 1781 года
2) 23 февраля 1861 года
3) 19 февраля 1891 года
4) 19 февраля 1861 года
5. Установите соответствие между столбиками.
Понятие
Определение
1. Мировой
посредник
А. Должностное лицо, выбираемое для разбора мелких
уголовных дел
2. Мировой судья
Б. Должностное лицо из дворян, назначавшееся для
утверждения уставных грамот и разбора споров между
крестьянами и помещиками в ходе проведения
крестьянской реформы
3. Присяжный
заседатель
В. Представитель обвинения
Г. Судья – непрофессионал, участвующий в уголовном
процессе