Автор: Астахова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатели, логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 49
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Как звери к зиме готовятся"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49 «Ладушки»
г. Серпухов 2020г.
Введение
«Как звери к зиме готовятся»
Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о
диких животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок
знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за
которым охотится лиса, им нравится веселая белочка, а как все любят злого
жадного волка! Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила
зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к пониманию
природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни. Детей необходимо
знакомить с внешним видом и повадками диких зверей, обращая внимание на
характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали
метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению
природы. Учитывая актуальность заявленной темы и интересы детей , нами
был разработан проект « Как звери к зиме готовятся».
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), групповой.
Предмет проектной деятельности
:
Дикие животные нашего края
Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.
Актуальность
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От
людей во многом зависит многообразие и численность животного мира.
Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас
естественно научных знаний. Первые элементарные представления об
окружающем мире человек получает уже в детстве.
А животные – это
первый источник знаний о природе.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с
природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит
в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное
стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о
мире
традиционно
рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского
поведения.
Исследовательская,
поисковая
активность
–
естественное
состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать,
изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира –
это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка
своей новизной, желанием познать неизвестное.
Проблема:
Проводя работу с детьми по ознакомлению с живой природой было
отмечено, что
дети довольно много знают о домашних животных и в
недостаточной степени имеют представления об образе жизни и повадках
диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме.
Гипотеза:
Создав в группе развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён
изучаемым
материалом,
будет
выполнять
разнообразные
задания,
побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия,
проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный
интерес. На основе конкретных знаниях детей о многообразии животного
мира обнаруживается тенденция к пониманию связей между животными и
средой их обитания
.
Единое пространство взаимодействия педагога и
родителей создаст благоприятные условия в решении воспитательно-
образовательных задач.
Цель проекта
-
Создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
-
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как
добывают пищу и готовятся к зиме;
-
Помочь
детям
устанавливать
простейшие
связи
между
цветом
шерстного покрова и средой обитания, между зимними условиями и
особенностями поведения зверей
;
-
Формировать умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать
заданный вопрос, понятно отвечать на него.
-
Активизировать словарный запас детей введением слов и выражений
при знакомстве с новыми произведениями.
-
Воспитывать у детей интерес к диким животным. Формировать
положительные взаимоотношения между детьми в процессе игр и
продуктивной деятельности.
-
Воспитывать
интерес к жизни животных;
любовь и бережное
отношение к природе.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТ:
1.Овладевают знаниями о диких животных;
2. Расширен интерес к познанию природы родного края;
3. Проявляют бережное отношение к природе, сопереживают тяжелой жизни
животных в суровый для них период времени.
4.Умеют
составлять
описательные
рассказы
о
животных,
знают
их
характерные особенности, особенности поведения, среду обитания, способы
подготовки к зиме.
Этапы проекта:
I этап – Организационный
Определение темы, исходя из интереса детей, задач и механизмов реализации
проекта;
-
Подбор иллюстративного материала по теме;
-
Изучение
познавательной,
художественной
и
методической
литературы по теме проекта;
-
Подготовка оборудования для реализации проекта, подборка игр для
детей старшего дошкольного возраста в соответствии с темой проекта;
-
Разучивание совместно с родителями стихов.
-
Подборка мультфильмов о диких животных.
II этап – Содержательный
-Создание развивающей среды: оформление книжного уголка (подборка книг
о животных), оформление картотеки загадок и стихов о животных.
-Практическая НОД (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и
познавательная НОД с детьми, просмотр презентаций.
- Совместная деятельность с детьми: просмотр презентаций, рассматривание
картин и иллюстраций с изображение животных наших лесов, беседы о
диких
животных,
чтение
художественной
литературы,
разучивание
стихотворений,
отгадывание
загадок,
проведение
дидактических
и
подвижных игр.
- Самостоятельная деятельность детей: раскрашивание картинок, настольные,
дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Взаимодействие с родителями:
пополнение уголка «Живая природа»,
книжного и игрового уголка; изготовление книжек-малышек по теме проекта
III этап - Результативный
- Создание альбома «Что мы знаем о животных леса»
- Презентация проекта (для детей и взрослых)
Участниками проекта являются дети старшей группы (5 – 6 лет), учитель-
логопед, воспитатели и родители воспитанников.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность
носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети
и педагоги, а также привлекаются родители. Так как в дошкольном возрасте
ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем,
сформулировать проблему, определить цель (замысел), поэтому взрослым
необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или
даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать
детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и
помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой,
познавательной
и
практической деятельности не
только
с
учетом
необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая
задачи личностного роста и развития воспитанников.
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении, требует
основания
на
принципе
интеграции
образовательных
областей
и
комплексно-тематическом
принципе,
позволяющем
интегрировать
содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы, что
позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину
мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании.
Календарно-тематическое планирование работы по проекту
«Как звери к зиме готовятся»
Дата
Вид деятельности
Задачи
16.11
-Беседа с детьми о диких
животных.
-Презентация
"Лесные
жители"
-Рассматривание
иллюстраций и книг.
-Отгадывания загадок о
животных.
НОД по художественно-
эстетическому
развитию
(рисование) «Ежик»
П/И "Хитрая лиса"
- Выявить уровень знаний детей о
диких животных;
-
Вызвать
интерес
к
изучению
особенностей
внешнего
вида
и
повадок диких животных;
- Воспитывать любовь к природе.
-Развивать эстетическое восприятие
образа животных, умение передавать
его в поделках.
Формировать потребность в
двигательной активности.
17.11
-Опыт
«Почему
белка
меняет шубу»
-
Расширять
и
систематизировать
знания детей о подготовке диких
животных леса к зиме.
- Воспитывать интерес к чтению,
-Чтение
рассказов
В.Бианки «Лесная газета».
-Д/и «Найди маму»
-П/и «Волк и зайцы». -
НОД по художественно-
эстетическому
развитию
(рисование) «Лисичка»
Беседа «Кто как к зиме
готовится».
слушанию
литературных
произведений о мире животных.
- Развивать эстетическое восприятие
образа животных поздней осенью и
умение
передавать
увиденное
в
рисунках;
-Расширять
и
систематизировать
знания детей о подготовке диких
животных леса к зиме.
18.11
-Д/и«Узнай по описанию»
-Чтение рассказа
В.А.Сухомлинского «Как
ежик к зиме готовился».
-П/и «У медведя во бору»
НОД по художественно –
эстетическому
развитию
(конструирование
из
бумаги
в
технике
оригами) «Лисичка»
- Закреплять знания детей о диких
животных нашего леса; их внешнем
виде;
- Развивать эстетическое восприятие
образа животных поздней осенью и
умение
передавать
увиденное
в
рисунках;
- Воспитывать интерес к чтению,
слушанию
литературных
произведений о мире животных;
-
Формировать
потребность
в
двигательной активности.
19.11
- Беседа «Кто живет в
лесу».
-Опыт
«Зачем
зайчику
белая шубка»
-Д/и «Кто, где живет?»
-Просмотр
видеофильма
«Как
звери
к
зиме
готовятся»
НОД по художественно –
эстетическому
развитию
(рисование) "Белка"
- Расширять представления о жизни
диких животных в лесу, их жилищах.
-
Расширять
и
систематизировать
знания детей о подготовке диких
животных леса к зиме.
-Закреплять
названия
детенышей
диких животных.
-Развивать эстетическое восприятие
образа животных.
20.11
-Опыт
«Какая
шуба
теплее»
-Д/и «Собери картинку»
-Составление
описательных рассказов о
диких животных.
-НОД по художественно –
эстетическому
развитию
-
Расширять
и
систематизировать
знания детей о подготовке диких
животных леса к зиме.
- Закрепить знания о внешнем виде
животных леса, местах обитания.
-Развивать эстетическое восприятие
образа животных, умение передавать
его в поделках.
(конструирование
из
бумаги) "Лисята "
Оформление
альбома
«Что
мы
знаем
о
животных леса».
-Презентация проекта для
педагогов и родителей
- Воспитывать любовь и заботу о
животных.
- Воспитывать интерес к проектной
деятельности, получению итогового
продукта.
Заключение
Реализуя
проект
нам
удалось
расширить
детский
кругозор,
развить
познавательную
активность
и
любознательность;
привить
любовь
и
заботливое отношение к животным. Многие родители приняли активное
участие в работе над проектом. В группе улучшилась предметно –
развивающая среда.
Вывод:
в данном проекте поставленные задачи успешно реализованы.
Целенаправленная
организация
в
ДОУ
проектной
деятельности
способствовала целостному развитию дошкольника, успешной социализации,
раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического
коллектива,
так
гармонизации
отношений
с
воспитанниками
и
их
родителями.
Список литературы:
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников».
[Текст] /Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. -М., 2013 г.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей.
[Текст] / О. И Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. – М., 2012г.
3. КиселёваЛ. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., ЗуйковаМ. Б. Проектный
метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] / Л. С. Киселёва, Т.
А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.– М., 2012г.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике.[Текст] / Л. Д.Морозова.– М., 2014г.