Автор: Дубова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9
Населённый пункт: город Наро-Фоминск
Наименование материала: статья
Тема: "Культура питания в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Автор: воспитатель Дубова Е.Н.
Культура питания подразумевает воспитание.
«Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень
далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть,
слышать и кое-что говорить».
А. С. Макаренко
ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ СТОЛА
Важным моментом в правильной организации питания является хорошая
сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка. Вилки
дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
•
К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу,
салфетницу, блюдца. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается
только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от
сидящего ребенка.
•
К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в
чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой
тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие
тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки.
Использованная посуда тут же убирается.
•
К полднику стол сервируется, как и на завтрак
•
Красивая сервировка стола способствует возбуждению
аппетита ,создает у детей доброжелательный настрой по отношению
друг к другу. Поэтому нужно стремится эстетично оформить стол.
Время от времени разнообразность оформления сервировки стола
должна меняться , чтобы детям было интересно рассматривать . Для
каждого времени года изготавливаются салфетницы.
•
Зимой в сервировке стола будут использоваться бело-голубые тона ,
салфетницу украшаем снежинкой , елочкой.
•
Летом и осенью в сервировке стола будут использоваться
красные ,желтые, оранжевые ,зеленые тона , салфетницу украшаем
бабочками , цветами ….;
•
Осенью салфетницу украшаем осенними листочками, грибами
•
Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом
совершенствуются.
Детей раннего возраста (1-2 года) учат:
•
мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью
взрослого);
•
садиться за стол;
•
пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не
пролилась, пить не торопясь;
•
пользоваться ложкой;
•
вытираться салфеткой после еды;
•
самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
•
после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:
•
самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их
полотенцем;
•
опрятно есть, держа ложку в правой руке;
•
вытираться салфеткой после еды;
•
благодарить после еды.
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
•
самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо
вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
•
правильно пользоваться столовыми приборами;
•
кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым
ртом.
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
•
брать пищу небольшими порциями;
есть тихо;
•
правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой,
ножом);
•
сидеть с прямой спиной;
•
аккуратно составлять посуду после еды;
•
относить за собой часть посуды.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные
навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо,
тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми
приборами
Правила поведения детей за столом
· Не сидеть развалившись.
· Не класть ногу на ногу.
· Не шаркать ногами, не разговаривать.
· Не вертеться, не толкать товарища.
· Есть аккуратно, не проливать на скатерть.
· Кусать хлеб над тарелкой.
· Не откусывать сразу большие куски хлеба. Есть тихо. Не чавкать.
· Правильно держать вилку, ложку и нож.
· После еды положить ложку и вилку в тарелку.
· Выходя из-за стола, убрать стул и поблагодарить.
· После еды полоскать рот
Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из
них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму,
состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке
дежурного».
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года.
Познакомить с «Доской дежурств» и научить пользоваться ею. Дежурный
помогает младшему воспитателю накрыть стол. Дошкольник расставляет
кружки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором
полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые
предварительно поставила на стол младший воспитатель, салфетки .
Убрать после еды хлебницы, салфетки.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно
сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности
дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, размещение
бумажных салфеток в салфетницах (нарезать ,разложить)
Организация дежурства
Общие требования:
•
Дежурства носит характер поручений
•
Единство требований со стороны обоих воспитателей и помощника
воспитателя
•
Обязательное выполнение гигиенических процедур, наличие
привлекательной формы для дежурных (фартук , колпачок)
•
Поощрение и благодарность за помощь.
Правила для педагогов и младших воспитателей
Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во
время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время
питания.
•
Взрослые (воспитатель, младший воспитатель) разговаривают друг с
другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с
питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть.
•
Не следует делать замечания всем детям сразу.
•
Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее»,
лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети
не задерживались за столом.
•
В приготовление столов для питания активное участие принимают
дежурные.
•
Котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, даем детям в
неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение
желудочного сока), учим их отделять ребром вилки по кусочку и
съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную
порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам,
которые сами с этим на справляются.
•
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого
стола в общих тарелках или хлебницах.
•
Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе
к ним.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!