Напоминание

"Культура питания в детском саду"


Автор: Дубова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9
Населённый пункт: город Наро-Фоминск
Наименование материала: статья
Тема: "Культура питания в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Автор: воспитатель Дубова Е.Н.

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень

далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть,

слышать и кое-что говорить».

А. С. Макаренко

ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ СТОЛА

Важным моментом в правильной организации питания является хорошая

сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка. Вилки

дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу,

салфетницу, блюдца. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается

только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от

сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в

чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой

тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие

тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки.

Использованная посуда тут же убирается.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак

Красивая сервировка стола способствует возбуждению

аппетита ,создает у детей доброжелательный настрой по отношению

друг к другу. Поэтому нужно стремится эстетично оформить стол.

Время от времени разнообразность оформления сервировки стола

должна меняться , чтобы детям было интересно рассматривать . Для

каждого времени года изготавливаются салфетницы.

Зимой в сервировке стола будут использоваться бело-голубые тона ,

салфетницу украшаем снежинкой , елочкой.

Летом и осенью в сервировке стола будут использоваться

красные ,желтые, оранжевые ,зеленые тона , салфетницу украшаем

бабочками , цветами ….;

Осенью салфетницу украшаем осенними листочками, грибами

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом

совершенствуются.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью

взрослого);

садиться за стол;

пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не

пролилась, пить не торопясь;

пользоваться ложкой;

вытираться салфеткой после еды;

самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;

после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их

полотенцем;

опрятно есть, держа ложку в правой руке;

вытираться салфеткой после еды;

благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо

вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;

правильно пользоваться столовыми приборами;

кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым

ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

брать пищу небольшими порциями;

есть тихо;

правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой,

ножом);

сидеть с прямой спиной;

аккуратно составлять посуду после еды;

относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные

навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо,

тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми

приборами

Правила поведения детей за столом

· Не сидеть развалившись.

· Не класть ногу на ногу.

· Не шаркать ногами, не разговаривать.

· Не вертеться, не толкать товарища.

· Есть аккуратно, не проливать на скатерть.

· Кусать хлеб над тарелкой.

· Не откусывать сразу большие куски хлеба. Есть тихо. Не чавкать.

· Правильно держать вилку, ложку и нож.

· После еды положить ложку и вилку в тарелку.

· Выходя из-за стола, убрать стул и поблагодарить.

· После еды полоскать рот

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из

них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму,

состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке

дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года.

Познакомить с «Доской дежурств» и научить пользоваться ею. Дежурный

помогает младшему воспитателю накрыть стол. Дошкольник расставляет

кружки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором

полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые

предварительно поставила на стол младший воспитатель, салфетки .

Убрать после еды хлебницы, салфетки.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно

сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности

дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, размещение

бумажных салфеток в салфетницах (нарезать ,разложить)

Организация дежурства

Общие требования:

Дежурства носит характер поручений

Единство требований со стороны обоих воспитателей и помощника

воспитателя

Обязательное выполнение гигиенических процедур, наличие

привлекательной формы для дежурных (фартук , колпачок)

Поощрение и благодарность за помощь.

Правила для педагогов и младших воспитателей

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во

время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время

питания.

Взрослые (воспитатель, младший воспитатель) разговаривают друг с

другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с

питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть.

Не следует делать замечания всем детям сразу.

Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее»,

лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети

не задерживались за столом.

В приготовление столов для питания активное участие принимают

дежурные.

Котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, даем детям в

неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение

желудочного сока), учим их отделять ребром вилки по кусочку и

съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную

порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам,

которые сами с этим на справляются.

Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого

стола в общих тарелках или хлебницах.

Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе

к ним.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования