Автор: Шишова Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Сергиев Посад
Наименование материала: Конспект по Формированию Элементарных Математических Представлений в старшей группе
Тема: "Поможем Буратино".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное Учреждение
Детский сад комбинированного вида№13 «Катюша.»
Конспект образовательной
деятельности
по формированию элементарных
математических представлений
в старшей группе
«Поможем Буратино»
Подготовила:
Шишова Т.С.
Тема: «Поможем Буратино»
Цель: Закреплять математические знания, практические умения и навыки
через создание проблемной ситуации.
Задачи:
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на
основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами
4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Развивать логическое мышление, внимательность.
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в
убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения
словами: самый длинный, самый короткий (и наоборот).
Закреплять знания основных цветов
Уточнить представления о последовательности частей суток.
Оборудование и материалы: конверты разного цвета, игрушки-зверята,
игрушки-машинки, фигуры( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),
рисунки-таблички
на
каждого
ребёнка,
счётные
палочки
Кюизенера,
презентация., экран, проектор, муз.центр.
Интеграция
образовательных
областей:
Познавательное
развитие,
Художественно-эстетическое
развитие,
речевое
развитие,
физическое
развитие.
Предварительная работа с детьми: беседа по мультфильму «Приключения
Буратино»,
чтение
художественной
литературы,
рассматривание
иллюстраций.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Звучит минусовка из мультфильма «Приключения Буратино».
В группу вбегает Буратино.
Буратино: Ой, куда же я попал?
Воспитатель: Это детский сад Звездочка, группа «Ладушки». Здравствуй
Буратино. Ребята, поздоровайтесь с нашим гостем.
Дети: Здравствуй, Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Но ведь мне нужно совсем в другое место .
Воспитатель: А куда же тебе нужно? И что у тебя случилось?
Буратино: Карабас-Барабас заколдовал Мальвину и сказал, что колдовство
его пройдет, когда я выполню все его задания (показывает конверты). Но я не
могу их выполнить, ведь я же так и не попал в школу (плачет). А Пьеро
сказал, что в стране Математики мне помогут. А я так и не нашел туда
дорогу.
Воспитатель: Не переживай Буратино. Наши ребята тоже очень хорошо
знают математику и с удовольствием тебе помогут освободить Мальвину.
Ребята, вы поможете Буратино?
Дети: Да.
Воспитатель: Давай же скорее свои задания. Ребята, посмотрите что это?
Дети: Это конверты
(Конверты разного цвета)
Воспитатель: С какого конверта мы начнем?
Дети:
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети:………….
Воспитатель: Буратино, открывай скорее конверт.
Буратино: Тут какие-то буквы…
Воспитатель: Давай я прочитаю (берет у Буратино конверт, открывает,
читает). Ребята, слушайте внимательно:
У цапли ноги длинные, а у утки…
Арбуз большой, а яблоко….
Шарф узкий, а плед….
Грузовая машина высокая, а гоночная…
Если стол выше стула, то стул…
Если правая рука справа, то левая…
Если сестра старше брата, то брат…
(Дети отвечают на вопросы, присаживаются на стульчики )
Буратино: Вот это да. Какие ребята вы молодцы, на все вопросы ответили.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета будет следующий конверт?
Дети:
Воспитатель: Здесь написано: «Загляните в корзину и сделайте следующее
задание:………….»
Воспитатель: Малика, поставь на верхнюю полку зверят (4) и проверить
правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же
машин и поставить их на нижнюю полку так, чтобы было видно, что фигур
равное
количество.
«Что можно сказать о количестве зверят и машин? – По сколько зверят и
машин?
Как
сделать
так,
чтобы
зверят
стало
пять?»
Дети
помогают
выполнить
задания.
«Сколько стало зверят? (Дети пересчитывают.)
Как
вы
получили
число
пять?
(К
четырем
добавили
один.)
Сколько зверят? Сколько машин?
– Сравните, что больше? Четыре машины и пять зверят – сравните, что
меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре
или пять?»
Воспитатель: Молодцы! А ты Буратино запоминай. Ребята, а какой конверт
следующий?
Дети:
Воспитатель: Какого он Цвета?
Воспитатель: В этом задании Карабас-Барабас просит Буратино, чтобы он
отгадал загадки .
Воспитатель: Поможем Буратино отгадать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)
Теперь отгадайте следующую загадку:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам (треугольник)
У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
(На экране показываются правильные ответы.)
Воспитатель: Вот видишь Буратино какие наши ребята молодцы!
Буратино: Все я устал больше ничего не хочу.
Воспитатель: Ну как же Мальвина? Ребята, что можно сделать чтобы
Буратино отдохнул?
Дети: Поиграть.
Буратино: Играть я люблю.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Воспитатель: Ребята, сейчас вы все и ты Буратино возьмёте геометрические
фигуры. Пока играет музыка мы танцуем, как только она закончится все
бегут к своим домикам.
Играет минусовка из мультфильма «Приключения Буратино, музыка
заканчивается дети прибегают к своим домикам . Игра повторяется 3
раза.
Воспитатель: Открываем следующий конверт
Воспитатель: Какого он цвета?
Воспитатель: А здесь задание «Дорисуй недостающую фигуру».
Ребята, я вам предлагаю сесть за столы и выполнить это задание, а ты
Буратино учись.
(Дети рассаживаются за столы, воспитатель раздает рисунки-таблички)
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите какой фигуры не хватает?
(На экране у воспитателя увеличенная рисунок-схема)
Буратино: И откуда же ваши дети все знают?
Воспитатель: Просто они очень внимательные и любят заниматься. Правда,
ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: А еще наши ребята знают разминку о тебе Буратино. Хочешь
посмотреть?
Буратино: Да.
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
(повторяют два раза)
Воспитатель: Буратино, давай откроем следующий конверт.
Ребенок:
Воспитатель: Какого он цвета?
Воспитатель: В этом конверте много палочек, а задание следующее: нужно
построить лесенку и разложить ступеньки от самой длинной до самой
короткой.( Работа с палочками Кюизенера)
Дети раскладывают палочки. Буратино смотрит и учится. Воспитатель с
детьми обсуждают правильность выполнения задания. Один ребенк
выполняют на доске.
Воспитатель: Ребята, у Буратино остался еще один конверт .
Давай Буратино посмотрим, что же в этом конверте?
Буратино достает диск.
Воспитатель: Ребята, наверно Карабас-Барабас приготовил Буратино видео
задание, давайте посмотрим.
Воспитатель читает задание: «Определение время суток по картинке».
(Дети смотрят на экран и называют время суток)
Воспитатель: Вот Буратино, наши ребята легко справились с твоими
заданиями. Мы надеемся, что когда ты вернешься, Карабас-Барабас уже
отпустит Мальвину.
Буратино: Молодцы ребята, вы так мне помогли. Теперь я обязательно спасу
Мальвину. За это я вас отблагодарю и подарю вам диск с мультфильмом обо
мне. Ну все, ребята, мне пора. Спасибо за помощь, до свидания!
Дети: До свидания, Буратино!
Воспитатель: Вот ребята, какие вы молодцы помогли Буратино спасти
Мальвину. Ребята, а что же вам пришлось сделать, чтобы помочь Буратино?
Дети:…………………………………….
Воспитатель: А какое задание вам больше всего запомнилось? Тебе,………..
Тебе,…………….
Воспитатель: ……………, а что для тебя было самым трудным?
Воспитатель: Ну а теперь я предлагаю вам отдохнуть, а потом посмотреть
мультфильм, который подарил вам Буратино.