Напоминание

"Формирование экологической грамотности дошкольников"


Автор: Сысарова Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Газовичок"
Населённый пункт: города Надыма
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование экологической грамотности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Газовичок»

города Надыма

Методическая разработка по реализации

педагогического проекта

Тема: «Формирование экологической грамотности

дошкольников»

Воспитатель: Сысарова А.С.

2020 г.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой,

в

основу

которого

положен

экологический

подход,

при

котором

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия

экологии.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление

происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека.

Начало же процесса

падает на период дошкольного детства, когда

закладываются

первые

основы

миропонимания

и

практического

взаимодействия с предметно-природной средой.

Тема проекта:

«Формирование экологической грамотности дошкольников»

Проблема проекта:

Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний,

введением современных технологий в образовательный и воспитательный

процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с

учётом его индивидуальных и личностных особенностей.

Противоречие:

Несоответствие между необходимостью экологических знаний у

дошкольников и. возможностью реализовать это на практике.

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная тема

настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая

культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того

катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как

проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других

отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она

вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на

природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся

взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в

каждом человеке достаточного уровня экологической культуры,

экологического сознания, формирование которых начинается с детства и

продолжается всю жизнь. Экологическое воспитание приобретает

громадное значение.

Объект исследования:

воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования:

особенности системы экологического воспитания в детском саду.

Цель проекта:

Формирование основ экологической культуры, экологического сознания,

мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к

природе.

Задачи проекта:

Формировать у дошкольников основные природоведческие

представления и понятия о природе;

развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её

охране;

формировать навыки экологически грамотного, нравственного

поведения в природе;

обеспечить условия для реализации индивидуальных возможностей и

способностей каждого ребёнка.

формировать у детей представление о необходимости бережного и

созидательного отношения к природе через различные виды

деятельности:

- познавательную;

- ценностно-ориентированную;

- творческую (художественно-эстетическую);

- коммуникативную.

Гипотеза:

Если использовать экологическое направление в различных видах

деятельности, то это позволит сформировать у всех участников проекта

экологическую грамотность.

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный (апрель - май 2020 г.)

2 этап – основной (сентябрь 2020 – май 2020 г.г.)

3 этап – заключительный (июнь 2020 г.)

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

. диагностика начального уровня

. разработка программы по экологическому воспитанию

. вовлечение заинтересованных лиц в работу.

Основной

. реализация программы по экологическому воспитанию

. внедрение новых форм работы.

Заключительный

. обобщение результатов работы.

Срок реализации проекта – 1 год.

Планируемые результаты:

положительная динамика развития познавательного интереса детей

дошкольного возраста, их трудолюбия, способности к самостоятельности и

творчеству, которые способствуют более глубокому расширению

экологических знаний воспитанников

развитие исследовательских, коммуникативных навыков;

развитие общей экологической культуры;

развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.

- создание устойчивого интереса детей к компонентами живой и

неживой природы;

- формирование одной из ключевых компетенций – личностного

самосовершенствования: способности ребенка к личностному,

духовному, интеллектуальному саморазвитию.

Критерии сформированности экологической воспитанности

- познавательный интерес к природе и её изучению

- знания об окружающей природе

- восприятие красоты природы и желание любоваться ею

- проявление бережного отношения к природе

- практические умения и навыки по охране природы.

В группе используется система работы с детьми:

посезонное планирование занятий;

создание эколого - развивающей среды (уголки природы);

организация деятельности ДОУ (праздники, наблюдения,

экологическая тропинка, труд в природе);

чтение художественной литературы;

совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей

(акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению

скворечников и кормушек для птиц и др.);

игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;

экология здоровья (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия,

цветотерапия, двигательная активность);

создание системы экологической работы (авторские разработки

занятий, работа с родителями, с общественными организациями,

методическое и информационное обеспечение и т.п.).

Результат проекта

ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ;

ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА.

Участники проекта:

Педагоги

Дети

Родители.

Материально- техническая база:

Предметно- развивающая среда отвечает современным требованиям;

Уголки природы;

Экологическая тропа на участке детского сада;

Огород на окне;

Наглядный и демонстрационный материал.

Вывод:

Проведенная работа позволила сделать вывод, что уровень

экологической воспитанности детей изменился:

дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром

растений и животных;

у детей сформировались первоначальные представления о себе

(человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности

природы, положительное отношение к ней,

у детей выработались первые навыки экологически грамотного и

безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Заключение

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного

формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого

процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания

все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и

деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает

особое место.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –

воспитать экологически грамотного человека.

Перспективы развития и распространения проекта

Презентация проекта

Проект можно рассматривать как дополнение к любым

общеобразовательным программам экологического направления

Методические разработки, учебно-практический материал.

Творческий отчет для педагогов на уровне ДОУ.

Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического

содержания (рисунки, поделки и.т.д).

Отчетно-практические мероприятия для родителей и воспитанников.



В раздел образования