Автор: Сысарова Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Газовичок"
Населённый пункт: города Надыма
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование экологической грамотности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Газовичок»
города Надыма
Методическая разработка по реализации
педагогического проекта
Тема: «Формирование экологической грамотности
дошкольников»
Воспитатель: Сысарова А.С.
2020 г.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой,
в
основу
которого
положен
экологический
подход,
при
котором
педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия
экологии.
Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление
происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека.
Начало же процесса
падает на период дошкольного детства, когда
закладываются
первые
основы
миропонимания
и
практического
взаимодействия с предметно-природной средой.
Тема проекта:
«Формирование экологической грамотности дошкольников»
Проблема проекта:
Сохранение равновесия между необходимостью экологических знаний,
введением современных технологий в образовательный и воспитательный
процесс и созданием для каждого дошкольника соответствующих условий с
учётом его индивидуальных и личностных особенностей.
Противоречие:
Несоответствие между необходимостью экологических знаний у
дошкольников и. возможностью реализовать это на практике.
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная тема
настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая
культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того
катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как
проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других
отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она
вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на
природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся
взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в
каждом человеке достаточного уровня экологической культуры,
экологического сознания, формирование которых начинается с детства и
продолжается всю жизнь. Экологическое воспитание приобретает
громадное значение.
Объект исследования:
воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования:
особенности системы экологического воспитания в детском саду.
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры, экологического сознания,
мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к
природе.
Задачи проекта:
Формировать у дошкольников основные природоведческие
представления и понятия о природе;
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её
охране;
формировать навыки экологически грамотного, нравственного
поведения в природе;
обеспечить условия для реализации индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребёнка.
формировать у детей представление о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе через различные виды
деятельности:
- познавательную;
- ценностно-ориентированную;
- творческую (художественно-эстетическую);
- коммуникативную.
Гипотеза:
Если использовать экологическое направление в различных видах
деятельности, то это позволит сформировать у всех участников проекта
экологическую грамотность.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный (апрель - май 2020 г.)
2 этап – основной (сентябрь 2020 – май 2020 г.г.)
3 этап – заключительный (июнь 2020 г.)
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
. диагностика начального уровня
. разработка программы по экологическому воспитанию
. вовлечение заинтересованных лиц в работу.
Основной
. реализация программы по экологическому воспитанию
. внедрение новых форм работы.
Заключительный
. обобщение результатов работы.
Срок реализации проекта – 1 год.
Планируемые результаты:
положительная динамика развития познавательного интереса детей
дошкольного возраста, их трудолюбия, способности к самостоятельности и
творчеству, которые способствуют более глубокому расширению
экологических знаний воспитанников
развитие исследовательских, коммуникативных навыков;
развитие общей экологической культуры;
развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.
- создание устойчивого интереса детей к компонентами живой и
неживой природы;
- формирование одной из ключевых компетенций – личностного
самосовершенствования: способности ребенка к личностному,
духовному, интеллектуальному саморазвитию.
Критерии сформированности экологической воспитанности
- познавательный интерес к природе и её изучению
- знания об окружающей природе
- восприятие красоты природы и желание любоваться ею
- проявление бережного отношения к природе
- практические умения и навыки по охране природы.
В группе используется система работы с детьми:
посезонное планирование занятий;
создание эколого - развивающей среды (уголки природы);
организация деятельности ДОУ (праздники, наблюдения,
экологическая тропинка, труд в природе);
чтение художественной литературы;
совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей
(акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению
скворечников и кормушек для птиц и др.);
игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
экология здоровья (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия,
цветотерапия, двигательная активность);
создание системы экологической работы (авторские разработки
занятий, работа с родителями, с общественными организациями,
методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Результат проекта
ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ;
ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА.
Участники проекта:
Педагоги
Дети
Родители.
Материально- техническая база:
Предметно- развивающая среда отвечает современным требованиям;
Уголки природы;
Экологическая тропа на участке детского сада;
Огород на окне;
Наглядный и демонстрационный материал.
Вывод:
Проведенная работа позволила сделать вывод, что уровень
экологической воспитанности детей изменился:
дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром
растений и животных;
у детей сформировались первоначальные представления о себе
(человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности
природы, положительное отношение к ней,
у детей выработались первые навыки экологически грамотного и
безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Заключение
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного
формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого
процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания
все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и
деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает
особое место.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –
воспитать экологически грамотного человека.
Перспективы развития и распространения проекта
Презентация проекта
Проект можно рассматривать как дополнение к любым
общеобразовательным программам экологического направления
Методические разработки, учебно-практический материал.
Творческий отчет для педагогов на уровне ДОУ.
Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического
содержания (рисунки, поделки и.т.д).
Отчетно-практические мероприятия для родителей и воспитанников.