Напоминание

Песочная анимация как инновационный подход к развитию креативного мышления у дошкольников


Авторы: Костина Марина Николаевна, Марина Николаевна Костина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Песочная анимация как инновационный подход к развитию креативного мышления у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе

Тема: «Песочная анимация» как инновационный подход к

развитию креативного мышления у дошкольников

МА ДОУ «Детский сад № 415

Воспитатель:

Костина Марина Николаевна

В нашем мире, когда всё острее ощущается потребность в новых,

нестандартных способах мышления, всё большую ценность приобретает

умение креативно мыслить, находить неожиданное решение, а любую

ситуацию воспринимать, как возможность решить интересную задачу.

Но, особое значение, на мой взгляд, имеет развитие творческого

потенциала личности. Таким образом, одной из самых важных задач для

педагога, я считаю, является поиск нестандартных подходов к развитию

индивидуальных способностей ребёнка.

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день,

является

отсутствие

необходимых

изобразительных

навыков

у

дошкольников.

Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ,

так как, не владея определёнными способами отображения реальности,

дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые

затрудняются. Почему они не рисуют дома? Возможны разные ответы на

данный вопрос: не созданы условия для творчества, никто их не научил

рисовать или ребёнок может бояться оценки, поэтому и избегает данного

вида деятельности. Результат – точки и кляксы на листе. Как же развить в

дошкольниках эти навыки? Умение видеть на столе – желание изобразить

в жизни – смелость пробовать. И, я пришла к выводу о необходимости

использования специальных техник, которые создадут ситуацию успеха у

воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Меня

привлекла песочная анимация.

Как же появился песок в моей жизни?

Как молодая мама, имеющая двоих замечательных ребятишек, я

была очень занята домашними делами. А дети не всегда понимают, что

необходимо выполнить ту или иную домашнюю работу, и, постоянно

отрывают от дел. То вопросы, то проблемы, то выяснение отношений. В

любом случае мама бросает все свои дела и начинается «разбор полётов».

В один из прекрасных день я зашла в магазин «Умная игрушка».

Долго изучая представленный на полках товар, я уже собралась уходить,

но тут продавщица предложили мне купить кинестетический песок.

Раньше я никогда с ним не сталкивалась, поэтому решила сначала

попробовать. Я взяла его в руки и, больше не выпускала. Насколько меня

поразили его текстура, пластичность, мягкость, приятность на ощупь. Я

сразу начала лепить и поняла, что из него можно сделать любые фигур и

изделия. Он не застывает, его можно резать, сворачивать, да и ещё целую

кучу приятных и полезных вещей. Он развивает фантазию и оказывает

существенную пользу для моторики рук.

Конечно, я его приобрела. Придя домой, я предложила своим

малышам поиграть, организовала пространство, принесла им мелкие

игрушки и, результат просто ошеломил. Больше в этот вечер ничем другим

они не занимались, детей я не видела и не слышала.

Забегая вперёд, скажу, что песок давно уже занял прочные позиции в

моей семье. Если есть свободное время, мы обязательно занимаемся, что

приводит к потрясающим результатам. Например, недавно, рисовали с

детьми песком, и я заметила, что они такое же изображение воспроизводят

на листе, уже самостоятельно, дополняя его различными мелкими

деталями и элементами.

После подобных экспериментов, я решила изучить вопрос детально,

с научной точки зрения и узнала, что рисование песком – один из самых

необычных способов творческой деятельности, а применение такого

метода

(песочная

анимация)

в

дошкольном

воспитании

является

инновационным для дошкольных учреждений.

Потребность играть с песком заложена в нас на подсознательном

уровне. Представьте себе такую картину: пляж, красивый шум волн, яркий

закат, вы сидите и, пропуская мелкий морской песок сквозь пальцы,

отдыхаете, думая о вечном. Он успокаивает и завораживает.

И мы вспоминаем детство, ведь песок – тот самый материал, с

помощью которого мы начинаем познавать мир. Вспоминаем наш двор,

соседей, огромную песочницу с большим количеством совочков и

игрушек, наших друзей. Как же нравилось там играть. А ведь игра с

песком, это не только огромное удовольствие, но и польза.

В отличие от обычного рисования песочная анимация предполагает

работу

одновременно

обеими

руками,

что

способствует

развитию

взаимосвязи между полушариями головного мозга. Ученые доказали, что

песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. А также,

проще становится исправить ошибки на письме, чем на бумаге. Это даёт

возможность

ребёнку

ощущать

свою

успешность,

что

критически

необходимо для его развития. У детей рисование песком развивает мелкую

моторику,

координацию

движений,

расширяет

кругозор

и

осведомлённость, способность к развитию творческих навыков.

В процессе создания рисунка у детей происходит развитие всех

познавательных процессов, концентрация внимания и памяти, зрительного

и слухового восприятия, творческого мышления и воображения, речи.

Рисование песком развивает точность и координацию движений, рук и

глаз, пластику движений, умение действовать по словесным инструкциям,

самостоятельно достигать своей цели.

Конечно, внедрение подобной методики невозможно без обучения.

Именно поэтому я сначала стала посещать курсы в педагогическом

училище, но, этого оказалось недостаточно, и я продолжила учиться

дальше. Детским садом, в котором я работаю, в рамках программы

модернизации образования, были приобретены специальные столы для

рисования, что позволило мне внедрять на практике полученные знания.

На занятиях с детьми своей младшей группы я отрабатывала на практике

приемы песочной анимации, разработала ряд конспектов непосредственно

образовательной и досуговой деятельности. Планирую продолжить работу

с песком, потому что открываю для себя новые направления и

перспективы использования методики.

Опыт моей работы показал, что использование песочной анимации в

работе с дошкольниками даёт интересные и, безусловно, положительные

результаты. Прежде всего, у детей значительно возрастает интерес к

занятиям. Воспитанники чувствуют себя более успешно. На занятиях нет

места монотонности и скуки, а у малышей легче проходит адаптационный

период.

Приведу

простой

пример.

В

нашей

группе

есть

мальчик

с

особенностями нервной системы. И, в один вечер, за ним пришла бабушка

и дедушка, а не папа, которого он ожидал увидеть. Конечно, началась

истерика. Что делать? Как успокоить ребёнка? Решение пришло быстро.

Мы выключили свет, включили тихую музыку, и стали рисовать и

рассказывать сказку. Все малыши, находящиеся на тот момент в группе,

присоединились к нам. Наш герой постепенно успокоился, слушая сказку.

Она закончилась, малыш попрощался с нами, и, спокойно ушел домой. Что

произошло? Ребёнок сбросил напряжение с помощью музыки, светового

мерцания, сказкотерапии. Он получил удовольствие от процесса, и не

было больше причин для капризов.

На мой взгляд, не просто знание, а понимание и применение

различных методик, в том числе и современных, существенно отличает

творческого профессионала, от обычного воспитателя, который способен

увидеть проблему, и предложить пути её решения



В раздел образования