Напоминание

«Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников»


Автор: Коршунова Ирина Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: филиал МАДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: Первоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников»

Грамматический строй речи

- это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:

1.

Помочь детям освоить морфологическую систему родного языка.

2.

Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи.

3.

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Методы формирования грамматически правильной речи у детей

дидактические игры

игры-драматизации

словесные упражнения

рассматривание картин

пересказ коротких рассказов и сказок

Приемы обучения грамматическим навыкам

Образец

Объяснение

Сравнение

Повторение

Методика формирования морфологической стороны речи

Основное содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста:

Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде

и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Примеры дидактических игр

1.

«Что изменилось?»

Детям предлагается усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем воспитатель меняет

местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось,

употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол».

2.

«Волшебный мешочек»

В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко?

(красное, круглое, сладкое). Какой мячик? (красный, круглый, резиновый).

Средний дошкольный возраст.

Содержание обучения

Обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного

числа существительных.

Обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Обучение использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно

спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным

значением.

Примеры дидактических игр

1.

Чего (кого) не стало?»

Ответь на вопрос: чего (кого) не стало? (туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек,

валенки – валенок, сандалии – сандалий).

2.

«Подбери слово»

Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный?

Содержание обучения в старшем дошкольном возрасте:

Обучение согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий

ряд, пятый стол).

Формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

Игры и упражнения

1. «Чего нет у Тани?» (Цель: употребление существительных во множественном числе,

родительном падеже).

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто,

туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки).

А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, туфель, пальто).

2. «А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)

У меня маленькое пианино. А у тебя что? – А у меня большое пианино.

Про что можно сказать маленькая, маленький, маленькое?

3. «Один и много».

У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.

У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

Методика формирования синтаксической стороны речи

Последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего

возраста:

Учить детей односложно отвечать на вопросы.

Учить строить простое предложение.

Учить оформлять и распространять простое предложение (с помощью воспитателя) за

счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными

членами.

Обучение составлению сложных предложений.



В раздел образования