Автор: Коршунова Ирина Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: филиал МАДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: Первоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников»
Грамматический строй речи
- это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:
1.
Помочь детям освоить морфологическую систему родного языка.
2.
Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи.
3.
Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Методы формирования грамматически правильной речи у детей
дидактические игры
игры-драматизации
словесные упражнения
рассматривание картин
пересказ коротких рассказов и сказок
Приемы обучения грамматическим навыкам
Образец
Объяснение
Сравнение
Повторение
Методика формирования морфологической стороны речи
Основное содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста:
Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде
и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
Примеры дидактических игр
1.
«Что изменилось?»
Детям предлагается усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем воспитатель меняет
местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось,
употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол».
2.
«Волшебный мешочек»
В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко?
(красное, круглое, сладкое). Какой мячик? (красный, круглый, резиновый).
Средний дошкольный возраст.
Содержание обучения
Обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного
числа существительных.
Обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Обучение использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно
спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным
значением.
Примеры дидактических игр
1.
Чего (кого) не стало?»
Ответь на вопрос: чего (кого) не стало? (туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек,
валенки – валенок, сандалии – сандалий).
2.
«Подбери слово»
Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный?
Содержание обучения в старшем дошкольном возрасте:
Обучение согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий
ряд, пятый стол).
Формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными.
Игры и упражнения
1. «Чего нет у Тани?» (Цель: употребление существительных во множественном числе,
родительном падеже).
Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто,
туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки).
А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, туфель, пальто).
2. «А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)
У меня маленькое пианино. А у тебя что? – А у меня большое пианино.
Про что можно сказать маленькая, маленький, маленькое?
3. «Один и много».
У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.
У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.
Методика формирования синтаксической стороны речи
Последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего
возраста:
Учить детей односложно отвечать на вопросы.
Учить строить простое предложение.
Учить оформлять и распространять простое предложение (с помощью воспитателя) за
счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными
членами.
Обучение составлению сложных предложений.