Автор: Мятлева Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 49
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Логоритмика для дошкольника - что это такое?
Раздел: дошкольное образование
Логоритмика для дошкольника - что это такое?
МДОУ детский сад № 49 «Ладушки»
Учитель-логопед: Мятлева О.А.
Логоритмика
–
относительно
новое
понятие
в
педиатрии,
воспитательной
и
педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции
речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы
между нервной и дыхательной системами, органами чувств. Комплексный подход
позволял
устранить
сбои
в
гармоничном
функционировании
этих
механизмов,
ликвидировать или сгладить речевые дефекты.
Логоритмика – одна из технологий детской коррекционной программы, которая
благодаря определенным приемам соединяет движения, слова и музыку. Логопед на
занятиях прорабатывает с малышами не только речь, но одновременно артикуляционную,
общую и мелкую моторику. У детей без серьезных усилий быстро развиваются речь,
двигательные навыки, способности к преодолению трудностей, творческое начало. Если
каждый день в одно и то же время выполнять специальные упражнения (на расслабление,
дыхательно-голосовые и др.), дети входят в правильный, здоровый режим. Во время
регулярных
занятий
логопедической
логоритмикой
гармонично
перестраиваются
различные системы организма – двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая и
др. Она способствует оттачиванию речевого дыхания, нормализует мышечный тонус.
Сейчас известно, что логоритмика основывается на связи психоэмоционального состояния
дошкольников с их физическими кондициями. Это позволяет применять технику с целью
тренировки памяти, восприятия, внимания, формировать у малышей правильные
двигательные навыки. При правильном подходе занятия успокаивают легковозбудимых и
гиперактивных детей, стимулируют активность медлительных, нерасторопных ребят.
Основная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений
или
их
коррекция
путем
оттачивания
двигательных
навыков.
Ее
достижение
сопровождается
физическим
оздоровлением,
духовным
и
психоэмоциональным
воспитанием.
Логоритмика для детей преследует такие задачи:
оттачивание дыхательных движений;
отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции;
улучшение координации и моторики;
стимуляция
высших
психических
свойств:
память,
внимание,
ориентирование
в
пространстве;
отработка чувства ритма;
культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке;
расширение кругозора;
увеличение объема словарного запаса.
Для кого полезны занятия?
Положительные результаты применения различных программ свидетельствуют о том,
насколько полезна логоритмика для малышей разных возрастов, типов темперамента.
Даже при отсутствии у ребенка любых отклонений или проблемных особенностей работа
благотворно скажется на его общем состоянии. Логоритмические занятия особенно
полезны ребятам с заиканием или предрасположенностью к нему, любыми дефектами
речи, в том числе, при задержке развития навыка. Также они пригодятся часто болеющим
или ослабленным дошкольникам, малышам с плохой координацией, скудной моторикой.
Правила проведения занятий по логоритмике
Логопедическая ритмика – это целая наука, которая при правильном использовании ее
принципов способна творить чудеса. Специалисты не рекомендуют бездумно отправлять
ребенка на разрекламированные занятия. Сначала следует оценить особенности ситуации,
в случае необходимости посоветоваться с профессионалами (логопедом, психологом,
педиатром, педагогом-дефектологом). В идеале ребенка следует записывать в учреждение,
работа в котором сопровождается консультациями с перечисленными специалистами.
Главный плюс логоритмики – простота направления. Для его практического применения
не нужно получать профильного образования. Достаточно усвоить ряд базовых правил, а
также специфических моментов.
Логоритмика для дошкольников строится на таких принципах:
занятия должны основываться на подражании. Ведущий не просто говорит, что нужно
делать, он все показывает, побуждая ребенка к повторению;
при наличии заикания работу следует проводить 3-4 раза в неделю, при отсутствии
проблем двух раз будет достаточно. Лучше организовывать их во второй половине дня;
во время занятий малышу должно быть весело и интересно. Не нужно ограничиваться
музыкой и движениями, стоит позаботиться об игрушках, картинках и даже костюмах;
не следует постоянно менять программу. Начинать надо с самого простого, постепенно
доводя исполнение ребенка до совершенства. После этого можно вносить дополнения,
усложнять действия или фразы;
работа должна сопровождаться музыкой. Ее надо подбирать так, чтобы звуки и их темп
соответствовали типу программы;
не надо зацикливаться строго на прописанной специалистами программе. Каждый
ребенок уникален, поэтому занятия нужно подстраивать под него, уделяя особое
внимание проблемным моментам;
главное – сохранять терпение и радостное настроение. Малыши тонко чувствуют
недовольство, из-за которого быстро замыкаются в себе.
Не стоит ожидать мгновенных положительных результатов. Независимо от того, с каких
вводных пришлось начинать, стойкий эффект появится через 6-12 месяцев.
Занятие по логоритмике должно включать:
ходьбу на месте, в разных направлениях;
действия на отработку речевого дыхания, постановку артикуляции, голоса;
упражнения для оттачивания внимания, поддержания мышечного тонуса;
ритмические действия, формирующие чувство темпа;
пение, произношение звуков, слов или фраз под музыку и без;
действия, способствующие развитию мелкой моторики.
Все перечисленные виды активности должны быть тесно связаны с музыкой. По этой
причине подбору композиций надо уделить повышенное внимание.
Логоритмическая гимнастика в разные периоды жизни детей:
от 0 до 2 лет – первые попытки приучить ребенка к произношению слов и выполнению
движений под музыку можно предпринимать хоть сразу после его рождения. Занятия хоть
и будут пассивными, принесут массу пользы, дадут задел на будущее. Сначала достаточно
самостоятельно выполнять простейшие движения под аккомпанемент, произнося звуки
или слова. Затем надо повторять действия ручками и ножками малыша в такт речи или
музыке;
от 2 до 4 лет – логоритмика для детей 2-3 лет призвана совершенствовать уже
приобретенные навыки. Главное, не торопить ребенка, подстраиваться под его ритм
развития. Если он еще не говорит фразами, упор надо делать на слова, постепенно
складывая их в предложения;
от 4 до 6 лет – период, когда сложность фраз может быть максимальной. Чтобы
избавиться от речевых ошибок надо использовать скороговорки, приемы логопедической
гимнастики;
младшие школьники – в этом возрасте дети особенно полны энергии, поэтому можно
смело давать им самые сложные движения. При этом нельзя забывать о речевом
сопровождении работы.
Логоритмика
–
это
эффективная
коррекция
имеющихся
нарушений,
а
также
профилактика их возникновения. Специалисты успешно борются с задержками речевого
развития, заиканием, общим недоразвитием речи, ринолалией.
Источники:
1.
Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи:
Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. - М.:
Академия,2005.-192с.
2.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.
3.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: Союз,
2004.