Напоминание

Логоритмика для дошкольника - что это такое?


Автор: Мятлева Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 49
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Логоритмика для дошкольника - что это такое?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логоритмика для дошкольника - что это такое?

МДОУ детский сад № 49 «Ладушки»

Учитель-логопед: Мятлева О.А.

Логоритмика

относительно

новое

понятие

в

педиатрии,

воспитательной

и

педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции

речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы

между нервной и дыхательной системами, органами чувств. Комплексный подход

позволял

устранить

сбои

в

гармоничном

функционировании

этих

механизмов,

ликвидировать или сгладить речевые дефекты.

Логоритмика – одна из технологий детской коррекционной программы, которая

благодаря определенным приемам соединяет движения, слова и музыку. Логопед на

занятиях прорабатывает с малышами не только речь, но одновременно артикуляционную,

общую и мелкую моторику. У детей без серьезных усилий быстро развиваются речь,

двигательные навыки, способности к преодолению трудностей, творческое начало. Если

каждый день в одно и то же время выполнять специальные упражнения (на расслабление,

дыхательно-голосовые и др.), дети входят в правильный, здоровый режим. Во время

регулярных

занятий

логопедической

логоритмикой

гармонично

перестраиваются

различные системы организма – двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая и

др. Она способствует оттачиванию речевого дыхания, нормализует мышечный тонус.

Сейчас известно, что логоритмика основывается на связи психоэмоционального состояния

дошкольников с их физическими кондициями. Это позволяет применять технику с целью

тренировки памяти, восприятия, внимания, формировать у малышей правильные

двигательные навыки. При правильном подходе занятия успокаивают легковозбудимых и

гиперактивных детей, стимулируют активность медлительных, нерасторопных ребят.

Основная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений

или

их

коррекция

путем

оттачивания

двигательных

навыков.

Ее

достижение

сопровождается

физическим

оздоровлением,

духовным

и

психоэмоциональным

воспитанием.

Логоритмика для детей преследует такие задачи:

оттачивание дыхательных движений;

отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции;

улучшение координации и моторики;

стимуляция

высших

психических

свойств:

память,

внимание,

ориентирование

в

пространстве;

отработка чувства ритма;

культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке;

расширение кругозора;

увеличение объема словарного запаса.

Для кого полезны занятия?

Положительные результаты применения различных программ свидетельствуют о том,

насколько полезна логоритмика для малышей разных возрастов, типов темперамента.

Даже при отсутствии у ребенка любых отклонений или проблемных особенностей работа

благотворно скажется на его общем состоянии. Логоритмические занятия особенно

полезны ребятам с заиканием или предрасположенностью к нему, любыми дефектами

речи, в том числе, при задержке развития навыка. Также они пригодятся часто болеющим

или ослабленным дошкольникам, малышам с плохой координацией, скудной моторикой.

Правила проведения занятий по логоритмике

Логопедическая ритмика – это целая наука, которая при правильном использовании ее

принципов способна творить чудеса. Специалисты не рекомендуют бездумно отправлять

ребенка на разрекламированные занятия. Сначала следует оценить особенности ситуации,

в случае необходимости посоветоваться с профессионалами (логопедом, психологом,

педиатром, педагогом-дефектологом). В идеале ребенка следует записывать в учреждение,

работа в котором сопровождается консультациями с перечисленными специалистами.

Главный плюс логоритмики – простота направления. Для его практического применения

не нужно получать профильного образования. Достаточно усвоить ряд базовых правил, а

также специфических моментов.

Логоритмика для дошкольников строится на таких принципах:

занятия должны основываться на подражании. Ведущий не просто говорит, что нужно

делать, он все показывает, побуждая ребенка к повторению;

при наличии заикания работу следует проводить 3-4 раза в неделю, при отсутствии

проблем двух раз будет достаточно. Лучше организовывать их во второй половине дня;

во время занятий малышу должно быть весело и интересно. Не нужно ограничиваться

музыкой и движениями, стоит позаботиться об игрушках, картинках и даже костюмах;

не следует постоянно менять программу. Начинать надо с самого простого, постепенно

доводя исполнение ребенка до совершенства. После этого можно вносить дополнения,

усложнять действия или фразы;

работа должна сопровождаться музыкой. Ее надо подбирать так, чтобы звуки и их темп

соответствовали типу программы;

не надо зацикливаться строго на прописанной специалистами программе. Каждый

ребенок уникален, поэтому занятия нужно подстраивать под него, уделяя особое

внимание проблемным моментам;

главное – сохранять терпение и радостное настроение. Малыши тонко чувствуют

недовольство, из-за которого быстро замыкаются в себе.

Не стоит ожидать мгновенных положительных результатов. Независимо от того, с каких

вводных пришлось начинать, стойкий эффект появится через 6-12 месяцев.

Занятие по логоритмике должно включать:

ходьбу на месте, в разных направлениях;

действия на отработку речевого дыхания, постановку артикуляции, голоса;

упражнения для оттачивания внимания, поддержания мышечного тонуса;

ритмические действия, формирующие чувство темпа;

пение, произношение звуков, слов или фраз под музыку и без;

действия, способствующие развитию мелкой моторики.

Все перечисленные виды активности должны быть тесно связаны с музыкой. По этой

причине подбору композиций надо уделить повышенное внимание.

Логоритмическая гимнастика в разные периоды жизни детей:

от 0 до 2 лет – первые попытки приучить ребенка к произношению слов и выполнению

движений под музыку можно предпринимать хоть сразу после его рождения. Занятия хоть

и будут пассивными, принесут массу пользы, дадут задел на будущее. Сначала достаточно

самостоятельно выполнять простейшие движения под аккомпанемент, произнося звуки

или слова. Затем надо повторять действия ручками и ножками малыша в такт речи или

музыке;

от 2 до 4 лет – логоритмика для детей 2-3 лет призвана совершенствовать уже

приобретенные навыки. Главное, не торопить ребенка, подстраиваться под его ритм

развития. Если он еще не говорит фразами, упор надо делать на слова, постепенно

складывая их в предложения;

от 4 до 6 лет – период, когда сложность фраз может быть максимальной. Чтобы

избавиться от речевых ошибок надо использовать скороговорки, приемы логопедической

гимнастики;

младшие школьники – в этом возрасте дети особенно полны энергии, поэтому можно

смело давать им самые сложные движения. При этом нельзя забывать о речевом

сопровождении работы.

Логоритмика

это

эффективная

коррекция

имеющихся

нарушений,

а

также

профилактика их возникновения. Специалисты успешно борются с задержками речевого

развития, заиканием, общим недоразвитием речи, ринолалией.

Источники:

1.

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи:

Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. - М.:

Академия,2005.-192с.

2.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.

3.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: Союз,

2004.



В раздел образования