Напоминание

"Роль семьи в воспитании ребенка"


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в воспитании ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль семьи в воспитании ребенка

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Главным

социальным

фактором,

влияющим

на

становление

личности, является семья, именно она формирует личность ребенка. Семья

может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного

фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка

состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей -

матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку

лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья передает свой

духовный опыт, трудолюбие. Именно в семье познаются такие понятия как

отцовство, материнство, семейные отношения. Поэтому от семьи зависит

многое.

Отсутствие

эмоциональной

поддержки

детей

со

стороны

родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности,

в снижении уверенности в себе у детей и подростков. Отсутствие

материальных средств отражается на питании семьи, что снижает

сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма,

истощению. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается

апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением

личности членов семьи.

Особенно тяжело приходится семьям, воспитывающим детей

подросткового возраста. Подросток, это юноша или девушка в возрасте от

12 до 17 лет, у которого происходят физиологические изменения в

организме.

Подростки

испытывают

изменения

не

только

в

физиологическом плане, в этом возрасте дети пытаются найти себя, свой

путь в жизни, свое место в жизни и социальной лестнице. Задача взрослых,

родителей и социальных педагогов, помочь ребенку пройти этот путь

достойно и стать полноценным человеком и членом общества. Одним из

новообразований подросткового возраста является, чувство взрослости.

Это выражается в желании, чтобы все и взрослые, и сверстники –

относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство

взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании

оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной

эмоциональности.

Это

проявляется

в

возбудимости,

частой

смене

настроения,

неуравновешенности.

Поступки

многих

подростков

становится

противоречивыми,

непредсказуемыми.

В

подростковом

возрасте

значительно

возрастают

трудности

овладения

учебным

материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины, которая

выражается в уходах (побегах), бродяжничестве, воровстве и других

формах девиантного поведения.

Все социальные проблемы, с которыми связана семья, усугубляют

внутрисемейные проблемы, асоциальное поведение взрослых членов семьи

ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской,

подростковой наркомании, алкоголизму. Если в проблемной ситуации

подросток

действует

самостоятельно,

а

родители

являются

его

наставниками, он приобретает опыт, который способствует его развитию.

Родители, выступая в роли координаторов, направляют это развитие,

создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы,

а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.

Взаимодействие родителей с педагогами, психологом и социальным

педагогом школы особенно актуально в настоящее время.

Педагоги,

взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет

подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя

помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны

родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше

учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.



В раздел образования