Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в воспитании ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Роль семьи в воспитании ребенка
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Главным
социальным
фактором,
влияющим
на
становление
личности, является семья, именно она формирует личность ребенка. Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка
состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей -
матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья передает свой
духовный опыт, трудолюбие. Именно в семье познаются такие понятия как
отцовство, материнство, семейные отношения. Поэтому от семьи зависит
многое.
Отсутствие
эмоциональной
поддержки
детей
со
стороны
родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности,
в снижении уверенности в себе у детей и подростков. Отсутствие
материальных средств отражается на питании семьи, что снижает
сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма,
истощению. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается
апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением
личности членов семьи.
Особенно тяжело приходится семьям, воспитывающим детей
подросткового возраста. Подросток, это юноша или девушка в возрасте от
12 до 17 лет, у которого происходят физиологические изменения в
организме.
Подростки
испытывают
изменения
не
только
в
физиологическом плане, в этом возрасте дети пытаются найти себя, свой
путь в жизни, свое место в жизни и социальной лестнице. Задача взрослых,
родителей и социальных педагогов, помочь ребенку пройти этот путь
достойно и стать полноценным человеком и членом общества. Одним из
новообразований подросткового возраста является, чувство взрослости.
Это выражается в желании, чтобы все и взрослые, и сверстники –
относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство
взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании
оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной
эмоциональности.
Это
проявляется
в
возбудимости,
частой
смене
настроения,
неуравновешенности.
Поступки
многих
подростков
становится
противоречивыми,
непредсказуемыми.
В
подростковом
возрасте
значительно
возрастают
трудности
овладения
учебным
материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины, которая
выражается в уходах (побегах), бродяжничестве, воровстве и других
формах девиантного поведения.
Все социальные проблемы, с которыми связана семья, усугубляют
внутрисемейные проблемы, асоциальное поведение взрослых членов семьи
ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской,
подростковой наркомании, алкоголизму. Если в проблемной ситуации
подросток
действует
самостоятельно,
а
родители
являются
его
наставниками, он приобретает опыт, который способствует его развитию.
Родители, выступая в роли координаторов, направляют это развитие,
создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы,
а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.
Взаимодействие родителей с педагогами, психологом и социальным
педагогом школы особенно актуально в настоящее время.
Педагоги,
взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет
подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя
помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше
учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.