Напоминание

Проектная деятельность ДОО


Авторы: Чекура Екатерина Валерьевна, Екатерина Валерьевна Чекура
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга Дошкольное отделение
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чекура Екатерина Валерьевна

Воспитатель

ГБОУ школа № 601 Приморского района Санкт-Петербурга

дошкольное отделение

Семинар ДОУ. ПТ

Тема: Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из

опыта работы воспитателя)

Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает

основы для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому важно правильно

организовать обучение в ДОО. Правильно сформировать учебный процесс – внедрить

проекты в детском саду.

Ребёнок

с

раннего

возраста

начинает

познавать

мир.

Задача

дошкольного

образовательного учреждения – дать основные навыки и знания, которые пригодятся в

дальнейшем. Инновации определяют новые методы и средства, ориентированные на

личность ребёнка, на развитие его способностей.

В поиске новых форм работы, стали широко использовать метод проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов,

родителей и детей. В результате у детей развиваются познавательные способности и

творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее

на практике. Когда речь идет о проектной деятельности в детском саду по ФГОС,

воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится партнером. Что необходимо

создать доверительные отношения. Воспитатель должен делает задания вместе с детьми -

так он дает понять, что они находятся на одном уровне. Педагог показывает приемы и

наблюдает за деятельностью детей. Ребенок должен принимать участие в занятиях

добровольно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своей

деятельностью. Основа метода проекта - это направление познавательной деятельности

дошкольников на результат, который достигается в совместной работе взрослых и детей

над определенной проблемой. Решить проблему или работать над проектом значит -

применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной

Программы и получить ощутимый результат. Каждый проект требует планирования и

продумывания деталей. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на

следующих принципах:

основное

внимание

уделяется

ребенку;

соблюдается

индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха;

базовые знания усваиваются легче из-за своей универсальности. Почему проектная

деятельность в детском саду является всегда актуальной? Потому что у каждого малыша

есть свои явные и скрытые особенности, а в каждом возрасте - сенситивные периоды.

Данное направление позволяет это все учесть и создать необходимые условия для

максимальной реализации детских возможностей. Вид проектной деятельности в саду -

исследовательская. Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы:

"почему", "как" и т. д. Дошкольник не слушает то, что говорит ему воспитатель, но и сам

становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Задача воспитателя -

создать условия для самостоятельного поиска ребенком ответов. Далее дошкольник

включается в проектную деятельность и вместе с педагогом проводит эксперименты и т.

д.

Затем

ребенок

показывает результат

своей

исследовательской

деятельности

и

рассказывает, как он понял тему. Воспитатель также предлагает интеллектуальные игры

для закрепления изученного материала. Для каждой группы существуют свои проекты,

которые учитывают все особенности детей в группах. Проект может быть краткосрочным,

долгосрочным или средней продолжительности. В младших группах выбор проекта

осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта осуществляет как

педагог, так и дети. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и

жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта. Приведём

некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты:

«Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения», «Живая вода» и др. Так,

проект «Здоровый образ жизни» призван объяснить дошкольникам, зачем надо делать

утреннюю гимнастику, какую пользу приносит закаливание организма и т.д.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и

агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых

водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

В проекте «Правила дорожного движения» идет формирование у детей потребности в

соблюдении ПДД, овладение навыками оказания первой медицинской помощи при ДТП,

воспитание у детей чувства дружбы, взаимовыручки, коллективизма.

Также начиная с детьми от трех лет проект «Наши любимые сказки» направлен на

развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

Данный проект заключался в создании уникальной развивающей среды на территории

дошкольного учреждения, с помощью которой можно развивать познавательный интерес

у детей, дать возможность педагогу творчески подойти к реализации ОП, помочь

родителям стать участником воспитательно - образовательного процесса. В ходе проекта

постепенно создавалась и обогащалась среда различными элементами, объектами с целью

поддержания детского интереса. На каждом участке детского сада есть герои из

различных сказок, где дети с интересом рассматривают их, называя не только название

сказки, но и ее героев. Все это способствует развитию речи, умственных способностей и

наблюдательности, формированию мышления, внимания, памяти.

На каждом участке ДОУ есть клумбы, цветочные островки, газоны с цветами. Дети

ухаживают за цветниками, поливают, рыхлят землю, собирают семена, что имеет большое

воспитательное значение. Следовательно, формируется у дошкольников трудовые навыки

и умения, развивается эстетическое отношение к окружающему миру.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня ребенка не отличается от того,

который был ранее, но большое внимание уделяется на моральную и физическую

подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и

реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из

примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир».

Он направлен на развитие положительных качеств характера и совершение посильных им

добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания

самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в

детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его

помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их

приготовления.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и

педагоги, а также родители, которые были не только источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в

процессе работы над проектом, но и стали непосредственными

участниками образовательного процесса.

Наряду с вышеперечисленными пунктами хотелось бы рассмотреть конкретные примеры

проявления традиций и их нововведений. Так, на сегодняшний день практически в каждом

детском саду установлены площадки по обучению и организации развивающей среды по

Правилам дорожного движения для детей. Во время дневной прогулки воспитатели

наглядно обучают детей изо дня в день этим правилам. Это новация, которая вошла в

реализации только за последние два десятилетия.

Не изменяя традициям, можно отметить всеми известные детские игры, в которые дети

играют в дошкольном образовательном учреждении из поколения в поколение. Также,

многие детские игрушки совершенствуются, которые минимизируют травмы ребенка и

являются

безопасными.

Таким

образом,

одно

из

важных

требований,

которое

регламентируется это всестороннее развитие личности ребенка, развитие конструктивного

взаимодействия внутри группы, выполняется благодаря традициям в содержании

образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и новациям.



В раздел образования