Авторы: Чекура Екатерина Валерьевна, Екатерина Валерьевна Чекура
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга Дошкольное отделение
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность ДОО
Раздел: дошкольное образование
Чекура Екатерина Валерьевна
Воспитатель
ГБОУ школа № 601 Приморского района Санкт-Петербурга
дошкольное отделение
Семинар ДОУ. ПТ
Тема: Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из
опыта работы воспитателя)
Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает
основы для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому важно правильно
организовать обучение в ДОО. Правильно сформировать учебный процесс – внедрить
проекты в детском саду.
Ребёнок
с
раннего
возраста
начинает
познавать
мир.
Задача
дошкольного
образовательного учреждения – дать основные навыки и знания, которые пригодятся в
дальнейшем. Инновации определяют новые методы и средства, ориентированные на
личность ребёнка, на развитие его способностей.
В поиске новых форм работы, стали широко использовать метод проектной деятельности.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов,
родителей и детей. В результате у детей развиваются познавательные способности и
творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее
на практике. Когда речь идет о проектной деятельности в детском саду по ФГОС,
воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится партнером. Что необходимо
создать доверительные отношения. Воспитатель должен делает задания вместе с детьми -
так он дает понять, что они находятся на одном уровне. Педагог показывает приемы и
наблюдает за деятельностью детей. Ребенок должен принимать участие в занятиях
добровольно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своей
деятельностью. Основа метода проекта - это направление познавательной деятельности
дошкольников на результат, который достигается в совместной работе взрослых и детей
над определенной проблемой. Решить проблему или работать над проектом значит -
применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной
Программы и получить ощутимый результат. Каждый проект требует планирования и
продумывания деталей. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на
следующих принципах:
основное
внимание
уделяется
ребенку;
соблюдается
индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха;
базовые знания усваиваются легче из-за своей универсальности. Почему проектная
деятельность в детском саду является всегда актуальной? Потому что у каждого малыша
есть свои явные и скрытые особенности, а в каждом возрасте - сенситивные периоды.
Данное направление позволяет это все учесть и создать необходимые условия для
максимальной реализации детских возможностей. Вид проектной деятельности в саду -
исследовательская. Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы:
"почему", "как" и т. д. Дошкольник не слушает то, что говорит ему воспитатель, но и сам
становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Задача воспитателя -
создать условия для самостоятельного поиска ребенком ответов. Далее дошкольник
включается в проектную деятельность и вместе с педагогом проводит эксперименты и т.
д.
Затем
ребенок
показывает результат
своей
исследовательской
деятельности
и
рассказывает, как он понял тему. Воспитатель также предлагает интеллектуальные игры
для закрепления изученного материала. Для каждой группы существуют свои проекты,
которые учитывают все особенности детей в группах. Проект может быть краткосрочным,
долгосрочным или средней продолжительности. В младших группах выбор проекта
осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта осуществляет как
педагог, так и дети. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и
жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта. Приведём
некоторые примеры для каждой из возрастных групп.
Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты:
«Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения», «Живая вода» и др. Так,
проект «Здоровый образ жизни» призван объяснить дошкольникам, зачем надо делать
утреннюю гимнастику, какую пользу приносит закаливание организма и т.д.
С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и
агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых
водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.
В проекте «Правила дорожного движения» идет формирование у детей потребности в
соблюдении ПДД, овладение навыками оказания первой медицинской помощи при ДТП,
воспитание у детей чувства дружбы, взаимовыручки, коллективизма.
Также начиная с детьми от трех лет проект «Наши любимые сказки» направлен на
развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.
Данный проект заключался в создании уникальной развивающей среды на территории
дошкольного учреждения, с помощью которой можно развивать познавательный интерес
у детей, дать возможность педагогу творчески подойти к реализации ОП, помочь
родителям стать участником воспитательно - образовательного процесса. В ходе проекта
постепенно создавалась и обогащалась среда различными элементами, объектами с целью
поддержания детского интереса. На каждом участке детского сада есть герои из
различных сказок, где дети с интересом рассматривают их, называя не только название
сказки, но и ее героев. Все это способствует развитию речи, умственных способностей и
наблюдательности, формированию мышления, внимания, памяти.
На каждом участке ДОУ есть клумбы, цветочные островки, газоны с цветами. Дети
ухаживают за цветниками, поливают, рыхлят землю, собирают семена, что имеет большое
воспитательное значение. Следовательно, формируется у дошкольников трудовые навыки
и умения, развивается эстетическое отношение к окружающему миру.
В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня ребенка не отличается от того,
который был ранее, но большое внимание уделяется на моральную и физическую
подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и
реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из
примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир».
Он направлен на развитие положительных качеств характера и совершение посильных им
добрых дел.
Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания
самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в
детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его
помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их
приготовления.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе
носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и
педагоги, а также родители, которые были не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в
процессе работы над проектом, но и стали непосредственными
участниками образовательного процесса.
Наряду с вышеперечисленными пунктами хотелось бы рассмотреть конкретные примеры
проявления традиций и их нововведений. Так, на сегодняшний день практически в каждом
детском саду установлены площадки по обучению и организации развивающей среды по
Правилам дорожного движения для детей. Во время дневной прогулки воспитатели
наглядно обучают детей изо дня в день этим правилам. Это новация, которая вошла в
реализации только за последние два десятилетия.
Не изменяя традициям, можно отметить всеми известные детские игры, в которые дети
играют в дошкольном образовательном учреждении из поколения в поколение. Также,
многие детские игрушки совершенствуются, которые минимизируют травмы ребенка и
являются
безопасными.
Таким
образом,
одно
из
важных
требований,
которое
регламентируется это всестороннее развитие личности ребенка, развитие конструктивного
взаимодействия внутри группы, выполняется благодаря традициям в содержании
образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и новациям.