Напоминание

"Музыка и здоровье детей"


Автор: Разаханова Наталья Ивановна
Должность: музыкальный руководитель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 75
Населённый пункт: город Одинцово, Московская область
Наименование материала: "Музыка и здоровье детей"
Тема: "Музыка и здоровье детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение...

Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.

Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные

инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов,

которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные

сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус,

побуждали человека к действиям.

В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно

вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует

на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных

органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на

здоровье человека.

Пение. Систематические занятия пением развивают экономное

дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного

аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук,

зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее

пространство.

Остальная

часть

звуковой

волны

поглощается

внутренними

органами,

приводя

их

в

состояние

вибрации.

Это

своеобразный

вибрационный

массаж

внутренних

органов

может

стимулировать и улучшать их работу.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели

сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в

любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали

испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Гласные звуки.

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает»

нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы

с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря,

предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ

и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных

согласных звуков (лучше их пропевать).

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Но следует помнить, что для вокалотерапии лучше использовать

мелодии русских народных и детских песен.

Песни, хорошие помощники и при выполнении массажа. Детей,

особенно младшего возраста, очень трудно удержать в одном положение.

Сергей и Екатерины Железновы сочинили песни для игрового массажа.

(массаж «Дождик», «Пальчики»)

Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз

доказано учёными и врачами-практиками. А вы знаете, что музыка

способна улучшать язык и память детей?

При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная

(слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.

Если вы своего ребёнка будете обучать игре на каком-либо

музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические

навыки. А если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальных

инструментах, то его занятие музыкой может помочь ему справиться с

потерей памяти после перенесенных травм мозга.

Лечебные свойства музыки никак не связаны с ее эстетической

ценностью. Есть плохая, с точки зрения высокого искусства, но

безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, отрицательно

влияющая на развитие ребенка. Например, рок воздействует ультра- и

инфразвуками, которые мы не слышим, но которые воспринимают наши

органы, что может разрушающе действовать на мозг. Среди вредных

классических произведений специалисты отмечают "Венисбергскую сцену"

Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса.

К категории композиций, действующих как психический яд,

принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны.

Анальгетиком в мире звуков являются религиозные произведения Баха и

Генделя. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не

медленная, плавная, но не занудная - этот музыкальный феномен назвали

"эффектом Моцарта". Его "Волшебная флейта" на самом деле может

творить чудеса.

Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли

одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись,

одно поле стали "озвучивать" рок-музыкой, второе - классической, третье

- фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений

полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем

полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка

убивает живую клетку.

Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.

Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ

(уровень шума на дискотеке - до 120 дБ). Ученые вычислили, что без

ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и

30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю

громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого

грузовика, - 90 дБ. Так что делайте выводы!

В качестве примеров положительного влияния музыки при

определённых

состояниях человека

можно

привести

следующие

произведения:

-

«Аве

Мария» Ф.Шуберта,

«Колыбельная»

И.Брамса, «Свет

луны» К.Дебюсси – при сильном нервном раздражении.

- «Мелодия» В. Глюка, «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно,

улучшают сон.

- «К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта –

помогает концентрироваться в течение большого периода времени.

-«Весенняя песня» Ф.Мендельсона, «Юмореска» А.Дворжака, «Венгерская

рапсодия» Ф.Листа – при головной боли.

-

«Свадебный

марш»

Ф.Мендельсона

нормализует

сердечную

деятельность и кровяное давление.

-

Для

общего

успокоения

Бетховен

«Симфония

6»,

Брамс

«Колыбельная», Шуберт «Аве-Мария»

- Для уменьшения раздражительности – Бах «Кантата №2», Бетховен

«Лунная соната»

- Для уменьшения головной боли – Моцарт «Дон Жуан», Хачатурян

«Сюита

Маскарад»,

Лист

«Венгерская рапсодия № 1»,

Бетховен

«Фиделио», Гершвин «Американец в Париже» полонеза Огинского

- Для уменьшения злобности – Бах «Итальянский концерт», Гайдн

«Симфония»

- Для повышения внимания, сосредоточенности – Дебюсси «Лунный свет»,

Мендельсон «Симфония № 5», Чайковский «Времена года»

- Для ритмичного дыхания, повышения аппетита – маршевые мелодии,

вальсы Чайковского, Моцарт, Шуберт, Вивальди.

- Для уменьшения тревоги – Шопен «Мазурка», Штраус «Вальсы»,

Рубинштейн «Мелодии»

- Для снятии гипертонии – Бах «Концерт ре-минор для скрипки»

- Для улучшения самочувствия, настроения – Бетховен «Увертюра

Эдмонд», Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть, Гендель «Менуэт»,

Бизе «Кармен» 3-я часть

- Для крепкого сна – Шуман «Грезы», Сибелиус «Грустный вальс», Глюк

«Мелодия»

- От мигрени – Дворжак «Юморески», Мендельсон «Весенняя песня»,

Гершвин «Американец в Париже».

- От бессонницы – Григ «Пер Гюнт», Сибелиус «Грустный вальс», Шуман

«Грезы»,

Мессне

«Медитация»,

Родриго

«Адажио»,

Оффенбах

«Баркарола», Мендельсон «Песни без слов».

- От утомляемости – Григ «Утро», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

и «Картинки», Штраус «Голубой Дунай», Чайковский «Времена года»

- Для стимуляции творческой деятельности – Дунаевский «Цирк» Лея

«История любви», Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»

- От гастрита – Бетховен «Соната № 7»

- От алкоголизма и курения – Бетховен «Лунная соната», Свиридов

«Метель», «Лебедь Сен-Санса», Шуберт «Аве-Мария»

- От эпилепсии – Моцарт «Соната К448»

- От язвы желудка – Чайковский «Вальс цветов»

- Расслабление организма, восстановление сил - Бетховен «Лунная

соната», Равель «Караван», Лей «Мужчина и женщина»

- Нормализует работу мозга – Григ «Пер Гюнт»

- От депрессии, половых проблем – Поль Мория «Танго»

Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом

шагу, можно также скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в

действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или

усиливает лечение.

Но

следует

знать

также

некоторые

подробности

при

прослушивании музыки с детьми:

- Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к.

это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только

рассеянный звук.

- Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это

самое оптимальное прослушивание.

- При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается

под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого

ритма стоит включать ребенку, а какую нет.

- Музыка может влиять на эмоции людей, тем более детей. Приведу

жуткий

пример,

существует

статистика,

что

наибольшее

число

самоубийств совершается при прослушивании грустной музыки о любви.

Так например в Турции в 1999 году после выхода песни «Bu aksam olurum»о

несчастной любви, в Турции началась волна самоубийств, в результате

чего эту песню запретили.

Помните: Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую

психику, некоторые исследователи утверждают, что она как бы

"зомбирует" ребенка. Низкочастотная музыка вызывает ухудшение

самочувствия и

апатию. Слушание правильно подобранной музыки

повышает

иммунитет

детей,

снимает

напряжение

и

раздражительность,

головную

и

мышечную

боль,

восстанавливает

спокойное дыхание.

Прекрасной колыбельной для вашего ребенка станет знаменитая

"Лунная

соната"

Бетховена.

Старайтесь

подбирать

для

малыша

произведения,

в

которых

задействованы

один-два

музыкальных

инструмента. Такую музыку ребенок воспримет лучше.

Музыкальная терапия противопоказана:

-детям с предрасположенностью к судорогам;

-детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается

отравлением организма;

-детям, страдающим от отита;

-детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Ну вот и все, что я хотела рассказать про пользу музыки для

воспитания и здоровья детей и взрослых. Слушайте хорошую и полезную

музыку, будьте здоровы, и чтобы Ваши детишки росли умными и

здоровыми.



В раздел образования