Напоминание

"Реализация СФГОС для детей с ОВЗ"


Автор: Кирова Анна Михайловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Кольчугино Владимирская область
Наименование материала: «Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей с ОВЗ и их полноценного развития в начальной школе»
Тема: "Реализация СФГОС для детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




«Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования

детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития в начальной школе»

В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования

является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним

из приоритетов государственной образовательной политики в России.

Реализация инклюзивного подхода в образовании предполагает особые требова-

ния к работе администрации и коллектива учебного заведения. Сегодня мы рассмот-

рим вопрос о том, что же необходимо для доступного и личностно-ориентированного

образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в об-

разовательное пространство массовой школы. Возможно ли организовать в началь-

ной школе доступное и личностно-ориентированное образование и развитие всех де-

тей с ОВЗ?

Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья называют физи-

ческое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,

подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие

получению образования без создания специальных условий

Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятель-

ности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и разви-

тия, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за

своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем

Статистические данные по данному вопросу на настоящее время таковы:

около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологи-

ческом развитии;

каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %;

на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000 на чис-

ленность населения 146 800 000 человек (около 8%);

на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа ин-

валидов);

процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад.

Как правило, дети с ОВЗ и дети-инвалиды не могут безболезненно включиться в

образовательный процесс уже на первых порах обучения, так как зачастую у таких

детей:

отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представле-

ния об окружающем мире;

темп выполнения заданий очень низкий;

они нуждаются в постоянной помощи взрослого;

обладают низким уровнем развития речи и мышления;

инфантильны;

у них нарушена координация движений;

1

низка самооценка;

повышена тревожность;

плохо развита мелкая и крупная моторика;

быстро устают;

излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы.

Дети с ОВЗ и инвалиды – адресаты инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для

всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей

Категории детей с особыми образовательными потребностями могут быть

разными, мы сегодня остановимся на обучении детей с ограниченными возможностя-

ми здоровья.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны

иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющих-

ся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаи-

моотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они

могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование может быть:

Полным и постоянным -дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включа-

ются в обычные группы детского сада или классы школы при наличии специально

созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Временным – объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зави-

симости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстни-

ками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного ха-

рактера.

Частичным – дети с ОВЗ и инвалиды совмещают индивидуальное обучение на

дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам. Так-

же они могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и

др.

Эпизодическим – это целенаправленная организация хотя бы минимального соци-

ального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстни-

ками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые

2

создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. (Эпизодическая

инклюзия может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным

нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные

расстройства поведения).

Безусловно, для доступного и личностно-ориентированного образования детей и

подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное про-

странство массовой школы необходимы специальные условия – условия обучения,

воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

необходимую и достаточную нормативно-правовую базу;

необходимое и достаточное организационно-методическое обеспечение;

психолого-педагогическое сопровождение;

адаптивная образовательная среда школы.

В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы

государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об

образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 27 декабря 2012 года, вступив-

ший в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон вводит понятие инклюзивного обучения и дает определение основным по-

нятиям, таким как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, индиви-

дуальный учебный план, инклюзивное образование, адаптированная образовательная

программа и др.

Еще один документ, обязательный для исполнения – это Федеральный государ-

ственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ.

Основные цели введения ФГОС для детей с ОВЗ:

• полноценное включение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ

• социализация детей с ОВЗ, развитие жизненного опыта, академической и жизнен-

ной компетенций

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования

групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обучающиеся с

Нарушениями слуха;

Тяжелыми нарушениями речи;

Нарушениями зрения;

Нарушениями опорно – двигательного аппарата;

Задержкой психического развития;

Умственной отсталостью;

Расстройствами аутистического спектра;

Множественными нарушениями - сочетаниями двух или более психофизических

нарушений.

В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены дифференцированный и

деятельностный подходы.

Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного марш-

рута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Но самое

3

важное, стандарт определяет обязательные требования к условиям получения образо-

вания определенного уровня.

Дополнительно об условиях обучения детей с ОВЗ нам говорит еще один важ-

ный документ - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приведу примеры этих требований:

Не более 2 обучающихся с Нарушениями Опорно Двигательного Аппарата в классе

в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА -

не более 20 обучающихся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняе-

мость класса при 1 глухом - не более 20 обучающихся

Не более 4 обучающихся с Задержкой Психического Развития в классе в условиях

инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняе-

мость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся

Также в образовательном учреждении должен быть разработан и принят ряд ло-

кальных актов:

Помимо нормативно-правовой базы для полноценного образования и развития

детей и подростков с ОВЗ необходимо и соответствующее организационно-методиче-

ское обеспечение данного процесса. Оно включает в себя:

Разработку специальных адаптированных образовательных программ;

индивидуальные учебные планы. У нас в школе по таким обучаются учащиеся, на-

ходящиеся на надомном обучении;

планы воспитательной работы школы и классов, в которых прописаны основные

направления работы с такими детьми;

обучение учителей по данному вопросу.

Психолого-педагогическое сопровождение как еще одно условие для доступ-

ного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их пол-

ноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы

представляет собой:

4

наличие специальной психолого-педагогической поддержки психолога, дефектоло-

га, логопеда и др. специалистов;

тьюторское сопровождение; Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сло-

жившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку ин-

дивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает

процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в систе-

мах дополнительного образования.

организация работы психолого-педагогического консилиума школы,

работа которого регламентируется соответствующим локальным актом;

развитие толерантного отношения окружения «особенного» ребенка.

Адаптивная образовательная среда школы как необходимое условие полно-

ценного включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство массовой школы -

это:

доступность классов и всех помещений школы для таких детей (устранение барье-

ров);

наличие технических средств обеспечения комфортного доступа;

наличие коррекционно-развивающей предметной среды для обучения и социализа-

ции;

наличие помещений (зон) для отдыха, оздоровления, восстановления работо-

способности.

Работа по включению обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство шко-

лы у нас ведется и ведется довольно успешно.

Итак, что же нужно делать школе, если пришел ребенок с ОВЗ, которому нужно

создать специальные условия?

Выбор особых условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью начинается

с прохождения обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для этого необходимо получить направление от организации (к примеру, школы

или больницы) или подать заявление от лица родителей (законных представителей

ребенка).

Если у ребенка выявлены нарушения в физическом, психическом развитии

или отклонения в поведении, ПМПК выдаст заключение, в котором будут указаны

оптимальные условия обучения. Для семьи это заключение носит рекомендательный

характер, но как только оно попадает в школу, становится обязательно для исполне-

ния в сфере образования.

Необходимо помнить, что директор образовательной организации не может

отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ссылаясь на

отсутствие в организации условий для обучения детей. После зачисления ребенка лю-

бая образовательная организация при осуществлении общего образования обучаю-

щихся с ограниченными возможностями здоровья обязана создавать все вышепере-

численные специальные условия.

Обучение детей по адаптированной программе возможно только с согласия ро-

дителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-

педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

5

Если родители (законные представители) обучающегося не дают такого согла-

сия, то ОО не вправе обучать ребенка по адаптированной программе. В данном слу-

чае школа вынуждена обучать ребенка по той программе, по которой он был принят

на обучение.

Если обучающийся, в силу особенностей его здоровья, будет испытывать затруд-

нения в освоении программы, то ответственность в данном случае будут нести его ро-

дители.

Далее заключается договор с родителями, в котором прописываются все условия

обучения, которые может создать школа.

Затем в школе создается рабочая группа по разработке адаптированной програм-

мы в течение 10 дней и издается приказ о создание школьного психолого- педагоги-

ческого консилиума, который будет сопровождать ребенка весь период обучения.

После этого начинается ежедневная кропотливая и очень сложная работа всех

специалистов – учителя, тьютора, психолога, логопеда по включению ребенка с ОВЗ

в образовательное пространство школы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет

личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуман-

ность, толерантность, готовность к помощи. И наша общая задача - создать такую

безбарьерную образовательную среду, в которой каждый ребенок, независимо от со-

циального статуса, национальности, состояния здоровья, будет чувствовать себя уве-

ренно, комфортно, будет расти и развиваться.

Подводя итог, хочется сказать, что несмотря на многочисленные сложности, в

нашей школе сложился положительный опыт по инклюзивному обучению детей с

ограниченными возможностями здоровья. Наша задача совершенствовать работу в

этом направлении и делиться опытом работы друг с другом и другими школами.

Реалии таковы, что часть условий мы создать можем, но существуют барьеры,

которые нам преодолеть пока сложно:

Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обуче-

ния детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.

Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с

ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средства-

ми обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая

неготовность педагогов).

Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к

детям с ОВЗ со стороны родителей обычных детей, общественности в широком

смысле слова).

Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами,

методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ и др.

Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической

среды образовательных учреждений.

«Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предо-

ставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

6

Американский философ и психолог Уильяма Джеймса.

7



В раздел образования