Автор: Кирова Анна Михайловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Кольчугино Владимирская область
Наименование материала: «Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей с ОВЗ и их полноценного развития в начальной школе»
Тема: "Реализация СФГОС для детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
«Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования
детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития в начальной школе»
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования
является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним
из приоритетов государственной образовательной политики в России.
Реализация инклюзивного подхода в образовании предполагает особые требова-
ния к работе администрации и коллектива учебного заведения. Сегодня мы рассмот-
рим вопрос о том, что же необходимо для доступного и личностно-ориентированного
образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в об-
разовательное пространство массовой школы. Возможно ли организовать в началь-
ной школе доступное и личностно-ориентированное образование и развитие всех де-
тей с ОВЗ?
Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья называют физи-
ческое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий
Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятель-
ности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и разви-
тия, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за
своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем
Статистические данные по данному вопросу на настоящее время таковы:
около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологи-
ческом развитии;
каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %;
на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000 на чис-
ленность населения 146 800 000 человек (около 8%);
на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа ин-
валидов);
процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад.
Как правило, дети с ОВЗ и дети-инвалиды не могут безболезненно включиться в
образовательный процесс уже на первых порах обучения, так как зачастую у таких
детей:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представле-
ния об окружающем мире;
темп выполнения заданий очень низкий;
они нуждаются в постоянной помощи взрослого;
обладают низким уровнем развития речи и мышления;
инфантильны;
у них нарушена координация движений;
1
низка самооценка;
повышена тревожность;
плохо развита мелкая и крупная моторика;
быстро устают;
излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы.
Дети с ОВЗ и инвалиды – адресаты инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей
Категории детей с особыми образовательными потребностями могут быть
разными, мы сегодня остановимся на обучении детей с ограниченными возможностя-
ми здоровья.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны
иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющих-
ся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаи-
моотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование может быть:
Полным и постоянным -дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включа-
ются в обычные группы детского сада или классы школы при наличии специально
созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Временным – объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зави-
симости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстни-
ками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного ха-
рактера.
Частичным – дети с ОВЗ и инвалиды совмещают индивидуальное обучение на
дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам. Так-
же они могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и
др.
Эпизодическим – это целенаправленная организация хотя бы минимального соци-
ального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстни-
ками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые
2
создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. (Эпизодическая
инклюзия может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным
нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные
расстройства поведения).
Безусловно, для доступного и личностно-ориентированного образования детей и
подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное про-
странство массовой школы необходимы специальные условия – условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
необходимую и достаточную нормативно-правовую базу;
необходимое и достаточное организационно-методическое обеспечение;
психолого-педагогическое сопровождение;
адаптивная образовательная среда школы.
В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы
государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 27 декабря 2012 года, вступив-
ший в силу с 1 сентября 2013 года.
Закон вводит понятие инклюзивного обучения и дает определение основным по-
нятиям, таким как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, индиви-
дуальный учебный план, инклюзивное образование, адаптированная образовательная
программа и др.
Еще один документ, обязательный для исполнения – это Федеральный государ-
ственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ.
Основные цели введения ФГОС для детей с ОВЗ:
• полноценное включение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ
• социализация детей с ОВЗ, развитие жизненного опыта, академической и жизнен-
ной компетенций
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования
групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обучающиеся с
Нарушениями слуха;
Тяжелыми нарушениями речи;
Нарушениями зрения;
Нарушениями опорно – двигательного аппарата;
Задержкой психического развития;
Умственной отсталостью;
Расстройствами аутистического спектра;
Множественными нарушениями - сочетаниями двух или более психофизических
нарушений.
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного марш-
рута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Но самое
3
важное, стандарт определяет обязательные требования к условиям получения образо-
вания определенного уровня.
Дополнительно об условиях обучения детей с ОВЗ нам говорит еще один важ-
ный документ - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приведу примеры этих требований:
Не более 2 обучающихся с Нарушениями Опорно Двигательного Аппарата в классе
в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА -
не более 20 обучающихся
Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняе-
мость класса при 1 глухом - не более 20 обучающихся
Не более 4 обучающихся с Задержкой Психического Развития в классе в условиях
инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся
Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняе-
мость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся
Также в образовательном учреждении должен быть разработан и принят ряд ло-
кальных актов:
Помимо нормативно-правовой базы для полноценного образования и развития
детей и подростков с ОВЗ необходимо и соответствующее организационно-методиче-
ское обеспечение данного процесса. Оно включает в себя:
Разработку специальных адаптированных образовательных программ;
индивидуальные учебные планы. У нас в школе по таким обучаются учащиеся, на-
ходящиеся на надомном обучении;
планы воспитательной работы школы и классов, в которых прописаны основные
направления работы с такими детьми;
обучение учителей по данному вопросу.
Психолого-педагогическое сопровождение как еще одно условие для доступ-
ного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их пол-
ноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы
представляет собой:
4
наличие специальной психолого-педагогической поддержки психолога, дефектоло-
га, логопеда и др. специалистов;
тьюторское сопровождение; Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сло-
жившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку ин-
дивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает
процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в систе-
мах дополнительного образования.
организация работы психолого-педагогического консилиума школы,
работа которого регламентируется соответствующим локальным актом;
развитие толерантного отношения окружения «особенного» ребенка.
Адаптивная образовательная среда школы как необходимое условие полно-
ценного включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство массовой школы -
это:
доступность классов и всех помещений школы для таких детей (устранение барье-
ров);
наличие технических средств обеспечения комфортного доступа;
наличие коррекционно-развивающей предметной среды для обучения и социализа-
ции;
наличие помещений (зон) для отдыха, оздоровления, восстановления работо-
способности.
Работа по включению обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство шко-
лы у нас ведется и ведется довольно успешно.
Итак, что же нужно делать школе, если пришел ребенок с ОВЗ, которому нужно
создать специальные условия?
Выбор особых условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью начинается
с прохождения обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Для этого необходимо получить направление от организации (к примеру, школы
или больницы) или подать заявление от лица родителей (законных представителей
ребенка).
Если у ребенка выявлены нарушения в физическом, психическом развитии
или отклонения в поведении, ПМПК выдаст заключение, в котором будут указаны
оптимальные условия обучения. Для семьи это заключение носит рекомендательный
характер, но как только оно попадает в школу, становится обязательно для исполне-
ния в сфере образования.
Необходимо помнить, что директор образовательной организации не может
отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ссылаясь на
отсутствие в организации условий для обучения детей. После зачисления ребенка лю-
бая образовательная организация при осуществлении общего образования обучаю-
щихся с ограниченными возможностями здоровья обязана создавать все вышепере-
численные специальные условия.
Обучение детей по адаптированной программе возможно только с согласия ро-
дителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-
педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
5
Если родители (законные представители) обучающегося не дают такого согла-
сия, то ОО не вправе обучать ребенка по адаптированной программе. В данном слу-
чае школа вынуждена обучать ребенка по той программе, по которой он был принят
на обучение.
Если обучающийся, в силу особенностей его здоровья, будет испытывать затруд-
нения в освоении программы, то ответственность в данном случае будут нести его ро-
дители.
Далее заключается договор с родителями, в котором прописываются все условия
обучения, которые может создать школа.
Затем в школе создается рабочая группа по разработке адаптированной програм-
мы в течение 10 дней и издается приказ о создание школьного психолого- педагоги-
ческого консилиума, который будет сопровождать ребенка весь период обучения.
После этого начинается ежедневная кропотливая и очень сложная работа всех
специалистов – учителя, тьютора, психолога, логопеда по включению ребенка с ОВЗ
в образовательное пространство школы.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет
личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуман-
ность, толерантность, готовность к помощи. И наша общая задача - создать такую
безбарьерную образовательную среду, в которой каждый ребенок, независимо от со-
циального статуса, национальности, состояния здоровья, будет чувствовать себя уве-
ренно, комфортно, будет расти и развиваться.
Подводя итог, хочется сказать, что несмотря на многочисленные сложности, в
нашей школе сложился положительный опыт по инклюзивному обучению детей с
ограниченными возможностями здоровья. Наша задача совершенствовать работу в
этом направлении и делиться опытом работы друг с другом и другими школами.
Реалии таковы, что часть условий мы создать можем, но существуют барьеры,
которые нам преодолеть пока сложно:
Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обуче-
ния детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с
ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средства-
ми обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая
неготовность педагогов).
Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к
детям с ОВЗ со стороны родителей обычных детей, общественности в широком
смысле слова).
Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами,
методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ и др.
Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической
среды образовательных учреждений.
«Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предо-
ставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
6
Американский философ и психолог Уильяма Джеймса.
7