Напоминание

« Развитие связной речи у младших дошкольников посредством театральных игр на занятиях»


Автор: Галина Ивановна Евстегнеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сада №24"Солнышко"
Населённый пункт: г. Красный Кут
Наименование материала: Статья
Тема: « Развитие связной речи у младших дошкольников посредством театральных игр на занятиях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы по теме:

« Развитие связной речи у младших дошкольников посредством

театральных игр на занятиях»

воспитателя МДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный

Кут» Евстегнеевой Галины Ивановны.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер

и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего,

неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной

речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной

проблемой в нашем обществе.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному

языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с

другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и

убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего

развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все

психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление,

воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств

личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития

(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети

знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их

внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра

является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах

литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные

инсценировки). Герои литературных произведений становятся

действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные

детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр

состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка

во многом предопределена текстом произведения

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные,

радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются

эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям

инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее

его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,

выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в

него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством

драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и

распространенный вид детского творчества.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит

ребенка перед необходимостью четко,

понятно изъясняться.

У него

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает

активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической

форме.

В нашем дошкольном учреждении, решая задачу развития речи детей

младшего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы

используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый,

драматический. Драматический театр в нашем детском саду существует как

театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще

используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют

дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в

основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву

сюжета.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает

все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность

детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной

деятельности детей.

Работая над темой «Развитие связной речи у младших дошкольников

посредством театральных игр на занятиях», пришла к выводу, что

совместная театрально-игровая деятельность- вид сотрудничества. В ней все

равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Играя вместе с взрослыми дети овладевают ценным навыками общения.

Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие

выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей,

эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития.

Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для

него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Результаты проделанной работы были следующими: расширились

представления об окружающем мире; значительно расширился детский

словарь; улучшилась звуковая культура речи.

Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная

сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в

реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная

деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.



В раздел образования