Автор: Галина Ивановна Евстегнеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сада №24"Солнышко"
Населённый пункт: г. Красный Кут
Наименование материала: Статья
Тема: « Развитие связной речи у младших дошкольников посредством театральных игр на занятиях»
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы по теме:
« Развитие связной речи у младших дошкольников посредством
театральных игр на занятиях»
воспитателя МДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный
Кут» Евстегнеевой Галины Ивановны.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер
и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего,
неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной
речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной
проблемой в нашем обществе.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному
языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с
другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и
убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего
развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все
психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление,
воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств
личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра
является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений становятся
действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные
детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр
состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка
во многом предопределена текстом произведения
Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные,
радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются
эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям
инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее
его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,
выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в
него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством
драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и
распространенный вид детского творчества.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,
звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит
ребенка перед необходимостью четко,
понятно изъясняться.
У него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает
активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях
расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле
своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию
речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической
форме.
В нашем дошкольном учреждении, решая задачу развития речи детей
младшего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы
используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый,
драматический. Драматический театр в нашем детском саду существует как
театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще
используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют
дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в
основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву
сюжета.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает
все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность
детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной
деятельности детей.
Работая над темой «Развитие связной речи у младших дошкольников
посредством театральных игр на занятиях», пришла к выводу, что
совместная театрально-игровая деятельность- вид сотрудничества. В ней все
равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Играя вместе с взрослыми дети овладевают ценным навыками общения.
Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие
выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей,
эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития.
Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для
него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Результаты проделанной работы были следующими: расширились
представления об окружающем мире; значительно расширился детский
словарь; улучшилась звуковая культура речи.
Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная
сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в
реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная
деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.