Напоминание

"Проблемы развития монологической речи учащихся и пути их решения на уроках в 5-6 классах".


Автор: Сергиенко Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 14
Населённый пункт: г.Тайшет, Иркутская область.
Наименование материала: докдад на РМО, из опыта работы
Тема: "Проблемы развития монологической речи учащихся и пути их решения на уроках в 5-6 классах".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы.

Тема:

«Проблемы развития монологической речи учащихся и пути их

решения на уроках в 5-6 классах».

Учитель русского языка и

литературы МКОУ СОШ №14

Сергиенко Надежда Алексеевна

Август, 2017 год

1

Тема: «Проблемы развития монологической речи учащихся и пути их

решения на уроках в 5-6 классах».

Одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в средней школе

является развитие связной речи учащихся.

Все мы очень хорошо знаем цену человеческого слова, потому что

работаем всю жизнь с людьми, с маленькими гражданами нашей страны. В

повседневной жизни мы также иногда, сами не осознавая того, «спасаем»

словом,

кого-то

утешая,

выражая

кому-то

сочувствие

и

наши

слова,

как

спасательный круг в океане проблем - поддерживают и помогают кому - то

добраться до берега. Как мотивировать наших подопечных на уроке?

Для этого должны быть люди, умеющие владеть речью, готовые найти

такие слова, которые бы заставили учеников пойти за ними по лабиринтам

знаний, где они научатся искусно и правильно использовать слово в своей

жизни.

Новый

образовательный

стандарт

предусматривает

развитие

коммуникативных

универсальных

учебных

действий.

А

это

и

умение

участвовать

в

диалоге

на

уроке

и

в

жизненных

ситуациях,

и

умение

высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять

свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и

умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре.

Умение общаться очень важная сторона в жизни любого человека. Искусство

общения

помогает

человеку

в

его

профессиональной

деятельности,

карьерном росте. Правильная речь, я считаю, – это залог успеха в жизни.

Известно,

что

многие

дети

испытывают

существенные

затруднения

при

выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные

высказывания школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка,

имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми

ошибками и погрешностями.

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования

речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения

речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников

интереса к урокам русского языка.

Актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в

процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ОГЭ предлагаются

задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств

выразительности. Многочисленные тестовые задания, которые выполняют

наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способствуют развитию их

речи, следовательно, и их интеллекта. В условиях же современной

действительности воспитание человека, владеющего искусством речевого

общения, культурой устной и письменной речи, является первостепенной

задачей каждого учителя-словесника. И это не случайно, потому что умения и

2

навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше

усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к

русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они

представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах

учебной и иной деятельности человека.

Проблемы, которые я вижу в своей работе.

Как мне кажется, работа над развитием речи должна вестись на всех

предметах школьного цикла, а не только в процессе обучения русскому языку

и литературе, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с

учителями

предметниками,

разработать

единые

критерии,

по

которым

можно будет судить об уровне развития речи школьников разных возрастных

групп.

Следующая

проблема

это

то,

что

современные

учащиеся

мало

читают и не умеют выразить свои мысли, следовательно, учитель –словесник

должен

их

заинтересовать

и

предложить

прочитать

то

или

иное

художественное

произведение,

показать

красоту

и

образность

слова,

т.е. улучшить

учебную

мотивацию,

развивать

познавательные

интересы

к

предмету.

Работая

над

данной

проблемой,

я

в

течение

двух

лет

старалась

поделиться

своим

опытом

на

районных

семинарах.

В

2015

году

дала

открытый

урок

«Чем

пахнут

ремесла?».

В

2016

году

бинарный

урок

доказательство в рассуждении: «Каким должен быть Защитник Отечества?»

(по рассказам Б.Н. Никольского).

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность

невозможна,

а

следовательно

невозможно

и

успешное

развитие

речи

учащихся. Первое условие – потребность детей высказываться, второе –

знать, о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание

хорошей речевой среды.

И

сегодня

как

никогда

остро

стоит

вопрос

о

коммуникативной

компетентности выпускника школы.

Одной

из

задач

уроков

русского

языка

и

литературы

является

формирование

у

детей

правильной

речи.

Следовательно,

цель

учителя-

словесника – правильно организовать работу по развитию речи.

На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать,

аргументировать свои суждения (или испытывают большие затруднения в

отборе аргументов) даже при наличии определенных знаний. Эта проблема

особенно

остро

стоит

перед

учащимися.

Поэтому

обучение

на

уроках

русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у

3

учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять

тему сообщения, логику развития мысли, извлечь книжную информацию,

проникнуть в смысл высказывания – слушание; навыков изучающего чтения;

умений

ведения

диалога

и

построения

монологического

высказывания

– говорение; умений,

осмысливая

тему

и

основную

мысль

высказывания,

собирать

и

систематизировать

материал,

составлять

план,

пользоваться

различными

типами

речи,

строить

высказывание

в

определенном

стиле,

отбирать

языковые

средства,

совершенствовать

высказывание

– письмо,

говорение.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уроки русского языка и литературы строить с учетом того, что на каждом

занятии осуществлялась работа по развитию речи.

2. Готовить учащихся к публичному выступлению в виде докладов, рефератов

в определенном стиле.

3. Рассмотреть

имеющиеся

в

психолого-педагогической

практике

пути

решения

профессиональной

проблемы,

использовать

современные

педагогические технологии, методики, формы, приёмы и средства обучения.

4. Улучшить

учебную

мотивацию,

развивать

познавательные

интересы

к

предмету.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной

школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим

саморазвития.

Принципиальным

отличием

современного

подхода

является

ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных

программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и

умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному

обществу

нужны

образованные,

н р а вс т ве н н ы е ,

предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно

принимать

решения,

прогнозируя

их

возможные

последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

4

• обладать

чувством

ответственности

за

судьбу

страны,

ее

социально-

экономическое процветание.

Новые

требования

к

результатам

образовательной

деятельности

диктуют

новые

требования

к

уроку

как

основной

форме

организации

учебного процесса.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения

ФГОС

нового

поколения

должен

включать

следующие

шесть

основных

этапов:

мобилизация (предполагает

включение

учащихся

в

активную

интеллектуальную деятельность);

целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по

схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует

возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой

учащиеся

понимают,

что

имеющихся

знаний

для

ее

решения

недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что

нового он узнал и чему научился на уроке).

В

современных

условиях

перехода

на

ФГОС

наблюдается

переход

на

гибкие

модели

организации

педагогического

процесса,

который

ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом

вариативный и коррекционный характер. Системно-деятельностный подход

сегодня реально приходит в образование. Системно-деятельностный подход

нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности,

указывает

и

помогает

отследить

ценностные

ориентиры,

которые

встраиваются

в

новое

поколение

стандартов

российского

образования.

Возникает

потребность

в

разработке

и

внедрении

соответствующих

технологий. Таковыми являются технологии развивающего обучения, такие

как проблемное обучение, метод проектов и т.д.

Содержательная часть обучения.

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в

котором

существует

особый

вид

урока

урок-исследование.

Самой

популярной

педагогической

технологией

в

современном

преподавании

5

становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на

повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет

школьникам

ту

или

иную

проблему

для

самостоятельного

исследования,

хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности,

которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких

проблем

позволяет

предусматривать

деятельность

учащихся,

постепенно

приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания

не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы

своей

учебной

деятельности,

понимает

и

принимает

систему

ее

норм,

активно

участвует

в

их

совершенствовании,

что

способствует

активному

успешному

формированию

его

общекультурных

и

деятельностных

способностей, общеучебных умений.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на

формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно –

диалогический урок. Стараюсь разнообразить уроки развития речи.

На уроках развития речи широко использую

- работу с опорными словами,

- работу с речевыми клише,

- сочинения-миниатюры по картине

- сочинения на заданную тему,

Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством,

при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда

же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой"

выполнения

соответствующего

вида

работы,

аналогичные

задания

предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически

правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при

написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им

речевую

деятельность.

"Речевая

деятельность"

-

это

активный,

целенаправленный

процесс

создания

и

восприятия

высказываний,

осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия

людей в различных ситуациях общения.

Я

применяю

следующие

этапы

подготовки

к

сочинению,

как

к

письменному. Так и к устному:

1)

создание

речевой

ситуации.

Цель

-

создание

мотива,

обеспечение

необходимого

эмоционального

настроя,

пробуждение

интереса

к

работе,

организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

6

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы,

организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.

Большое внимание на уроках уделяю лингвистическому анализу любого

текста,

когда

учащиеся

должны

не

только определить

основную

мысль

читаемого

произведения,

его

эмоциональное

восприятие, пересказать,

выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение

темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение

способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых

средств. Практика

показывает,

что

подобная

работа

не

только

развивает

творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.

Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как

письменная

работа,

и

как

устное

выступление,

так

как

психологически

навыки устной и письменной речи различаются между собой, а школа должна

дать

их

гармоническое

сочетание.

Психологически

каждый

ученик

затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную

речь

отсутствие

боязни

сделать

ту

или

другую

ошибку

на

письме,

зато

процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы,

может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.

Ведь если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет

четко и ясно изложить свои мысли. Психологи утверждают, что сначала

школьник

должен

обязательно

проговорить

то,

о

чем

хочет

написать

в

дальнейшем. Для лучшего результата работы предлагаю учащимся план и

готовые клише.

1. Шаблоны и речевые клише высказывания:

План.

Клише

1.Приветствие- обращение.

Добрый день, уважаемая публика!

Здравствуйте!

2.Вступление. Тема и ее

обоснование.

Я хочу поговорить сегодня о …

Сегодня я расскажу Вам …

Мне бы хотелось познакомить Вас …

3.Раскрытие темы.

Рассказ о предмете темы.

Сформулировать идею (основную

мысль темы)

4.Постановка проблемного вопроса.

Сформулировать из основной мысли

вопрос.

5. Тезис.

Эта проблема актуальна и сегодня.

Дать ответ на вопрос.

6.Аргументация тезиса. Приведение

не менее двух доказательств из

литературы и жизненного опыта.

Попробуем доказать эту точку зрения.

Доказательством сказанного служит и

тот факт …

Доказать данную мысль легко…

7

Во-первых,…

Во-вторых, …

7.Вывод.

Исходя из выше сказанного, можно

сделать вывод,…

Итак,…

Следовательно,…

8.Заключение.

Вы прослушали … и хочется

надеяться, что тема … не оставила

Вас равнодушными.

Использую также метод коллективного оценивания по критериям.

Критерии соответствуют плану выступления. К данному плану предлагаю

следующие клише.

2. Шаблоны и речевые клише оценивания:

План.

Клише

1.Приветствие - обращение.

Я считаю…

2.Вступление. Тема и ее

обоснование.

Тема сформулирована четко,

правильно, верно.

3.Раскрытие темы.

Довольно полно раскрыто

содержание выступления.

4.Постановка проблемного вопроса.

Озвучена проблема.

5. Тезис.

Правильно сформулирован тезис.

6.Аргументация тезиса. Приведение

не менее двух доказательств из

литературы и жизненного опыта.

Присутствуют все необходимые

аргументы (доказательства)

7.Вывод.

Имеется вывод.

8

8.Заключение.

Выступление закончено грамотно.

Логически завершено.

9.Грамматические и речевые ошибки.

Речь грамотная. Правильно

построены предложения.

Использовались разнообразные

синтаксические конструкции

( обращения, вводные слова,

однородные члены предложения)

Насыщена и богата лексика

выступления. Использовали в своей

речи синонимы, фразеологизмы,

экспрессивно-эмоциональные слова,

средства художественной

выразительности.

Желающие оценить выступление пользуются планом и клише, которые

находятся у них перед глазами (на доске или в тетради). Ребята используют

клише и строят свой ответ в соответствие с высказыванием выступающего

ученика (правильно-неправильно; верно-неверно).

Данное клише можно использовать не только на уроках русского языка и

литературы, но и на уроках истории, обществознания, географии, МХК. Это

поможет развитию монологической речи учащихся на уроках.

Выполнение

единых

требований

важный

аспект

в

формировании

коммуникативной компетенции учащихся

Таким образом, на уроках русского языка и литературы необходимо как

можно полнее использовать методы и приемы, работающие на развитие и

воспитание

коммуникативной

компетенции

учащихся,

реализацию

творческого потенциала личности каждого ученика.

Ожидаемые результаты моей работы вижу следующие:

Умение выполнять различные виды пересказов (сжатый аналитический

пересказ, пересказ эпизода, пересказ с изменением лица и т. д. )

9

Свободное непринужденное общение на русском языке. использовать

различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,

межличностного и межкультурного общения;

Умение выражать свои мысли, вести диалог, строить высказывание в

определенном стиле.

Соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Получит

возможность

научиться выступать

перед

аудиторией

с

небольшим

докладом; публично

представлять

проект,

реферат;

публично защищать свою позицию;

Участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем,

аргументировать

собственную позицию, доказывать её, убеждать;

Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

За два года работы во фгосовских классах говорить о результатах рано.

Результат

получим

на

экзаменах.

Но

уже

сегодня

я

могу

показать

результативность

за

5-6

класс

по

качеству

работы

с

текстом,

используя

диагностику общеучебных умений и навыков (ОУУН) по работе с текстом

Для комплексной работы с текстом предлагаются следующие примерные

вопросы:

1.Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Определите, где нужны

логические ударения, паузы, короткие и более продолжительные; выберете

нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его

языковые особенности.

2.Умение выделять главное в прочитанном:

-выделить известные понятия;

-выписать новые понятия, определения, формулировки;

-выписать

ключевые

слова

(словосочетания,

которые

отражают

тему,

содержание текста).

3.Умение составить план:

1) разделить на смысловые части;

2) о чем говорится в каждой части;

3) придумать заголовки каждой части;

4) записать пункты плана;

5)составить мысленно рассказ по плану.

Каждому ученику выдается карточка с текстом и вопросы к нему.

Предлагается заполнить таблицу в процессе работы над текстом.

Прочитай внимательно текст и выполни следующие действия:

10

1)

-выделите известные понятия;

-выпишите новые понятия, определения, формулировки;

-выпишите

ключевые

слова

(словосочетания,

которые

отражают

тему,

содержание текста).

- разделите текст на смысловые части;

- о чем говорится в каждой части;

- придумать заголовки каждой части;

- записать пункты плана;

2) Заполните таблицу. Предложения пишите четко и без ошибок.

Вопросы.

Результат выполнения(полный ответ).

1.Сколько

раз

тобой

прочитан текст?

2.О

чем

текст?

Какова

его тема? Отрази тему в

заголовке.

3 . В ы п и ш и

н о в ы е

понятия,

определения,

формулировки.

4 . С кол ь ко

в

т е к с т е

частей (абзатцев)?

5.О

чем

говорится

в

каждой

части,

озаглавь

каждую.

6.Какой

план

у

тебя

получился? Выпиши его.

План.

1.

2.

3.

7.Прочитай внимательно

каждую

часть.

Задай

поочередно

вопросы

к

каждой.

Запиши

эти

в о п р о с ы

в

в и д е

сложного плана.

1.

2.

3.

8.Постарайся

ответить

н а

п о с т а в л е н н ы е

вопросы словами текста.

Э т о

б уд у т

т е з и с ы .

Запиши их в виде плана.

Первый тезис.

Второй тезис.

Третий тезис.

11

Форма № 1 отчета по мониторингу.

0 баллов – умение не сформировано;

1 балл – умение сформировано в меньшей степени;

2 балла – умение сформировано в большей степени;

3 балла - умение сформировано.

ФИО

Общеучебные умения и навыки (области измерения)

Вырази

тель-

ное

чтение.

Умение

отвечать

на

вопросы

по

тексту.

Умение

выделять

главное в

прочита-

нном,

представлят

ь информа-

цию в виде

опорного

конспекта.

Умение

составл

ять

просто

й и

сложны

й план.

Умени

е

состав

лять

тезисы

.

Умени

е

работа

ть со

справо

чной

литера

турой

Умени

е

выраж

ать

мысли

в

письм

енной

форме.

Умени

е

выраж

ать

мысли

в

устной

форме.

итог

Форма № 2 отчета по мониторингу.

Область

измерения

Выпол-

няло

работу

(5/6кл)

Справи-

лись с

задание

м

(кол-во

уч-ся)

% от

числа

выпол-

нявших

работу

Затруднения

уч-ся

Направление работы

(корректировка

учебной

деятельности)

1.Выразительн

ое чтение.

24/24

20/21

83/87

Не

выговаривают

окончания слов;

выразительност.

Привлечение уч-ся к

чтению текстов на

уроках.

2.Умение

отвечать на

вопросы по

тексту.

24/24

22/23

91/95

Текст не понят.

Неправильно

передано

содержание

текста.

Практиковать работу с

текстом практически на

каждом уроке.

3.Умение

выделять

главное в

прочитанном.П

24/24

12/14

50/58

Не раскрыта

тема текста, не

выделена

основная мысль.

Практиковать работу с

текстом практически на

каждом уроке.

12

редставлять

информацию в

виде опорного

конспекта.

Неправильно

составлен

конспект.

4.Умение

составлять

простой и

сложный план.

24/24

10/12

41/50

Не понимают

отличия

простого плана

от сложного; не

могут правильно

озаглавить

пункты плана.

Использовать

упражнения на

составление плана.

5.Умение

составлять

тезисы.

24/24

10/11

41/45

Не умеют

составлять

утверждающие

предложения

(тезисы)

Учиться составлять

тезисы.

6.Умение

работать со

справочной

литературой.

24/24

12/15

50/62

Не знают, как

располагается

информация в

справочной

литературе, как

пользоваться

такой

литературой.

Практиковать работу со

справочной

литературой.

7.Умение

выражать

мысли в

письменной

форме.

24/24

8/11

33/45

Не умеют

грамотно и

правильно

строить

предложения.

Учить грамотно и

правильно строить

предложения.

8.Умение

выражать

мысли в устной

форме.

24/24

12/15

50/62

Не могут

построить

предложение,

говорят

односложно.

9.Умение

находить

средства

художест-

венной

выразитель-

ности.

24/24

12/15

50/62

Не знают

средства

художественной

выразитель-

ности.

На уроках продолжать

работу по поиску

средствахудожественно

й выразитель-ности. в

любом тексте.

Итог в среднем

13 чел.

15 чел.

54/62

При наличии 16-24 баллов по результатам

диагностики. Речь сформирована.

Результат комплексной работы по своему классу представляю в таблице

и в диаграмме:

13

Обучая детей, я пришла к выводу, что для учащихся особенно важны

уроки развития речи, и не только уроки развития речи, но и вообще все

уроки, так как на всех уроках я стараюсь проводить работу, связанную с

развитием речи. Планируя свои уроки, я обращаю внимание и на сообщения

на лингвистическую тему при проверке теоретического знания, и на работу с

текстом учебника в определенном стиле речи, и на составление плана, и на

выражение своих мыслей при анализе художественных произведений, на

умение

делать

определенные

выводы.

Результативность

всех

этих

видов

деятельности

находится

в

прямой

зависимости

от

того,

насколько

рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как

продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся. Поэтому я

стараюсь организовать работу так, чтобы ребята и устно высказывались, и

письменно

могли

оформить

свои

высказывания.

Если

их

затрудняет

сразу высказываться устно, то они прежде оформляют это письменно, а затем

приводят

свои

аргументы. Конечно

же,

я

стараюсь

им

поначалу

давать

несложные выступления, чтобы у них не пропадало желание. Так в 5 классе

они знают, что теоретические знания по языку проверяются у доски, поэтому

они более тщательно готовят свои высказывания. Так же они готовят на уроке

и диалоги, и сообщения на определенную тему. Для этого я заранее готовлю

опорные

слова

или

словосочетания.

Как

показывает

практика,

учащиеся

быстро справляются с подобными заданиями, у них появляется желание

выражать свои мысли не только на уроках, но и в общении друг с другом вне

уроков; появился интерес к урокам литературы, где требуется характеристика

героев, аналитический пересказ эпизодов; готовят более полное оценивание

учащимися

творческих

работ

своих

сверстников;

готовятся

выступления

учащихся с сообщениями и докладами на более высоком уровне.

14

Приложение 1.

15

Приложение 2.

Прочитай внимательно текст и выполни следующие действия:

1)

16

-выделите известные понятия;

-выпишите новые понятия, определения, формулировки;

-выпишите

ключевые

слова

(словосочетания,

которые

отражают

тему,

содержание текста).

- разделите текст на смысловые части;

- о чем говорится в каждой части;

- придумать заголовки каждой части;

- записать пункты плана;

2) Заполните таблицу. Предложения пишите четко и без ошибок.

Вопросы.

Результат выполнения(полный ответ).

1.Сколько

раз

тобой

прочитан текст?

2.О

чем

текст?

Какова

его тема? Отрази тему в

заголовке.

3 . В ы п и ш и

н о в ы е

понятия,

определения,

формулировки.

4 . С кол ь ко

в

т е к с т е

частей (абзатцев)?

5.О

чем

говорится

в

каждой

части,

озаглавь

каждую.

6.Какой

план

у

тебя

получился? Выпиши его.

План.

1.

2.

3.

7.Прочитай внимательно

каждую

часть.

Задай

поочередно

вопросы

к

каждой.

Запиши

эти

в о п р о с ы

в

в и д е

сложного плана.

1.

2.

3.

8.Постарайся

ответить

н а

п о с т а в л е н н ы е

вопросы словами текста.

Э т о

б уд у т

т е з и с ы .

Запиши их в виде плана.

Первый тезис.

Второй тезис.

Третий тезис.

17

18



В раздел образования