Автор: Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Кинезиология. Упражнения для детей: улучшение памяти и внимания.
Раздел: дошкольное образование
Кинезиология.
Упражнения для детей: улучшение памяти и внимания.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается
после рождения.
Физиологически- правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное,
творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и
кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое,
аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и
построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий,
тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного
мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных
волокон.
Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного
полушария
в
другое.
Нарушение
мозолистого
тела
искажает
познавательную
деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее
полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется.
Оба полушарие начинают работать без связи.
Нарушаются пространственная ориентация,
адекватное эмоциональное реагирование,
координация работы зрительного
и аудиального восприятия с работой пишущей руки.
Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух
или глазами. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают
клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца,
который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. При подготовке детей к
школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у
мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных
процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не
наоборот.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий
является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
Мозолистое
тело
(межполушарное
взаимодействие)
можно
развить
через
кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует
уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические
упражнение
–
это
комплекс
движений
позволяющих
активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Такие упражнения:
развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
синхронизируют работу полушарий,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма.
Упражнения необходимо проводить ежедневно.
Учим выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети
научились выполнять пальчиковые игры с 3-5 лет даем комплекс пальчиковых
упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга.
Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти.
Упр. «кулак-ребро-ладонь»
Ладонь сжатая в кулак
Распрямленная ладонь
Упр. «фонарики»
Поочередно:фонарик погас-фонарик зажегся
Фонарики зажглись,пальцы
выпрямились
Пальцы одной руки сжаты
выпрямлены
Упр. «дом-ужик-замок»
Ежик.поставить ладони под углом друг к
другу.Расположить пальцы одной руки
между пальцами другой
Замок.Ладони прижать друг
к другу.Пальцы переплести.
Дом.пальцы рук соединить
под углом
,большие пальцы соединить
Упр. «гусь-курица-петух»
Курочка.Ладонь немного
согнуть.указательный палец упирается в
большой.остальные пальцы
накладываются друг на друга в
полусогнутом положении.
Петух.Ладонь поднять в
верх.указательный палец
опирается на
большой.остальные пальцы
растопырены в сторону и
подняты вверх-это
гребешок.
Гусь.ладонь согнуть под
прямым углом.Пальцы
вытянуть и прижать друг к
другу.Указатульный палец
согнуть и опираться на
большой.
Упр. «зайчик-колечко-
цепочка»
Колечко.указательный и большой пальцы
соединяются.средний,безымянный,мизине
ц вытянуты вперед
Цепочка.Поочередно
соединяем большой палец с
указательным,со средним и
т.д. и через них
попеременно «пропускаем
колечки»из пальчиков
другой руки
Заяц
Упр. «ножницы-собака-
лошадка»
Собака.Ладонь поставить на
ребро,большой палец вытянуть и поднять
вверх.остальные пальцы
сомкнуть.указательный палец согнуть.
Лошадка.Большой палец
правой руки поднять вверх
сверху обхватить эту ладонь
другой ладонью под
углом,образуя пальцами
гриву.Большой палец левой
руки поднять вверх
Упр. «зайчик-коза-вилка»
Коза.указательный палец и мизинец
выпрямить.средний и безымянный
прижать большим пальцем к ладони.
Вилка.указательный,средни
й и безымянный пальцы
вытянуты
вверх,расставлены врозь и
напряжены.большой палец
прижимает мизинец к
ладони
Зайчик.указательный и
средний пальцы вытянуть
вверх,мизинец и
безымянный прижать к
ладони большим пальцем
Упр. «колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук,соединяя
кольцо с большим пальцем последовательно-
указательный,средний,безымянный,мизинец. Упр.выполняется в прямом
порядке-от указательного пальца к мизинцу и в обратном-от мизинца к
указательному пальцу.в начале движения выполняются по поочередно
каждой рукой,затем двумя одновременно.
Упр. «флажок-рыбка-
лодочка»
Рыбка.Пальцы вытянуты и прижаты друг к
другу.Указательный палец опирается на
большой палец.
Лодочка.Обе ладони
поставлены на ребро и
соедингены
Флажок.Ладонь
ребром,большой палец к
верху
«ковшиком»большие
пальцы прижаты к ладони.
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит-
компенсация левого полушария
и активизация межполушарного воздействия,
что способствует детской стрессоустойчивости к обучению в школе.