Автор: Абсалямова Минсылу Тимербаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ д/с № 1 с. Железнодорожный Белорецкого района Республики Башкортостан
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Сосновка
Наименование материала: Презентация
Тема: "Формирование основ культурного поведения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ культурного поведения у
детей дошкольного возраста»
Подготовила : воспитатель
МДОБУ д/с №1
с. Железнодорожный
Республики Башкортостан
Абсалямова Минсылу Тимербаевна
Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя
комфортом, одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворенности жизнью. И случается
так, что хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе
элементарных норм культуры поведения. Гнев, злоба, грубость как формы проявления
агрессивности разрушают общество.
Проблема воспитания культуры поведения стала в наши дни особенно актуальной.
Воспитание ребенка начинается с его рождения. Поэтому нельзя рассматривать воспитание культуры
поведения у дошкольников только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь
с воспитанием в семье, координацию усилий педагогов и родителей. Поэтому воспитателю
необходимо найти методы, позволяющие установить тесные контакты с родителями в целях
обеспечения единых средств в воспитании культуры поведения.
Для этого необходимо активное участие родителей в жизни детского сада.
В дошкольном возрасте у детей должно формироваться правильное поведение. Так, дети старше
четырех лет в своих действиях чаще всего начинают руководствоваться мотивом общественной
пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому. Поступки сверстников и
свои собственные они начинают осмысливать с позиции общепринятых норм, а, совершив ошибку,
оценивают её с этих позиций и стараются исправить.
Так у детей формируются навыки правильного поведения.
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний
облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к
окружающим и, прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания.
Дошкольники ещё не умеют управлять своим поведением, «переводить» мысли и чувства в действие,
поэтому возникает основная причина «расхождения» знаний, отношений и действий. Только практикование
и упражнение детей в соответствующих действиях может превратить эти действия в привычки, в образ
действия, отвечающий складывающимся у детей понятиям и моральным отношениям.
Важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно –
педагогических усилий. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений, оснащение
педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.
Таким образом, в подобной благоприятной атмосфере воспитания, у ребенка навыки культуры поведения,
доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность, собранность и
организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности. В содержании культуры
поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
-Культура деятельности;
- Культура общения;
-Культурно-гигиенические навыки и привычки.
Конечно же, процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое
применения богатого арсенала различных методов.
Таким образом, культуру поведения дошкольника необходимо воспитывать с раннего
возраста, следить за развитием речи, поведения, культурно-гигиенических навыков и
привычек. Ведь именно дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в
становлении морального поведения детей, становление личности. Именно в
дошкольном возрасте необходимо пристальное внимание родителей и педагогов, так
как, порой эмоциональные стрессы у детей которые провоцируют сами же взрослые,
мешают интенсивно формироваться высшим чувствам: нравственным, эстетическим,
познавательным.