Автор: Ставицкая Лариса Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 14
Населённый пункт: город Одинцово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Инновационный образовательный проект
«Портфолио дошкольника как инновационная технология
в образовательном процессе ДОУ»
Пояснительная записка
Введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
требует
изменений в стандартной системе
дошкольного
образования.
Инновационная
технология
портфолио
способствует решению следующих задач стандарта:
-
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
-
формирования общей культуры личности детей, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
В ДОУ большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с
его
индивидуальными
способностями,
индивидуальным
темпом
и
особенностями
развития.
Инновационная
технология
«Портфолио»
способствует раскрытию личности каждого ребёнка.
Работа по инновационной технологии соответствует следующим
принципам ФГОС ДО:
-
полноценного
проживания
ребёнком
всех
этапов
детства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащения
(амплификации) детского развития;
- индивидуализации дошкольного образования;
-
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнёрства Организации с семьёй;
-
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в
разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания
ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно
собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать
индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
Цель
проекта
–
создание
портфолио
дошкольника
и
внедрение
инновационной технологии в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта:
определить форму и содержание портфолио;
привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по
оформлению портфолио;
активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-
родитель»;
обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период
адаптации к школе.
Этапы работы над проектом:
1 этап:
подготовительный
-
выбор
содержания
портфолио,
создание
положения о портфолио дошкольника, знакомство участников проекта со
структурой и особенностями заполнения портфолио.
2 этап:
реализационный
(практический)
–
заполнение
портфолио
родителями, детьми, воспитателями, специалистами, проведение конкурса
«Лучшее портфолио дошкольника», работа с детьми по инновационной
технологии портфолио.
3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.
Участники проекта: воспитатели, дошкольники и родители.
Срок реализации: 2018-2019 г.
Ожидаемый результат:
повышение
уровня
самооценки,
самостоятельности
и
активности
детей;
привлечение родителей к активному взаимодействию;
разнообразие форм взаимодействия с семьёй;
создание портфолио дошкольника и использование инновационной
технологии в работе с детьми;
участие в конкурсе «Лучшее портфолио дощкольника»
Перспектива – ведение портфолио в школе.
Алгоритм работы над портфолио
1.
Постановка цели: автору должно быть понятно,
для чего
необходимо
создавать портфолио.
2.
Определение вида портфолио.
3.
Определение временного отрезка, во время которого будет собираться
информация.
4.
Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.
5.
Презентация портфолио.
Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»
Работа с педагогами
Работа с детьми
Взаимодействие
с
родителями
1. Ознакомление
с
теоретическим
и
практическим
материалом
по созданию
портфолио.
2. Разработка
положения
о
портфолио
воспитанни
ка ДОУ.
3. Создание
презентац
ии
«Портфоли
о
дошкольни
ка
4. Проведение
педсовета:
утвержден
ие
положения
,
структуры
портфолио
.
5. Индивидуальна
я работа по
внедрению
портфолио
ребенка.
6. Презентаци
я
портфолио
ребенка
для
педагогов ДОУ
1. Рассматривани
е образца
портфолио.
2. Индивидуальна
я беседа с
детьми.
3. Совместная
деятельность
по
оформлению
собственно
го
портфолио
4. Презентаци
я
собственно
го
портфолио
среди
сверстников
1. Индивидуальная
работа педагогов
ДОУ с
родителями по
ознакомлению с
портфолио
ребенка.
2. Консультативна
я
помощь
(беседы,
памятки,
опросники и т.д.)
3. Совместно
е
создание
портфолио
своего ребёнка
4. Участие в
конкурсе
«Лучшее
портфолио
дошкольника»
(на уровне
ДОУ,
муниципалите
та, участие в
интернет-
конкурсах)
Примерный план мероприятий для реализации проекта
Этап, сроки
Содержание
работы
1 этап
подготовительн
ый сентябрь
2018 г. –
декабрь
2018 г.
Изучение литературы, периодической печати, интернет-
ресурсов с целью сбора информации об инновационной
технологии портфолио в работе с дошкольниками
Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка
материалов в электронном и печатном варианте.
Разработка
проекта
положения
о
портфолио воспитанника ДОУ, создание
презентации, проведение
педсовета.
2 этап
основной
январь 2018 г.
– август 2019
г.
Проведение тематических собраний, консультаций для
родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио,
индивидуальные беседы.
Проведение в ДОУ Дня открытых дверей, открытых
занятий для родителей; экскурсий по детскому саду.
Организация тематических и персональных выставок
работ детского и семейного творчества, конкурсов
(выставка «Осенние дары природы», «Новогодняя
игрушка своими руками» и т.д.).
Оформление портфолио дошкольников.
Организация и проведение совместных праздников и
развлечений:
День Матери
Новый год
Конкурс «Лучшее портфолио воспитанника ДОУ»
Международный женский день
День защитника Отечества
Масленица
Взаимодействие
со
школой:
экскурсии
в
школу, проведение совместных
мероприятий для детей.
3 этап
заключительн
ый Сентябрь
2018 –
май 2019 г.
Обобщение опыта;
Оформление отчетной документации;
Анализ
деятельности
ДОУ по
вопросам
реализации проекта