Напоминание

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе ДОУ»


Автор: Ставицкая Лариса Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 14
Населённый пункт: город Одинцово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационный образовательный проект

«Портфолио дошкольника как инновационная технология

в образовательном процессе ДОУ»

Пояснительная записка

Введение Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

требует

изменений в стандартной системе

дошкольного

образования.

Инновационная

технология

портфолио

способствует решению следующих задач стандарта:

-

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития

способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества;

-

формирования общей культуры личности детей, развития их

социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических

качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,

формирования предпосылок учебной деятельности;

В ДОУ большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с

его

индивидуальными

способностями,

индивидуальным

темпом

и

особенностями

развития.

Инновационная

технология

«Портфолио»

способствует раскрытию личности каждого ребёнка.

Работа по инновационной технологии соответствует следующим

принципам ФГОС ДО:

-

полноценного

проживания

ребёнком

всех

этапов

детства

(младенческого,

раннего

и

дошкольного

возраста),

обогащения

(амплификации) детского развития;

- индивидуализации дошкольного образования;

-

содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнёрства Организации с семьёй;

-

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности.

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в

разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания

ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно

собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать

индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Цель

проекта

создание

портфолио

дошкольника

и

внедрение

инновационной технологии в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта:

определить форму и содержание портфолио;

привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по

оформлению портфолио;

активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-

родитель»;

обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период

адаптации к школе.

Этапы работы над проектом:

1 этап:

подготовительный

-

выбор

содержания

портфолио,

создание

положения о портфолио дошкольника, знакомство участников проекта со

структурой и особенностями заполнения портфолио.

2 этап:

реализационный

(практический)

заполнение

портфолио

родителями, детьми, воспитателями, специалистами, проведение конкурса

«Лучшее портфолио дошкольника», работа с детьми по инновационной

технологии портфолио.

3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Участники проекта: воспитатели, дошкольники и родители.

Срок реализации: 2018-2019 г.

Ожидаемый результат:

повышение

уровня

самооценки,

самостоятельности

и

активности

детей;

привлечение родителей к активному взаимодействию;

разнообразие форм взаимодействия с семьёй;

создание портфолио дошкольника и использование инновационной

технологии в работе с детьми;

участие в конкурсе «Лучшее портфолио дощкольника»

Перспектива – ведение портфолио в школе.

Алгоритм работы над портфолио

1.

Постановка цели: автору должно быть понятно,

для чего

необходимо

создавать портфолио.

2.

Определение вида портфолио.

3.

Определение временного отрезка, во время которого будет собираться

информация.

4.

Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.

5.

Презентация портфолио.

Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»

Работа с педагогами

Работа с детьми

Взаимодействие

с

родителями

1. Ознакомление

с

теоретическим

и

практическим

материалом

по созданию

портфолио.

2. Разработка

положения

о

портфолио

воспитанни

ка ДОУ.

3. Создание

презентац

ии

«Портфоли

о

дошкольни

ка

4. Проведение

педсовета:

утвержден

ие

положения

,

структуры

портфолио

.

5. Индивидуальна

я работа по

внедрению

портфолио

ребенка.

6. Презентаци

я

портфолио

ребенка

для

педагогов ДОУ

1. Рассматривани

е образца

портфолио.

2. Индивидуальна

я беседа с

детьми.

3. Совместная

деятельность

по

оформлению

собственно

го

портфолио

4. Презентаци

я

собственно

го

портфолио

среди

сверстников

1. Индивидуальная

работа педагогов

ДОУ с

родителями по

ознакомлению с

портфолио

ребенка.

2. Консультативна

я

помощь

(беседы,

памятки,

опросники и т.д.)

3. Совместно

е

создание

портфолио

своего ребёнка

4. Участие в

конкурсе

«Лучшее

портфолио

дошкольника»

(на уровне

ДОУ,

муниципалите

та, участие в

интернет-

конкурсах)

Примерный план мероприятий для реализации проекта

Этап, сроки

Содержание

работы

1 этап

подготовительн

ый сентябрь

2018 г. –

декабрь

2018 г.

Изучение литературы, периодической печати, интернет-

ресурсов с целью сбора информации об инновационной

технологии портфолио в работе с дошкольниками

Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка

материалов в электронном и печатном варианте.

Разработка

проекта

положения

о

портфолио воспитанника ДОУ, создание

презентации, проведение

педсовета.

2 этап

основной

январь 2018 г.

– август 2019

г.

Проведение тематических собраний, консультаций для

родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио,

индивидуальные беседы.

Проведение в ДОУ Дня открытых дверей, открытых

занятий для родителей; экскурсий по детскому саду.

Организация тематических и персональных выставок

работ детского и семейного творчества, конкурсов

(выставка «Осенние дары природы», «Новогодняя

игрушка своими руками» и т.д.).

Оформление портфолио дошкольников.

Организация и проведение совместных праздников и

развлечений:

День Матери

Новый год

Конкурс «Лучшее портфолио воспитанника ДОУ»

Международный женский день

День защитника Отечества

Масленица

Взаимодействие

со

школой:

экскурсии

в

школу, проведение совместных

мероприятий для детей.

3 этап

заключительн

ый Сентябрь

2018 –

май 2019 г.

Обобщение опыта;

Оформление отчетной документации;

Анализ

деятельности

ДОУ по

вопросам

реализации проекта



В раздел образования