Автор: Иванова Олеся Борисовна
Должность: Преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Доклад
Тема: Плюсы партерного экзерсиса
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа хореографического искусства
города Брянска»
Доклад
по теме: «Плюсы партерного экзерсиса
»
Разработала преподаватель МБУДО «ДШХИ города Брянска»
Иванова Олеся Борисовна
г. Брянск, 2020
Танец – прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются
музыка и пластика движений. Роль танца особенно важна в воспитании
гибкого и подвижного тела, откликающегося на музыкальную драматургию,
в
воспитании
благородной
осанки,
воспевающей
красоту
античной
скульптуры. Средствами танца достигаются техническое совершенство и,
самое главное, культура движений, а также тренируется мышечный аппарат
будущего исполнителя.
Что такое партерный экзерсис? Зачем его надо выполнять?
Партерная гимнастика даёт
детям
первоначальную хореографическую
подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные
двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения
классического, историко-бытового, народно-сценического, современного и
других направлений танцев.
Занятия
партерной
гимнастикой
предназначены
для
общего
физического развития организма ребенка с целью формирования его
готовности к дальнейшим профессиональным занятиям хореографией.
Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение
обманчиво. Для овладения искусством танца необходимы определённые
способности.
Детей с хорошо развитыми профессиональными данными мало. Уже на
этапе приёма и формирования группы обнаруживаются различные дефекты:
избыточный вес, сутулость, явления сколиоза, плоскостопие. Дети, которые
начинают заниматься хореографией (6-7 лет), имеют различные физические
данные: некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но
узловато-торчащие колени; большой шаг, но слабую спину, длинный ахилл,
но отсутствие прыжка, у всех детей различные анатомические данные.
Развить тело и устранить физические недостатки помогает партерная
гимнастика с использованием гимнастической палки.
Партер по-французски значит «земля». Поскольку в балете принята
французская терминология, то используется именно это слово. Во время
партерной гимнастики дети занимаются на полу, на ковриках. Это
общеукрепляющие упражнения для различных групп мышц, а также
упражнения на растяжку. Очень много внимания уделяется работе со
стопами — ведь такое понятие, как выворотность, имеет очень большое
значение в танце. Партерная гимнастика, её специфические упражнения
помогут устранить многие из перечисленных недостатков.
Партерная гимнастика - это совокупность физических упражнений,
специально подобранных и ориентированных на общее развитие организма,
которые позволяют подготовить ребёнка именно к занятиям по хореографии.
Цель партерной гимнастики
— укрепление связочного аппарата
ребёнка и создание мышечного корсета. Она дает ему самое главное — такое
физическое
развитие,
которое
в
дальнейшем
поможет
ему
серьезно
заниматься танцами.
Система
занятий
партерной
гимнастикой
изобретена
Борисом
Князевым, воспитанником русской балетной школы, и основана на базовых
упражнениях классического танца.
Физические данные подразделяются на два группы: физические
качества и физические способности.
Физические качества - это социально обусловленные совокупности
биологических
и
психических
свойств
человека,
выражающие
его
физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
К активной двигательной деятельности допускаться только абсолютно
здоровые дети. При поступлении в танцевальные коллективы у детей
тщательно проверяют сердце, легкие, зрение, слух, состояние нервной
системы, состояние всего костно-мышечно-связочного аппарата.
Физические способности - это относительно устойчивые, врожденные
и
приобретенные
функциональные
возможности
органов
и
структур
организма,
взаимодействие
которых
обусловливает
эффективность
выполнения двигательных действий. Например, такие как выворотность ног,
гибкость стопы, «балетный шаг», гибкость тела, прыжок, координация
движений. Прыжок – один из элементов хореографии, с помощью которого
достигается: лёгкость, воздушность, полётность. Координация движений.
Координация: нервная, мышечная, двигательная. Нервная координация:
чувство ритма, равновесие, осанка и т.п. Мышечная координация –
групповое взаимодействие мышц. Двигательная координация – это процесс
согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени.
Развитие физических способностей происходит под действием двух
основных факторов:
- наследственной программы индивидуального развития организма;
- социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним
воздействиям).
В силу этого под процессом развития физических способностей
понимают
единство
наследственного
и
педагогически
направляемого
изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Существуют такие физические способности и качества, так называемой
профессиональной пригодности как выворотность, подъём стопы «балетный
шаг», гибкость, сила, координация, выносливость.
Так же важны: пропорциональность сложения тела, стройная форма
ног, гибкая, красивая линия вытянутой ступни – подъем ноги, изящная,
пластическая форма рук, осанка.
Среди врожденных природных качеств у ребенка важны и многие
другие: чувство координации, общая пластичность, чувство ритма и
музыкальность, артистичность, творческое воображение, музыкальная и
двигательная память, координационные способности.
Основной задачей является укрепление общефизического состояния
ребенка и коррекция имеющихся недостатков в строении фигуры ребенка.
К частым задачам относиться:
-
оптимизация
роста
и
формирование
правильной
осанки,
профилактика плоскостопия;
-
совершенствование
психомоторных
способностей:
развитие
мышечной
силы,
подвижности
в
различных
суставах
(гибкости),
выносливости;
- оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую
сферу ребенка.
Во время занятий партерной гимнастикой основными способами
дозировки
физической
нагрузки
являются:
длительность
выполнения
упражнений, подбор самих упражнений, количество повторений и выбор
исходных положений. Количество повторений каждого упражнения дает
возможность
не
только
увеличивать
последующую
нагрузку,
но
и
индивидуально,
в
соответствии
с
физическими
возможностями
занимающегося ребенка, распределить усилия.
Для достижения наилучшего результата, следует придерживаться
следующих принципов:
- принцип постепенности;
- принцип доступности;
- принцип чередования нагрузки;
- принцип наглядности (зрительной).
Принцип постепенности
реализуется через такие правила: «от
известного к неизвестному», «от простого к сложному».
Принцип
доступности
подразумевает
под
собой
легкость
предлагаемого
материала
и
в
то
же
время
его
усложнение,
для
стимулирования интереса ребенка.
Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления
у детей и для оздоровительного эффекта.
Принцип
зрительной
наглядности
очень
важен
в
обучении
движениям. Зрительная наглядность – это демонстрация движений в целом
или по частям. С помощью этого принципа дети быстрее обучаются данному
виду деятельности.
Партерная
гимнастика
с
гимнастической
палкой
способствует
коррекции дефектов в строении ребенка: сутулость, плоскостопие, узловато-
торчащие колени. Развитию нервной координации: равновесие, осанка,
мышечной координацию – групповое взаимодействие мышц и двигательной
координации.
Экзерсис
состоит
из
нескольких
разделов:
упражнений
стоя,
упражнений сидя на полу, упражнений лежа на животе.
Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все
упражнения
проходит
нацеленность
на
укрепления
мышц
спины,
в
стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях. Каждое
упражнения имеет свои методические требования, они просты, но важно
добиваться абсолютной точности их выполнения.
Использование предметов, спортивных снарядов способствует более четкому
усвоению и правильному исполнению упражнений партерной гимнастике.
Дети с огромным удовольствием занимаются с гимнастическими палками,
скакалками, мячами, что позволяет добиться хороших результатов.