Автор: Опарина Валентина Юрьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 пгт. Тымовское"
Населённый пункт: Сахалинская область.,пгт. Тымовское
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование
Опарина Валентина Юрьевна
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
посредством пальчиковых игр
Актуальность темы исследования. Последние годы в современном обществе
происходит переосмысление культурных и педагогических идей, ценностей
благодаря этому происходит модернизация системы образования. Все больше и
больше внимания уделяют дошкольному образованию.
Так как в дошкольном возрасте приходится период интенсивного
формирования и становления важнейших систем организма, происходит
физическое развитие и совершенствуется интеллектуальный потенциал детей.
Дошкольный период детства – существенный период в развитии ребенка его
личностных качеств, так как в это время он познает мир, который его мир,
учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходят первые этапы
взросления.
Также
в
дошкольный
период
происходит
развитие
всех
психических процессов, в том числе речи.
Многие умения и навыки ребенок приобретает после рождения и одним из
приобретенных умений является речь. Речь человека развивается в ходе
индивидуального развития и это неврожденная способностью. Развивая речь
ребенка, педагог способствует развитию всех психических процессов и
способствует формированию личности ребенка и человека вообще.
Речь выступает своеобразным проводящим звеном в становлении личности
ребенка. Речевое общение является основным средством передачи различной
информации, благодаря речи человек знает мир, находящийся рядом с ним
приобщается к исторической культуре, а также способствует благополучному
воспитанию и обучению [52, с.22].
В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать
педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на
воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с введением ФГОС, в
привычной работе направленной на развитие речи ребенка происходят разные
изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые
помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой,
правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития
детской деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения.
Невозможно не согласиться с тем, что речевое развитие дошкольника стала
одной из злободневных проблем в деятельности педагогов ДОУ.
«Речевое
развитие» в ФГОС ДО выделена как основная образовательная область.
Усвоение родного языка это один из самых сложных и загадочных
вопросов, как для детских психологов, так и педагогов. По сей день является
загадкой, как беспомощный малыш, у которого слабо развито внимание,
мыслительные операции не сформированы, всего за 1,6–3 года почти
безукоризненно усваивает настолько сложную знаковую систему человека, как
речь (язык).
Возможно, именно по этой причине нахождение линий и наилучших
условий, способствующих развитию речи малышей считается одним из
важнейших направлений в дошкольной педагогике.
Благодаря речи (психическая функция) человек отличается от других
представителей
животного
мира.
Речь
оказывает
большое
влияние
на
сознательные формы психической и произвольной деятельности (регулирующая
функция). Благодаря языку речь играет важную роль в жизни человечества, она
выполняет коммуникативную функцию. И все же что же такое связная речь?
Связная речь – высшая форма речи интеллектуальной деятельности, которая
определяет уровень не только речевого развития, но и умственное развитие
ребенка.
Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. в своих трудах
говорили
о
психологической
природе связной
речи,
ее
механизмах
и
особенностях развития у детей. Также исследователи отмечали и отмечают
сложную организацию связной речи и указывают на важность речевого
воспитания.
В трудах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого
заложены богатые методики обучения связной речи детей, которые своими
корнями глубоко уходят в народные традиции. А ряд таких педагогов как М.М.
Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П.
Усова, Е.А. Флерина в своих работах заложили основы методики развития
связной речи дошкольников. В свою очередь А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова,
В.В. Гербова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина
работали над проблемой развития монологической речи (разрабатывали
содержание и методы обучения) в дошкольном учреждении. Также Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин изучали особенности
развития связной речи малышей. Новые подходы в планировании и проведении
работы с дошкольниками позволили изменить характер взаимодействия
педагога с детьми. Речь совершенствуется под влиянием кинетических
импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют
развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что
зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания
развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе
различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий.
Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего
дошкольного возраста, в то время, как и в старшем дошкольном возрасте игры
пальчиками не теряют своего развивающего потенциала.
Актуальность проблемы и личный интерес авторов определили выбор темы
«Развитие связной речи у младшего дошкольного возраста посредством
пальчиковых игр».