Напоминание

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр


Автор: Опарина Валентина Юрьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 пгт. Тымовское"
Населённый пункт: Сахалинская область.,пгт. Тымовское
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опарина Валентина Юрьевна

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

посредством пальчиковых игр

Актуальность темы исследования. Последние годы в современном обществе

происходит переосмысление культурных и педагогических идей, ценностей

благодаря этому происходит модернизация системы образования. Все больше и

больше внимания уделяют дошкольному образованию.

Так как в дошкольном возрасте приходится период интенсивного

формирования и становления важнейших систем организма, происходит

физическое развитие и совершенствуется интеллектуальный потенциал детей.

Дошкольный период детства – существенный период в развитии ребенка его

личностных качеств, так как в это время он познает мир, который его мир,

учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходят первые этапы

взросления.

Также

в

дошкольный

период

происходит

развитие

всех

психических процессов, в том числе речи.

Многие умения и навыки ребенок приобретает после рождения и одним из

приобретенных умений является речь. Речь человека развивается в ходе

индивидуального развития и это неврожденная способностью. Развивая речь

ребенка, педагог способствует развитию всех психических процессов и

способствует формированию личности ребенка и человека вообще.

Речь выступает своеобразным проводящим звеном в становлении личности

ребенка. Речевое общение является основным средством передачи различной

информации, благодаря речи человек знает мир, находящийся рядом с ним

приобщается к исторической культуре, а также способствует благополучному

воспитанию и обучению [52, с.22].

В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать

педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на

воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с введением ФГОС, в

привычной работе направленной на развитие речи ребенка происходят разные

изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые

помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой,

правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития

детской деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения.

Невозможно не согласиться с тем, что речевое развитие дошкольника стала

одной из злободневных проблем в деятельности педагогов ДОУ.

«Речевое

развитие» в ФГОС ДО выделена как основная образовательная область.

Усвоение родного языка это один из самых сложных и загадочных

вопросов, как для детских психологов, так и педагогов. По сей день является

загадкой, как беспомощный малыш, у которого слабо развито внимание,

мыслительные операции не сформированы, всего за 1,6–3 года почти

безукоризненно усваивает настолько сложную знаковую систему человека, как

речь (язык).

Возможно, именно по этой причине нахождение линий и наилучших

условий, способствующих развитию речи малышей считается одним из

важнейших направлений в дошкольной педагогике.

Благодаря речи (психическая функция) человек отличается от других

представителей

животного

мира.

Речь

оказывает

большое

влияние

на

сознательные формы психической и произвольной деятельности (регулирующая

функция). Благодаря языку речь играет важную роль в жизни человечества, она

выполняет коммуникативную функцию. И все же что же такое связная речь?

Связная речь – высшая форма речи интеллектуальной деятельности, которая

определяет уровень не только речевого развития, но и умственное развитие

ребенка.

Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. в своих трудах

говорили

о

психологической

природе связной

речи,

ее

механизмах

и

особенностях развития у детей. Также исследователи отмечали и отмечают

сложную организацию связной речи и указывают на важность речевого

воспитания.

В трудах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого

заложены богатые методики обучения связной речи детей, которые своими

корнями глубоко уходят в народные традиции. А ряд таких педагогов как М.М.

Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П.

Усова, Е.А. Флерина в своих работах заложили основы методики развития

связной речи дошкольников. В свою очередь А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова,

В.В. Гербова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина

работали над проблемой развития монологической речи (разрабатывали

содержание и методы обучения) в дошкольном учреждении. Также Л.С.

Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин изучали особенности

развития связной речи малышей. Новые подходы в планировании и проведении

работы с дошкольниками позволили изменить характер взаимодействия

педагога с детьми. Речь совершенствуется под влиянием кинетических

импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий

уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него

достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют

развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что

зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания

развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе

различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий.

Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего

дошкольного возраста, в то время, как и в старшем дошкольном возрасте игры

пальчиками не теряют своего развивающего потенциала.

Актуальность проблемы и личный интерес авторов определили выбор темы

«Развитие связной речи у младшего дошкольного возраста посредством

пальчиковых игр».



В раздел образования