Автор: Ларина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д\с №101 "Жар-птица" (корпус 2)
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация- практикум для молодых педагогов"Как заинтересовать дошкольников деятельностью?"
Раздел: дошкольное образование
Консультация-практикум для молодых педагогов
«Как организовать дошкольников на деятельность»
Автор: Ларина Татьяна Ивановна,
воспитатель
МДОУ «ЦРР- детский сад №101
«Жар – птица» (корпус 2)
г. Саратова
г. Саратов
2020 г.
Цель: Помочь педагогам в овладении приемами организации дошкольников,
развитие профессионального мастерства.
Консультация-практикум
«Как
организовать
дошкольников
на
деятельность».
Одно из требований ФГОС ДО- построение образовательной деятельности на
основе взаимодействия взрослых и детей, учитывающего социальную ситуацию
развития ребенка (поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных
видах деятельности – игровой, проектной, исследовательской, познавательной
и т.д). Что же такое детская деятельность? Под детской деятельностью
понимают то, как ребенок взаимодействует с окружающим его миром, причем
принимается во внимание только активное взаимодействие. Насколько верно
мы будем организовывать
это
взаимодействие,
используя
современные
подходы - зависит развитие ребенка. Поэтому так важно внедрять в детском
саду деятельностный подход, который предполагает открытие перед ребенком
всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но
ответственный выбор той или иной возможности. Никакое воспитывающее и
обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной
деятельности его самого. Но стандарт предостерегает нас от насильного
вовлечения детей в какую-либо деятельность. Необходимо так продумать
организацию детской деятельности, чтобы ребенку захотелось ею заняться,
чтобы это показалось ему интересным и важным. Какие же шаги предпринять
воспитателю, чтобы дети заинтересовались деятельностью?
Памятка 1. Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к
совместной деятельности?( комментирую все положения памятки)
Следующее одно из требований стандарта - любая деятельность должна быть
мотивированной, т.е. дети должны понимать для чего это им необходимо
делать, как данное познание или умение может пригодиться им в будущем.
Какие
приемы
могут
помочь
воспитателю
показать
детям
важность
предлагаемой деятельности?
Памятка 2.Как мотивировать детей, чтобы они сами захотели с вами играть,
заниматься?
К сожалению, бывает и так, что воспитателю удалось заинтересовать
деятельностью большую часть детей, а несколько детей, а может и один
ребенок, все- таки игнорировал ваше предложение. Но проходит некоторое
время и ребенок наблюдавший за вашими действиями, вдруг пожелал
присоединиться, тем самым как бы нарушая ход вашей деятельности. В таком
случае педагогу нужно оценить важность сложившейся ситуации. Ответьте,
пожалуйста, на вопросы:
Вам
важно,
чтобы
ребенок
ни
при
каких
обстоятельствах,
не
почувствовал свою ненужность и не почувствовал себя лишним?
Вам важно, что ребенок все же захотел с вами играть?
Вам важно показать поведенческий пример для других детей группы?
Замечательно, что мы получили положительные ответы на вопросы и теперь
поработаем с памяткой №3.
Памяткой 3. Как быть, если ребенок захотел включиться в деятельность,
которая близится к завершению?
Хотя и редко, но все же случается ситуация, когда ребенок несмотря на все
предпринятые воспитателем усилия отказывается от деятельности. Не обратить
на это внимание – нельзя, т.к. причины могут быть самые разные вплоть до
недомогания. Как же поступить воспитателю, если причина отказа не связана
со здоровьем?
Памятка
4.
Как
лучше
поступить,
если
ребенок
отказывается
от
деятельности?
В течение дня
воспитателю приходится много раз использовать слова
поощрения или порицания за какие-либо поступки или действия детей.
Ежедневно используемые слова «молодец или так нельзя поступать» не будут
вызывать нужной реакции у детей. Поэтому в вашу методическую копилку
предлагаются разнообразные речевые высказывания, которые вы сможете
использовать в оценке действий своих воспитанников.
Практическая часть.
Из
своего
опыта
работы
приведите
примеры
возникшей
ситуации
взаимодействия с ребенком и предложите варианты решения, пользуясь
предложенными памятками.
Далее предлагаю педагогам вместе проанализировать каждое предложенное
решение.
Памятка 1.
Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной
деятельности?
Обращайтесь к детям с учетом половой принадлежности и возраста
детей, при необходимости можно добавить притяжательное местоимение
(мой, моя, мои) и одну из речевых фраз.
Обращения к детям раннего возраста: зайчата, крошки, солнышки,
богатыри и дюймовочки и т.д.
Обращения к детям дошкольного возраста: знайки и умейки, юные
друзья, умники и умницы, почемучки, рыцари и принцессы и т.д.
Речевые фразы:
- кто сегодня хочет стать исследователем( волшебником, космонавтом и т.д)?
- мы с Олей сейчас будем играть и приглашаем всех желающих присоединиться
к нам;
- внимание! Срочно требуется помощь (открывается мастерская, лаборатория);
- кто меня видит – топните ножкой;
- кто меня слышит – хлопните в ладоши;
- кто любит мультфильм… подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для вас
интересное предложение…
- Очень хочу с вами посекретничать;
- интересно, кто отгадает, что у меня в волшебном сундучке?
- утром, при встрече прикрепить к одежде ребенка сигнальный значок: разреши,
я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку, а для чего она- узнаешь
позже,
сегодня
будет
интересный
день.
Затем
обратиться
к
детям:
«Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку. Подумайте,
на какой полянке каждого из вас ждут?»
- педагог вносит какой-либо предмет как сюрпризный момент: «Кто знаком с
этим предметом? А кто знает для чего он нужен? (при отрицательном ответе- А
что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?»
Памятка 2.
Как мотивировать детей, чтобы они сами захотели с вами играть?
Нужно создать проблему:
- Завтра к нам в гости придут наши соседи, дети из младшей группы. Как нам
их встретить? (выслушать ответы). Я знаю, что малыши любят смотреть
сказки…(дождаться предложения сделать постановку сказки).
Можно подключить органы чувств: Мои юные друзья, вам нравится эта
музыка? Чем бы вам хотелось заняться, слушая её? Что тебе, Оля, нужно
для этого, а тебе, Коля?
Озвучить
провокационную
ситуацию:
дети
зимой
собираются
на
прогулку- У меня замечательное предложение- куртки, шапки и перчатки
не одеваем!( дождаться вопросов).Если все это одевать, мы потратим
много времени и прогулка сократиться (ответы). А что произойдет, если
мы не наденем эти вещи? Что же вы предлагаете сделать?
Озвучить просьбу о помощи: Мои маленькие помощники, родители
обратились к нам с просьбой…; дорогие мои друзья, в нашей группе
(царстве, городе) случилась неприятность (дождаться вопроса, затем
сказать, что случилось). Что будем делать?
Памятка 3.
Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность,
которая уже начата или завершается?
Как здорово, к нам присоединился Коля! Давайте расскажем ему, чем мы
занимаемся. Хочешь с нами…?
Мне очень приятно, что Оля захотела с нами поиграть. А вам, друзья?
Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…
Ты пришел нам помочь? Как вовремя!
Маша пришла, нам как раз тебя не хватало. Присоединишься к нам?
Какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Коля отложил свои
дела и присоединился к нам. Мы на это рассчитывали и приготовили для
тебя необходимый материал;
Оля, мы рады тебя видеть. К сожалению, мы уже заканчиваем, но ты
сможешь нам помочь…
Помните, что иногда хватит одного вашего взгляда, чтобы, несмотря на все
слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
Или же довольно одного вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру,
чтобы ребенок отказался от первоначального намерения и присоединился к
вашей деятельности.
Памятка 4.
Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?
Пользуясь обращениями из памятки 1 добавьте речевую фразу:
Ты можешь сейчас заниматься чем хочешь, но помни наше правило-
играя, не мешай, не шуми и не ломай!
Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется с нами…
Договорились? ( можно пожать руки в знак партнерских отношений)
А как же мы без тебя, ведь мы на тебя рассчитывали, только ты можешь
нам помочь в …
У тебя будет ответственная роль, ты будешь.. Что тебе для этого нужно?
А тебе не будет скучно одному?
Как жаль, что ты не узнаешь…
А ты не хотел бы помочь…
А вдруг твой совет окажется самым важным?
А как же мы без тебя справимся?
А может ты присоединишься к нам позже?( в случае отрицательного
ответа- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь…)
Предложить ребенку импровизированный рюкзак или шкатулку: Собери
в него все интересные дела, какие только у тебя есть. А потом мы вместе
покажем их всем ребятам. Ты можешь взять любые материалы, если они
тебе понадобятся. Договорились? ( пожать руку)
Речевые фразы оценивания.
адресность
похвала
порицание
девочке
-какая ты у меня умничка!
-какая ты хозяюшка! Как ты
мне помогла!
-твой рассказ меня тронул
-какая
ты
сегодня
эмоциональная!
-твоя
скромность
тебя
украшает.
-Ты волнуешься напрасно, у
тебя все получится
-не переживай, в следующий
раз получится лучше. Что
тебе нужно для этого?
-у тебя сегодня настроение
как у погоды- нежное и
солнечное.
- как хорошо что ты помогла
подруге
-ты всегда опрятная, разве тебе
не хочется исправить это?
-как ты думаешь, ты сделала
хорошее дело? А могла бы ты
его не делать?
-ты всегда такая аккуратная, но
что случилось сегодня?
мальчику
-ты сегодня герой дня!
-ты
совершил
мужественный поступок
-ты не позволил обидеть
девочку, ты показал, что ты
смелый мальчик
-Какой же ты сегодня джен-
тльмен!
-я тобой горжусь
-ты очень любознательный,
это замечательно
-я огорчена, я ведь знаю, что ты
можешь вести себя по другому
-мне кажется, твой поступок не
очень красив
-я считаю, что ты не очень
хорошо вел себя
-ты можешь сделать лучше,
когда захочешь
всем
вместе
-вы
сегодня
порадовали
меня…
-вы сегодня просто герои,
такие целеустремленные
-вы
показали,
какие
вы
доброжелательные,
я
горжусь вами
-замечательно, мне нравится
ваша реакция
-наша работа сегодня была
полезной, как вы думаете в
чем?
-Ваш поступок привел меня
-я огорчена тем, что вы…
-я не ожидала от вас такого
отношения
-как вы думаете, для чего вы
так поступили?
-я
считаю,
что
вы
умеете
лучше,
что
вам
помешало-
погода, настроение?
-я
рассчитывала
на
другой
результат
-как вы думаете, почему не все
участвовали?
-я расстроилась из-за вашего
в восхищение
-работа была сложная, но у
нас многое получилось
-как вы считаете, что нам
удалось лучше всего?
поступка
-как
вы
считаете,
вы
справились с заданием? Только
честно!