Напоминание

Консультация- практикум для молодых педагогов"Как заинтересовать дошкольников деятельностью?"


Автор: Ларина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д\с №101 "Жар-птица" (корпус 2)
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация- практикум для молодых педагогов"Как заинтересовать дошкольников деятельностью?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация-практикум для молодых педагогов

«Как организовать дошкольников на деятельность»

Автор: Ларина Татьяна Ивановна,

воспитатель

МДОУ «ЦРР- детский сад №101

«Жар – птица» (корпус 2)

г. Саратова

г. Саратов

2020 г.

Цель: Помочь педагогам в овладении приемами организации дошкольников,

развитие профессионального мастерства.

Консультация-практикум

«Как

организовать

дошкольников

на

деятельность».

Одно из требований ФГОС ДО- построение образовательной деятельности на

основе взаимодействия взрослых и детей, учитывающего социальную ситуацию

развития ребенка (поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных

видах деятельности – игровой, проектной, исследовательской, познавательной

и т.д). Что же такое детская деятельность? Под детской деятельностью

понимают то, как ребенок взаимодействует с окружающим его миром, причем

принимается во внимание только активное взаимодействие. Насколько верно

мы будем организовывать

это

взаимодействие,

используя

современные

подходы - зависит развитие ребенка. Поэтому так важно внедрять в детском

саду деятельностный подход, который предполагает открытие перед ребенком

всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но

ответственный выбор той или иной возможности. Никакое воспитывающее и

обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной

деятельности его самого. Но стандарт предостерегает нас от насильного

вовлечения детей в какую-либо деятельность. Необходимо так продумать

организацию детской деятельности, чтобы ребенку захотелось ею заняться,

чтобы это показалось ему интересным и важным. Какие же шаги предпринять

воспитателю, чтобы дети заинтересовались деятельностью?

Памятка 1. Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к

совместной деятельности?( комментирую все положения памятки)

Следующее одно из требований стандарта - любая деятельность должна быть

мотивированной, т.е. дети должны понимать для чего это им необходимо

делать, как данное познание или умение может пригодиться им в будущем.

Какие

приемы

могут

помочь

воспитателю

показать

детям

важность

предлагаемой деятельности?

Памятка 2.Как мотивировать детей, чтобы они сами захотели с вами играть,

заниматься?

К сожалению, бывает и так, что воспитателю удалось заинтересовать

деятельностью большую часть детей, а несколько детей, а может и один

ребенок, все- таки игнорировал ваше предложение. Но проходит некоторое

время и ребенок наблюдавший за вашими действиями, вдруг пожелал

присоединиться, тем самым как бы нарушая ход вашей деятельности. В таком

случае педагогу нужно оценить важность сложившейся ситуации. Ответьте,

пожалуйста, на вопросы:

Вам

важно,

чтобы

ребенок

ни

при

каких

обстоятельствах,

не

почувствовал свою ненужность и не почувствовал себя лишним?

Вам важно, что ребенок все же захотел с вами играть?

Вам важно показать поведенческий пример для других детей группы?

Замечательно, что мы получили положительные ответы на вопросы и теперь

поработаем с памяткой №3.

Памяткой 3. Как быть, если ребенок захотел включиться в деятельность,

которая близится к завершению?

Хотя и редко, но все же случается ситуация, когда ребенок несмотря на все

предпринятые воспитателем усилия отказывается от деятельности. Не обратить

на это внимание – нельзя, т.к. причины могут быть самые разные вплоть до

недомогания. Как же поступить воспитателю, если причина отказа не связана

со здоровьем?

Памятка

4.

Как

лучше

поступить,

если

ребенок

отказывается

от

деятельности?

В течение дня

воспитателю приходится много раз использовать слова

поощрения или порицания за какие-либо поступки или действия детей.

Ежедневно используемые слова «молодец или так нельзя поступать» не будут

вызывать нужной реакции у детей. Поэтому в вашу методическую копилку

предлагаются разнообразные речевые высказывания, которые вы сможете

использовать в оценке действий своих воспитанников.

Практическая часть.

Из

своего

опыта

работы

приведите

примеры

возникшей

ситуации

взаимодействия с ребенком и предложите варианты решения, пользуясь

предложенными памятками.

Далее предлагаю педагогам вместе проанализировать каждое предложенное

решение.

Памятка 1.

Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной

деятельности?

Обращайтесь к детям с учетом половой принадлежности и возраста

детей, при необходимости можно добавить притяжательное местоимение

(мой, моя, мои) и одну из речевых фраз.

Обращения к детям раннего возраста: зайчата, крошки, солнышки,

богатыри и дюймовочки и т.д.

Обращения к детям дошкольного возраста: знайки и умейки, юные

друзья, умники и умницы, почемучки, рыцари и принцессы и т.д.

Речевые фразы:

- кто сегодня хочет стать исследователем( волшебником, космонавтом и т.д)?

- мы с Олей сейчас будем играть и приглашаем всех желающих присоединиться

к нам;

- внимание! Срочно требуется помощь (открывается мастерская, лаборатория);

- кто меня видит – топните ножкой;

- кто меня слышит – хлопните в ладоши;

- кто любит мультфильм… подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для вас

интересное предложение…

- Очень хочу с вами посекретничать;

- интересно, кто отгадает, что у меня в волшебном сундучке?

- утром, при встрече прикрепить к одежде ребенка сигнальный значок: разреши,

я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку, а для чего она- узнаешь

позже,

сегодня

будет

интересный

день.

Затем

обратиться

к

детям:

«Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку. Подумайте,

на какой полянке каждого из вас ждут?»

- педагог вносит какой-либо предмет как сюрпризный момент: «Кто знаком с

этим предметом? А кто знает для чего он нужен? (при отрицательном ответе- А

что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?»

Памятка 2.

Как мотивировать детей, чтобы они сами захотели с вами играть?

Нужно создать проблему:

- Завтра к нам в гости придут наши соседи, дети из младшей группы. Как нам

их встретить? (выслушать ответы). Я знаю, что малыши любят смотреть

сказки…(дождаться предложения сделать постановку сказки).

Можно подключить органы чувств: Мои юные друзья, вам нравится эта

музыка? Чем бы вам хотелось заняться, слушая её? Что тебе, Оля, нужно

для этого, а тебе, Коля?

Озвучить

провокационную

ситуацию:

дети

зимой

собираются

на

прогулку- У меня замечательное предложение- куртки, шапки и перчатки

не одеваем!( дождаться вопросов).Если все это одевать, мы потратим

много времени и прогулка сократиться (ответы). А что произойдет, если

мы не наденем эти вещи? Что же вы предлагаете сделать?

Озвучить просьбу о помощи: Мои маленькие помощники, родители

обратились к нам с просьбой…; дорогие мои друзья, в нашей группе

(царстве, городе) случилась неприятность (дождаться вопроса, затем

сказать, что случилось). Что будем делать?

Памятка 3.

Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность,

которая уже начата или завершается?

Как здорово, к нам присоединился Коля! Давайте расскажем ему, чем мы

занимаемся. Хочешь с нами…?

Мне очень приятно, что Оля захотела с нами поиграть. А вам, друзья?

Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…

Ты пришел нам помочь? Как вовремя!

Маша пришла, нам как раз тебя не хватало. Присоединишься к нам?

Какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Коля отложил свои

дела и присоединился к нам. Мы на это рассчитывали и приготовили для

тебя необходимый материал;

Оля, мы рады тебя видеть. К сожалению, мы уже заканчиваем, но ты

сможешь нам помочь…

Помните, что иногда хватит одного вашего взгляда, чтобы, несмотря на все

слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!

Или же довольно одного вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру,

чтобы ребенок отказался от первоначального намерения и присоединился к

вашей деятельности.

Памятка 4.

Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?

Пользуясь обращениями из памятки 1 добавьте речевую фразу:

Ты можешь сейчас заниматься чем хочешь, но помни наше правило-

играя, не мешай, не шуми и не ломай!

Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется с нами…

Договорились? ( можно пожать руки в знак партнерских отношений)

А как же мы без тебя, ведь мы на тебя рассчитывали, только ты можешь

нам помочь в …

У тебя будет ответственная роль, ты будешь.. Что тебе для этого нужно?

А тебе не будет скучно одному?

Как жаль, что ты не узнаешь…

А ты не хотел бы помочь…

А вдруг твой совет окажется самым важным?

А как же мы без тебя справимся?

А может ты присоединишься к нам позже?( в случае отрицательного

ответа- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь…)

Предложить ребенку импровизированный рюкзак или шкатулку: Собери

в него все интересные дела, какие только у тебя есть. А потом мы вместе

покажем их всем ребятам. Ты можешь взять любые материалы, если они

тебе понадобятся. Договорились? ( пожать руку)

Речевые фразы оценивания.

адресность

похвала

порицание

девочке

-какая ты у меня умничка!

-какая ты хозяюшка! Как ты

мне помогла!

-твой рассказ меня тронул

-какая

ты

сегодня

эмоциональная!

-твоя

скромность

тебя

украшает.

-Ты волнуешься напрасно, у

тебя все получится

-не переживай, в следующий

раз получится лучше. Что

тебе нужно для этого?

-у тебя сегодня настроение

как у погоды- нежное и

солнечное.

- как хорошо что ты помогла

подруге

-ты всегда опрятная, разве тебе

не хочется исправить это?

-как ты думаешь, ты сделала

хорошее дело? А могла бы ты

его не делать?

-ты всегда такая аккуратная, но

что случилось сегодня?

мальчику

-ты сегодня герой дня!

-ты

совершил

мужественный поступок

-ты не позволил обидеть

девочку, ты показал, что ты

смелый мальчик

-Какой же ты сегодня джен-

тльмен!

-я тобой горжусь

-ты очень любознательный,

это замечательно

-я огорчена, я ведь знаю, что ты

можешь вести себя по другому

-мне кажется, твой поступок не

очень красив

-я считаю, что ты не очень

хорошо вел себя

-ты можешь сделать лучше,

когда захочешь

всем

вместе

-вы

сегодня

порадовали

меня…

-вы сегодня просто герои,

такие целеустремленные

-вы

показали,

какие

вы

доброжелательные,

я

горжусь вами

-замечательно, мне нравится

ваша реакция

-наша работа сегодня была

полезной, как вы думаете в

чем?

-Ваш поступок привел меня

-я огорчена тем, что вы…

-я не ожидала от вас такого

отношения

-как вы думаете, для чего вы

так поступили?

считаю,

что

вы

умеете

лучше,

что

вам

помешало-

погода, настроение?

рассчитывала

на

другой

результат

-как вы думаете, почему не все

участвовали?

-я расстроилась из-за вашего

в восхищение

-работа была сложная, но у

нас многое получилось

-как вы считаете, что нам

удалось лучше всего?

поступка

-как

вы

считаете,

вы

справились с заданием? Только

честно!



В раздел образования